Настуран написал(а):ВВГ, я знаю что вы сейчас будете рвать и метать, но работали мы в сапогах и энцефалитках. Ваню не беспокоили.
А чего его беспокоить. На шишигах привезли, на шишигах увезли. Ходить не надо, соответственно, сапоги канают.
Насчет энцефалиток ставить вопрос надо иначе.
Брезент в туризме. Плюсы и минусы.
А до кучи история развития снаряжения.
Когда-то брезент был основным туристским материалом. Штормовки, штаны, рукавицы, шляпы, рюкзаки, палатки, тенты... Всё было брезентовым. В брезенте ходили в лес, тундру и горы. На Полюс и Эверест. Зимой и летом. "Брезентовые наши города" пели в песнях. Насчет городов - художественное преувеличение, а насчет брезентовых - все точно. Песню эту, кстати, написал А. Крупп, турист-лыжник очень высокой по тем временам квалификации, погибший в 71 году в Саянах. То есть, знал о чем пишет.
Брезент прочен, неприхотлив, отлично держит ветер, дышит и до какой-то степени не промокает.
То, есть хороший, в общем-то материал. Ну да, тяжеловат. И непромокаемость весьма условна. Намокает здорово, впитывая в себя влагу, причем высушить его - целая история.
Но лучше-то не было!
То есть, сначала не было.
В начале семидесятых, когда ни о каком капроне еще речи не шло, появились перкалевые палатки "Памирки". От брезентовых двухместок отличались чуть лучшим исполнением и материалом. Прорезиненный перкаль, да еще покрытый слоем алюминиевой пудры (второе жаргонное название модели "серебрянка") сам по себе был раза в полтора легче, несравненно меньше впитывал влаги и действительно не промокал. Можно было не бояться в дождь коснуться крыши палатки.
Достать Памирку было делом не простым, а потому какое-то время брезентушки еще держались. То есть, в горах их встретить было трудно, а вот на всевозможных слетах и соревнованиях - полно!
Следующий удар по брезенту нанесла так обожающая его (до сих пор!) армия силами воздушно-десантных войск. Ранее изготавливыемые из вискозы и шелка (или вискозного шелка, тут я не очень в курсе, для нас эта тряпка интереса не представляла) парашюты стали делать из капрона. Капрон этот был разным. "парашют" (до 80 гр/кв.м), "Тормозняк" (110), "Ранец" (250). Названия, естественно, все жаргонные. Насколько мне известно, "тормозняк" использовался не в тормозных парашютах, а в каких-то других, но какая нам разница?
Выяснилось, что из тормозняка можно шить палатки втрое легче "Памирки", а из "Ранца" (он же авизент артикла 5020) - рюкзаки! И из всего одежду.
Пытливая туристская мысль, разбуженная пинком десантного ботинка, обратила свой взор на капрон и обнаружила "каландр" нескольких артиклей, выпускаемый московским комбинатом имени Свердлова и даже изредка поступающий в свободную продажу (из историй про добычу материалов в те времена можно слепить юмористическо-авантюрный роман на пару десятков авторских листов, одна ткань "Софья" чего стоит!), кучу всевозможных фильтровальных тканей и галантерейных тканей и протчая, и протчая, и протчая.
Капроны радостно поделили на типы по плотности, которая прикидывалась на глаз и на ощупь.
Все, что до 80 гр/кв.м (кроме женских чулок) - "парашют"
От 100 до 130 - "тормозняк"
То же, но каландрированное - "каландр"
От 180 - "авизент" или "техкапрон"
И понеслось. Палатки шили из тормозняка. Ткань отлично дышала, защищала от ветра и снега, не уступала палаточному (тонкому) брезенту в прочности, но значительно выигрывала в весе. И совсем не набирала воду. А если что - высыхала мгновенно. Дождь эти палатки не держали, их накрывали полиэтиленом. Но и брезентовки приходилось накрывать, да и Памирки после двух-трех походов...
Авизент пошел на рюкзаки. Те же плюсы: не впитывает влагу, быстро сохнет, легче и ни одного минуса. Рюкзаки тогда делали промокаемыми, что было правильно. Нынешнее поветрие на непромокаемые рюкзаки вызвано исключительно потаканием массовому вкусу. Очень трудно объяснить туристу (тому, что из Турции), что непромокаемость не плюс, а минус (Забегая вперед, скажу, что на этом же построена и непомерно раздутая слава "мембран").
Сложнее было с одеждой. Первыми капроновые вещи оценили туристы-лыжники. Конкретно - тундровики. Они, вообще, всегда шли на острие научно-технического прогресса. Уж больно условия жизни поганые...
Анораки (куртки шить сложно) и штаны из тормозняка и каландра выигрывали у брезентовых штормовок по всем пунктам, кроме непромокаемости. Но непромокаемость при -30 не самый главный параметр. Уже в конце семидесятых большеземельская тундра представляла себе туриста, как существо, одетое в яркий капрон.
В начале восьмидесятых в капрон оделись альпинисты и горники. Особенно нравился горной братии каландр. Ибо блестит, а альпинист в силу своей сорочьей натуры на любые блестючки падок.
Брезенту оставались верны пешеходники, водники и... лыжники(!). Только лыжники - костровики, ходячие с печкой и возящиеся (как и два других подвида брезентолюбов) с костром. Тонкий капрон слишком легко прогорал от искр и рвался сучками перетаскиваемых в лагерь бревен.
Тем временем передовой отряд советских туристов, отодвигающий горизонты уже даже не в тундру, а на акваторию Северного Ледовитого Океана, обнаружили, что тормозняк и каландр не слишком хорошо держат ветер. На летнем Кавказе, и даже в мартовских Хибинах - хватает. А вот Путораны, хребет Черского и Большеземельская тундра с их куда более суровым климатом, наказывают очень сильно (опять же есть куча историй, смешных и не очень)! Решний было предложено два, и оба реализованы на практике. Кое-кто, не склонный изобретать велосипед (а мы их тупыми звали, но это секрет - там ТАКИЕ имена!... Хотя сейчас не страшно, они уже очень старые), просто одевал капроновую вещь поверх брезента. Капрон защищал штормовку (основной слой, Вань, ничего не напоминает? Это было тридцать пять лет назад!) от снега, что способствовало меньшему намоканию. Более пытливая часть турья, напрягла фантазию и начала шить шторму из авизента (что, Вань, я Вам усиленно и советую последние два года).
Из всех капронов авизент наиболее близок к брезенту по структуре плетения и плотности ткани. Выигрывает по всем пунктам: еще прочнее и неприхотливее (за счет большей прочности нити), легче (хоть и не настолько, если про каландр вспомнить), не впитывает влагу, намокший - быстро сохнет даже при близкой к 100% влажности, ветер держит так же, более-менее справляется с искрами от костра и дышит куда лучше брезента.
Авизент очень быстро захватил лыжников-костровиков (в Питере, где был источник халявного "фильтра" - и всех остальных), и начал продвигаться в горы и в тайгу, но тут пришла перестройка с кучей самого разного барахла и материалов, часть из которых - лебединая песня, а часть - грамотно распиаренное дерьмо. Но это совсем другая история.
_____________________________
А теперь вернемся к энцефалитке. По конструкции это классический туристский анорак (карманы по разному расположены, у каждого под свои условия). Точнее, конструкция анорака слизана с энцефалитки (геологам радоваться рано, ибо подобные куртки носили и туристы (неразделенные еще сальпинистами) тридцатых, и вообще подобное изделие уходит корнями в каменный век). Собственно, кто первый - абсолютно непринципиально. Важно, что конструкция абсолютно жизнеспособна.
Все ее проблемы - в материале.
Брезент тяжел, легко намокает и очень плохо сохнет. И ни имеет ни одного контраргумента.
Если бы на тех работах на старой Лице ребята не уезжали бы каждый вечер сушиться в базовый лагерь, к утру второго дня они бы имели насквозь отсыревшие энцефалитки, от которых намокали бы и нижние слой одежды. Что такое мокрая одежда на холоде и ветру, рассказывать не приходится. Думаю, с этой напастью они бы справились. Но это требует затрат времени и энергии, достойных быть направленными на что-то более достойное. Собственно, время и энергия и так тратились, но в базовом лагере и другими людьми.
Если же требуется находиться в подобных условиях не один, не два, и даже (о, ужас) не пять дней, становится не плохо, а очень плохо. У серьезных людей падает полезная работа процентов на 30-50. А у несерьезных... На Кольском Ванины ребята наготове и служба Островского (хотя сам-то, конечно, уже не работает), на Кавказе - Слава Дзираев на рации сидит... Правда, не всегда мы успеваем, но стараемся...
_______________________________
Брезент, шерсть, хлопок, мех, вата и еще куча материалов - не плохие вещи.
С ними ходили десятилетиями, и, в принципе, можно ходить и сейчас. Как можно летать на аппарате конструкции братьев Райт и воевать луками и дубинками.
Только зачем это делать, когда уже порхают реактивные самолеты, а какой-нибудь "Кедр-М" способен за полчаса окончательно решить американский вопрос? Когда есть авизент, мембрана, полар, термобелье, климашилд и прималофт. Это же изощренный мазохизм!