Тема 7. Веревка. Какая она бывает и техника работы.
Для целей туризма и альпинизма годится далеко не каждая веревка. Когда читаешь про веревки из связанных простыней или ремней, скрепленных между собой пряжками, становится смешно. Автор, конечно, не подозревает, что его герой только первые два-три метра спускается по этой "веревке". Дальше он спускается вместе с веревкой, имея ускорение, равное одному G. Беда в том, что кое-кто из читателей об этом догадывается
Альпинистская веревка выдерживает нагрузку две тонны. И это не излишество.
Современная веревка - это плетеное капроновое изделие толщиной от 6 до 12 мм.
Веревки диаметром более 10 мм используются исключительно на работах методом промышленного альпинизма и нас интересуют мало.
Основная веревка (основа) имеет диаметр 9-10 мм. Именно основа и применяется для страховки и организации перил.
Как основа может использоваться и восьмерка, но только, если она двойная или сдвоенная (это разные вещи). Работа с подобной веревкой достаточно сложна. Попаданцам лучше иметь одинарную десятку.
Шестерка используется только как вспомогательная веревка или как репшнур. Вспомогаловка нужна исключительно для сдергивания основы после спуска (см. в следующем выпуске). А из коротких кусков репшнура вяжутся всяческие петли, прусики, стремена и т.п.
До середины двадцатого века в качестве основы использовалась крученая пеньковая веревка (манильский канат) диаметром 16-20 мм. В последние, как минимум, 40 лет подобные изделия выпускаются в очень ограниченных количествах, и в горы практически не попадают, в том числе и к местным жителям. Однако, при попадании с подобным можно столкнуться. Крайне рекомендую забрасывая своего ГГ-туриста туда, где потребуется веревка, снабдить его веревкой собственной. Работать с пенькой даже сильному альпинисту будет не просто, а всё снаряжение, предназначенное для работы с веревкой можно сразу выкинуть, на пеньку оно не годится.
Можно еще сказать, что основа бывает динамическая и статическая. Если кому потребуются эти тонкости - спрашивайте, отвечу отдельно.
Переходим к технике.
Действие первое: спуск по веревке.
Наиболее часто встречающееся описание спуска:
«Герой хватается руками за веревку и пулей соскальзывает по ней вниз»
Должен авторов огорчить. Действительно, получится «пулей». Ибо веревку герой выпустит на первом полуметре. При этом ладошки будут стерты до кости. Если же герой догадался еще и ногами веревку обвить, то к этому добавятся ожоги мягких частей ног. Где веревка терлась, там и добавятся. И холщовые штаны не спасут. Впрочем, к низу герою будет уже всё равно, его проще будет закрасить, чем отскоблить.
Спускаются по веревке совсем иначе.
Если герой лишен альпинистского снаряжения, то он закручивает на себе веревку следующим образом:
От точки закреплений – с наружной стороны левого бедра, снизу обхватывает бедро, выходя вверх с внутренней стороны. Далее через левое плечо на спину, и через спину к правому бедру. Левая рука зажимает веревку выше тела, вторая у правого бедра. Движения правой руки контролируют скорость спуска.
Метод этот, скажем прямо, достаточно мазохичен. Им, в принципе, можно спуститься и в тонкой летней одежде без рукавиц, но если Вы хотите, чтобы скорость движения отличалась от черепашьей, одевайте героя в плотную толстую одежду (кожаные, меховые и брезентовые куртки вполне годятся) и не забудьте аналогичные рукавицы.
Если у героя (совершенно случайно) завалялся альпинистский карабин, он может из куска веревки связать себе подобие альпинистской беседки, повесить на нее карабин, и спускаться не методом «нога-плечо», а методом «карабин-плечо». Веревка не обхватывает ногу, а проходит через карабин. Намного приятнее и можно спускаться быстрее. И снимаются требования к штанам.
Еще удобнее спускаться при помощи специальных спусковых устройств. Их много и они разные. Есть такие, которые позволяют в нужной точке отпустить руки и делать ими что-нибудь полезное. Например на тренировках одной из спецслужб я видел, как ребята переворачивались головой вниз и стреляли в имитацию окна, прячась за его верхней кромкой. Но это требует полноценной альпинистской обвязки, карабина и этой самой спусковухи.
Не следует забывать, что при спуске вдоль стены, герой развернут к ней лицом и упирается в стену ногами. В противном случае, его об эту стену так потрет, что мало не покажется.
Действие второе. Подъем по веревке.
Опять должен разочаровать авторов, у которых герой воодушевленно хватается за веревку руками и, перебирая ногами по вертикальной, а то и нависающей, стене, тараканом бежит по ней вверх. С тем же успехом он может, часто-часто махая ушами, мухой взлететь на эту стену без всякой веревки. Единственное отличие подобных подъемов от аналогичных спусков в том, что герой грохнется с высоты, недостаточной для летального исхода. Но достаточной для некоторого количества неприятных травм.
Мало помогут и завязанные на веревке узлы. Единственное, чего герой сможет добиться, это того, что падение, всё-таки, станет смертельным. Сосчитайте, сколько раз Ваш герой может подтянуться на одной руке, поделите это число на четыре и получите количество метров, на которое поднимется Ваш герой до момента, когда руки разожмутся сами.
Подобные методы проходят только тогда, когда сложность и крутизна стены лишь чуть-чуть больше, чем может пройти герой без всякой веревки. Но и тут герой должен применять специальный хват, беря веревку на излом.
Реальных методов подъема по веревке два:
1. Если стена наклонна, или на ней есть достаточное количество упоров для ног, то достаточно всего одного жюмара или аналогичного зажима. Не считая полной обвязки и пары карабинов. Жюмар прикреплен к обвязке куском репшнура. Поднимающийся упирается ногами в стену (на зацепки!), подтягивается на двух руках (одна держится за ручку жюмара, вторая за веревку ниже жюмара специальным хватом), потом удерживаясь левой рукой толчком бросает жюмар вверх. После чего, зависнув на жюмаре, ищет новые упоры для ног. Упражнение требует некоторой физической силы и не бывает бесшумным.
Поза в которой находится человек, поднимающийся на одном жюмаре (равно спускающийся по ней) на снимке внизу.
2. Если стена сложнее, или здоровья поменьше, то используются два жюмара. Один крепится к груди, второй к стремени, в которое вставляется нога. Герой поднимает ногу, одновременно передвигая вверх ножной жюмар. Потом встает на этой ноге, передвигая грудной жюмар. И т.д. Грамотный альпинист может двигаться таким образом со скоростью до 20 метров в минуту и достаточно тихо.
Тем же способом лезут по веревке, висящей в воздухе.
Действие третье – наклонные перила.
В литературе применяются для переброски с одной крыши на другую.
Подъем по такой веревке мало отличается от подъема по вертикали. В «заллинге» применяется и более быстрая силовая техника, но там нужен очень специфический блок, и, при этом, длина подъема редко превышает десять метров.
Со спуском сложнее. Любимый прием киношников – прицепился карабином и поехал вперед головой практически гарантирует, что герой пораскинет мозгами на месте финишной стенки. Если герой окажется немного умнее режиссера и перевернется ногами вперед, отделается переломом ног. Или не отделается, но шанс есть.
Чтобы остаться в живых и здоровых герою придется использовать вторую веревку, к которой он прикрепится спусковухой. Как вариант, конец второй веревки он прикрепит к себе, а саму веревку пропустит через карабин, закрепленный «на старте». Второй конец веревки будет держать в руках (в рукавицах!), контролируя скорость спуска.
Е еще один важный момент. Если по веревке одновременно попытаются двигаться два человека - верхний ничего сделать не сможет. Попробуйте полазить по натянутому стальному тросу - всё поймете.
Продолжение следует.
А купить альпинистскую веревку и всё, что может потребоваться, можно в фирменном магазине туристского снаряжения г. Мухоздравска!
Отредактировано ВВГ (06-05-2011 01:38:47)