О геологах и не только.
Казалось бы, геологи, работающие в поле, и туристы, идущие в дальний поход, должны быть экипированы схоже. И организация должна быть близкой.
Ведь и те, и те находятся в одинаковых диких условиях, задачи выживания примерно одинаковы. А разница целей... Не так редко цель похода - не спортивная, а краеведческая. Мы одно время пытались разобраться в истории войны в Приэльбрусье. Ходили, искали следы. Почти, как геологи, только они - камни, а мы - следы. Так что и с целями...
Но всё разнится и очень сильно!
В чем же дело?
А дело в том, что для геолога поле - это работа. А для туриста - нет. Спорт, хобби, увлечение, отдых, назвать можно по-разному. Но не работа точно.
И это накладывает очень серьезный отпечаток.
Начнем с кадров.
Как приходят люди в туризм.
Пропущу несколько первых походов выходного дня. Начну с момента, когда человек попадает в турклуб или (для детей) туркружок и начинает готовится к первому походу.
Готовится он со всей группой, в которой есть хотя бы один опытный человек (руководитель). Руководитель, хочет он того или нет, учит новичков и при подготовке, и в самом походе.
Сходивший в поход первой категории, получает право идти во вторую. И так далее. На южный берег моря Лаптевых человек попадет не менее, чем в четверку пешую.
До этого времени кто-то из бывших новичков отсеется сам, а кого-то отсеют.
В итоге в серьезный поход идут лишь опытные люди, готовые пахать ради затеянного мероприятия. Существуют специальные организации, выпускающие в поход
А в геологии?
Кого наняли, тот и поедет! Кто проверяет знания, умения, опыт? Отдел кадров? Начальник экспедиции? Ему больше заняться нечем? Да и не до жиру, дефицит кадров!
Большинство рабочих - местные. Немалая часть - бичи. Но допустим, подвернулся какой-либо студент на практику. Кто его будет учить и чему? Лотком работать - будут. А ноги сухими сохранять? За это денег не платят!
В итоге если человек чему и учится, то исключительно глядя на окружающих, нахватывается по самым верхам, не понимая сути.
Нет, после двадцати лет в поле быть совсем уж чайником невозможно.
Более того, в вопросах, как выжить с плохой снарягой, старый геолог не уступает старому туристу (а молодое поколение и превосходит, они в таком старье никогда не ходили). Но о хорошей снаряге этот самый старый геолог слышал краем уха. Что-то типа "Продается в Альпухе и Сплаве". Или совсем не слышал.
То есть разница в знаниях и опыте у туристов и геологов огромна.
Вопрос следующий. Спецодежда.
Настуран написал(а):Энцефалитка это рабочая одежда. За несколько месяцев полевого сезона она приходит в такое состояние, что её проще выбросить, чем отстирать и заштопать. Их нам выдают ежегодно и совершенно бесплатно.
Ключевой момент. Выдают бесплатно.
Вы думаете, я не знаю, сколько времени может служить куртка из брезента? Далеко не один и не два ваших сезона. Но согласен, какой смысл штопать и стирать, если выдадут новую? Если по нормам срок службы снаряжения - год, то по истечении этого года одежку надо списать и уничтожить. А не стирать и штопать. Собственно, штопать ее за сезон, чаще всего не надо.
Абсолютно уверен, Вам даже в голову не приходило хоть раз проверить, а в каком она на самом деле состоянии! Зачем?
Но Вы искренне считаете, что "за несколько месяцев полевого сезона она приходит в такое состояние, что её проще выбросить". Вот такой изгиб психики.
Это первый момент. Но есть и второй.
Кто и когда будет покупать одежду или шить ее сам, если ее выдают бесплатно? Я не говорю о рабочих, нанятых на один сезон. Я о профессионалах! Авизентовый костюм - не сверх дорогая мембрана из "Альпухи". Он стоит сейчас тысячи четыре. Анорак (та же энцефалитка) + штаны. Прочнее и долговечнее брезента, почти не впитывает влаги и очень быстро сохнет. На десяток сезонов его хватит. Стирать, правда, придется!
В 80-х мы их шили себе сами. Из парашютных ранцев. Из добываемых в Питере фильтров для керамики.
Кто-нибудь из геологов когда-нибудь озаботился чем-либо подобным? Зачем? Если выдадут бесплатно!
Хотя нет, один товарищ задумался. Встретился нам в 1984 году, в Матче (это Памиро-Алай). Третий день шли дожди. Дров в тех местах нет. Хреново ему было в насквозь промокшей энцефалитке... Мужик долго крутил в руках наши анораки и рюкзаки (всё самоделки), выслушивал объяснения, после чего горько вздохнул и сказал: "Когда же нам будут такое выдавать?"
А теперь ответьте: существует ли хоть один человек, который скажет, что то, что носит он - неправильно. А правильно - иначе. Особенно, если он считает себя профессионалом (геолог же работает, он профессионал), а тот, который иначе - любитель (туристам же не за это деньги платят).
НИКТО и НИКОГДА.
А потому то, что носят геологи (а носят то, что им выдают) - самое лучшее.
То есть, брезентовые штаны, энцефалитки и резиновые сапоги.
Ничего личного, чистая психология.
Снаряжение
В туризме тоже ходили с кусками полиэтилена вместо палаток. По единственной причине. Вес. Чем тащить "Памирку", на равнину проще полиэтилен взять. Потом появились значительно более легкие палатки, и полиэтилен ушел. Хотя любители ходить без палаток остались. Вместо полиэтилена носят тенты. Выигрыш в весе, выигрыш в долговечности.
А у геологов? А то же, что с одеждой. Палатки выдают. Брезентовые. Это даже не "Памирка", это 4 кг сухого веса! Полиэтилен - бери сколько хочешь. Зачем покупать палатку весом 1,6 или тент в 300 грамм? Выдадут!
Нет, это не жадность. Это привычка. Можно сказать, отношение. "На халяву и уксус сладкий". У большинства геологов и людей других подобных профессий - неосознанное отношение.
Палатки - брезентовые.
Спальники - ватные.
Рюкзак - "дачный колобок" образца 50-х.
То, что выдают.
Вес в итоге - ужас.
И когда надо идти пешком, геолог выбрасывает и заменяет всё, что можно. Ему же еще образцы тащить, а это камни! И в рюкзаке, гарантирующем травмы позвоночника.
Но всё равно, о тенте заранее никто не подумал. Зачем? Полиэтилена отмотаем!
Организация экспедиции.
Мне приходилось высаживаться с вертолета. Приходилось организовывать детские турлагеря на сотню рыл на три месяца (летние каникулы). Приходилось везти группу в 27 человек в поход на перекладных поездах, а потом на машине, явно маленькой для такой толпы.
И никогда не было проблемы в течение пяти минут после выгрузки найти нужную вещь.
В геологической экспедиции это невозможно!
Не потому, что много груза.
А потому, что ни за одну вещь никто не отвечает.
Как организуется доставка снаряжения в туризме. Каждому выдается набор вещей, которые он несет. И этот человек сам их упаковывает, сам за ними смотрит и т.д. Если мне нужен даже не ремнабор, а что-то куда более редкое, я просто спрашиваю: "Мужики, у кого эта хреновина?" И через пять минут держу в руках хреновину. Ее то, кто за нее отвечает достал из своего рюкзака. Ремнабор лежит в клапане у ремонтника.
Если у меня большая группа, я делю ее на маленькие, человек по 9. И у каждой есть всё.
А если я гружусь на 4 месяца, то у каждой группы часть продуктов упакована отдельно. Те, что потребуются нескоро.
Возможно что-то подобное у геологов?
В принципе нет! Достаточно сказать, что большинство рабочих просто ненадежно. А большинству специалистов надо заниматься чем-то другим, за что им платят деньги. Потому всем барахлом экспедиции, его получением, упаковкой, погрузкой и разгрузкой занимается крохотная группка людей, физически неспособная что-то еще и рассортировывать. Им бы успеть всё получить, отправить и ничего в этом бардаке не забыть (всё равно забывают, хоть что-нибудь).
Простейший пример - продукты.
У туристов они расфасованы по дням. Каждый день - один мешок. Если группа больше 4 человек - три мешка: завтрак, обед и ужин. Взял мешок и пошел готовить. Там всё!
А у геологов? "Вот это штабель - ящики с тушенкой. Вот этот - со сгущенкой! В тех мешках капуста, а в тех картошка. Какая сволочь морковь в макароны положила?!"
Это еще мягкий вариант. "Сволочь" могла и текущую канистру с бензином швырнуть на мешки с мукой!
А сразу после выгрузки в никаких штабелей. Просто бардак-с!
Думаю, для коллеги Настурана не будет секретом, что в большинстве экспедиций что-либо найти - проблема все четыре месяца. Всё время что-то куда-то пропадает.
А теперь, прежде чем продолжить, хочу предложить коллеге Настурану эксперимент.
Вы говорите, что на экспедицию в четыре человека на Южный берег Северного Ледовитого океана вам надо 1,5 тонны вещей. А вы можете перечислить эти вещи. Из чего складываются эти тонны. А потом сравним с тем, что берем мы на тот же срок.