Письмо Василию Соймонову
Здравствуй, дорогой мой Василий!
Завтра идём к Добротворским, Леонид Фёдорович скоро уходит на своём "Олеге" к вам, на Дальний Восток и я попрошу его передать тебе это письмо, когда вы встретитесь.
Очень редко стали приходить твои письма, но я всё понимаю. Очень скучаю по тебе и не могу дождаться, когда закончится эта проклятая война. Сколько горя несёт она людям! У Инны Тельской убили жениха в Манчжурии, я не могу видеть тебя и даже просто тебе писать, а сколько ещё будет смертей и разлук! Может я пишу сумбурно, но я в самом деле очень за тебя волнуюсь теперь. Как это страшно - Сергей Ильницкий был такой весёлый, сильный, искромётный ... живой. А теперь его нет. Вообще нет. Я просто боюсь подумать , что может не стать тебя. Этого не может быть! Ты обязательно вернёшься! Вернёшься потому, что я этого хочу, потому, что я тебя жду. потому, что ты не можешь не вернуться! К тому же...
Третьего дня отец пришёл со службы какой то странный, позвал меня к себе в кабинет и говорит:"Знаешь, Ольга, Смотрел я наградные списки артурской эскадры сегодня... А я ведь Соймонова твоего мямлей считал, был уверен, что карьеры не сделает... Радуйся - лейтенанта он за геройства какие то получил, да ещё и георгиевский кавалер теперь. Меняет война людей. Молодец Василий! В общем, если живой вернётся и не передумает твоей руки просить - я не возражаю."
А я всегда знала, что ты у меня самый сильный и самый смелый. Ты только перед отцом моим робким был.
Ты ведь не передумаешь, Васенька?
Обязательно возвращайся, хороший мой!
Очень жду.
Люблю.
Ольга.
*********
Наконец то "Паллада" привела из условленной точки рандеву два угольщика и транспорт с продовольствием. Пока на всей эскадре шла угольная погрузка Роберт Николаевич думал о том, что делать дальше. Конечно придётся "посоветоваться" с Ухтомским, но решение нужно принять заранее. Стоять в Зондском архипелаге больше было нельзя. Влажные тропики были очень неудачным местом для длительного пребывания эскадры. Как ни пичкали людей хинином, на эскадре уже более двух десятков человек слегло с лихорадкой. Днища кораблей обрастали ракушкой, что неумолимо вело к падению их скорости. Да и мотание из бухты в бухту, с острова на остров однажды могло кончится плохо. Длительное пребывание эскадры в этих водах было уже несомненно известно Того и в любой момент можно было дождаться появления незваных гостей.Вряд ли это были бы броненосцы или даже крейсера, но миноносцы вполне могли засечь место стоянки и ночью атаковать.
Итак, варианты:Бухта Ллойда на Бонинском архипелаге. До Токио рукой подать, но связи с метрополией у японцев там нет, лежит в стороне от морских торговых путей, острова практически не заселены, климат хороший. Месяц можно чувствовать там спокойно, но потом начинает становиться опасно. Какой нибудь абориген до Японии на лодке в порыве патриотизма догребёт и могут начаться серьёзные проблемы. Да и поддерживать связь со второй эскадрой, назначить место и время встречи малореально.
Не подходит. Хотя для прорыва во Владивосток место старта идеальное. На будущее можно иметь в виду.
Зондский архипелаг, Филлипины, Окинава, Формоза отпадают по понятным причинам - имеют телеграфную связь с Японией и большую плотность населения - рассекретят в момент и можно дождаться незваных гостей в виде всего японского флота.
Во Владивосток... Заманчиво и реально. Не через Корейский пролив конечно. Приведя себя в порядок на том же Бонине пройти вокруг Японии.
А потом что? Того опять разобьёт отряды по частям. Нет уж , хватит. С Рожественским надо соединяться обязательно.
Последовать рекомендациям Адмиралтейства и идти на соединение на Мадагаскар? Ох жалко угля и механизмов. Но пожалуй это единственный реальный выход.
Но не просто же так уходить. Вирен прекрасно понимал, что современная война - война в первую очередь финансовая. Проиграет тот, у кого раньше закончатся деньги. Англичане и американцы делали щедрые вливания в экономику Японии, без них её давно бы свело судорогой банкротства. Но кредиторы зорко следили за состоянием дел на театре военных действий и всё, что там происходило немедленно отражалось на бирже. Прорыв артурской эскадры несомненно серьёзно опустил цены на японские акции. Нужно было усугубить ситуацию, дать понять, что доставка товаров в Японию - дело небезопасное. И сейчас имелась такая возможность продемонстрировать это лишний раз.
Необходимо здесь, в местах "насыщенного" судоходства обозначить наше присутствие. Досматривать суда идущие на север. Пусть даже ни одного японского груза не поймаем - играть на нервах у противника и тех, кто его "подкармливает" тоже немало. Возрастут страховки, а значит и стоимость фрахтов.
Но надолго этим увлекаться не стоит. Того может рассердиться всерьёз и двинуть сюда свои главные силы - благо свои перевозки ему теперь всерьёз защищать не от кого. Менее, чем за неделю он может быть здесь. И связываться с ним нам пока не с руки. И иметь его "на хвосте" при переходе через океан не хочется, как бы ни была маловероятна встреча. Но дня три-четыре порезвиться в этих местах мы себе позволить можем.
На совещании командиров, несмотря на несколько вялых возражений вначале, решение идти на Мадагаскар было принято единогласно. Наверное не последнюю роль в этом решении сыграло недавнее награждение. Офицеры стали понимать, что можно получать награды не только за "службизм", но и за решительность. Да и , честно говоря , откровенно обрыдло маяться неизвестностью. Очень хотелось иметь конкретную точку, в которую следует двигаться, будь это Владивосток, Токио или Петербург. Да хоть Сасебо, лишь бы не тупое ожидание.
Все подсознательно стремились скорее перестать находиться в "подвешенном" состоянии и иметь какую то конкретную цель.
- Но дверью мы перед уходом из этих вод на прощание хлопнем. - Усмехнувшись закончил командующий эскадрой. На три дня устье Малаккского пролива, море севернее и южнее его объявляется "охотничьей территорией". Всем разойтись поодиночке и прочешем частым гребнем эти воды.Вам будут выданы очередные конверты, которые вы вскроете после выхода в море. Счастливой охоты, господа!
Глава 2
Счастливой охоты!
Ласковыми эти широты точно не назовёшь - пот заливает глаза, одежда прилипает к телу, и вот, - ты уже мечтаешь об искристом снеге, о летящих на Масленницу с горки санках, и, конечно, о катке на Таврических прудах, где ты когда-то провел пару часов с любимой девушкой. Да, что там, - просто мечтаешь о морозе и о пронизывающем питерском ветре. И перестаёшь понимать как это можно страдать от холода.
Особенно, когда обязанности заставляют тебя ковыряться в контактах проводов в душных внутренностях броненосца. А ведь каждый день приходится. Из-за этой чёртовой влажности постоянно что-то выходит из строя.
Вызов на мостик Соймонов воспринял как счастливую паузу. Не переодевшись, в пропитанной потом одежде он прибыл к Эссену за несколько минут и с удовольствием подставлял хоть и жаркому, но ветру своё лицо.
- Василий Михайлович, возглавьте досмотровую партию на этот пароход. У вас двадцать минут, чтобы выглядеть соответственно.
- Слушаюсь, Николай Оттович! Только двадцать минут...
- А и правильно, отправляйтесть как есть, всё равно после душа вспотеете, - усмехнулся Эссен, - меньше возиться и там будете. Отправляйтесь. Исполать вам.
Лейтенант спрыгнул в шлюпку отходившую к английскому угольщику. Глядя на борт и корабль вообще, Василий отказывался верить, что это чумазое судно принадлежит "Владычице морей"
Капитан "Бьянки" (так называлась эта посудина) был немногим старше Василия и традиционно возмутился "пиратскими" действиями русских. Грузом было три тысячи тонн бездымного кардиффа, порт назначения - Пусан.
- Вы не имеете права нас задерживать, мы везём уголь в нейтральный порт, - пытался возмущаться англичанин.
- Кэптен, это даже не смешно, - усмехнулся Соймонов, - вы везёте боевой уголь в порт, который давно захвачен японцами. Как и вся Корея. Вы в самом деле расчитываете, что мы пропустим ваш корабль и груз, предназначенный для того, чтобы сгореть в топках японских броненосцев и крейсеров? Вы можете протестовать сколько угодно, но в Пусан ваше судно не попадёт. Как и вообще никуда севернее места, где мы имели счастье вас встретить. Я не знаю, что решит призовой суд. Может вам и удасться получить компенсацию за конфискованный груз, но мне кажется, что даже свой корабль вы уже потеряли.
Англичанин ещё попытался повозмущаться ради чести флага, но Соймонов уже перестал обращать на него внимание всерьёз:
- Вы можете грозить России самыми страшными карами, но будет так, как я сказал. И если даже предположить, что вы меня убедите - решение принято не мной, а моим командиром. И адмирал, я уверен, примет такое же. Так что не тратьте нервы понапрасну. Ваш уголь сгорит в топках наших кораблей, как бы вам это не было неприятно, кэптен. "Бьянка" пойдёт с нами.
Кроме английского угольщика "Пересвет" встретил ещё двух французов, но их даже останавливать не стали. Портить отношения с Францией сейчас было просто недопустимо.
Ещё один англичанин вёз восьмидюймовые снаряды в Вейхавэй. И хотя было известно, что это совершенно нехарактерный калибр для британцев, да ещё в таких количествах (две тысячи), что стрелять ими в Вейхавэе некому и они совершенно конкретно будут переданны на японские крейсера - инкриминировать английскому капитану было нечего и его "Норт Стар" пришлось пропустить.
А вот норвежскую "Валькирию", перевозившую в Чемульпо рельсы и шпалы отправили на дно с чистой совестью.
В точку рандеву русская эскадра в общей сложности привела ещё три приза, кроме "Бьянки", захваченой "Пересветом". Один угольщик был призом "Баяна", один захватила "Паллада", но больше всех удивила "Полтава", самый тихоходный из кораблей русской эскадры. Она привела немецкий рефрижератор вёзший в Йокосуку мороженные свиные туши. Эскадра была обеспечена свежим мясом надолго.
Кроме того были утоплены ещё три парохода, которые везли в Японию или Корею броневые плиты, хлопок, азотную кислоту, фенол и стодвадцатимиллиметровые гаубицы.
Охоту можно было считать удавшейся.
Порт-Артурский гамбит. Броненосцы победы.
Сообщений 41 страница 50 из 328
Поделиться4129-08-2011 11:25:26
Поделиться4229-08-2011 11:42:14
Вообще-то "в море" не "награждали" т.к. этот вопрос так быстро не решался.
Согласно статуту ордена списки военнослужащих, представлявшихся к награждению орденом Св. Георгия 3-й и 4-й степеней, передавались Военными коллегиями на рассмотрение Кавалерской Думы, а затем списки удостоенных Думой к награждению орденом утверждались Императором.
Ваша правда. Но слишком много текста вокруг этого уже накручено. За полтора года на СИ никому глаз не резануло. Так что этот косячок придётся оставить без изменений.
Спасибо за замечание. Прошу делать таковые и впредь.
Поделиться4329-08-2011 11:46:26
позвал меня к себе в кабинет и говорит:"Знаешь, Ольга, Смотрел я наградные списки артурской эскадры сегодня..
смотрел
Радуйся - лейтенанта он за геройства какие то получил, да ещё и георгиевский кавалер теперь.
через дефис
Вам будут выданы очередные конверты, которые вы вскроете после выхода в море.
второе лишнее
Может вам и удасться получить компенсацию за конфискованный груз, но мне кажется, что даже свой корабль вы уже потеряли.
без ь
Поделиться4429-08-2011 11:53:53
Борт броненосца "Микаса"
Первая эскадра шла на юг. Только она. Вторая осталась охранять коммуникации, Катаока со своим антиквариатом, продолжал блокаду Порт-Артура, а вот Того, с броненосцами, отрядом адмирала Дева и усиленный крейсерами "Якумо" и "Асама" направлялся разыскивать корабли Вирена в Индонезии. Адмирал нисколько не верил в успех экспедиции - слишком обширна была акватория, слишком мало у него кораблей, слишком плохо налажена передача информации в этом архипелаге. Шансы околонулевые, но обозначить, сымитировать "бурную деятельность" после фиаско под Порт-Артуром было необходимо. Ни император, ни министры, ни армия, ни народ не поймут почему флот упустивший врага будет сидеть "сложа руки".
А шансы найти русских почти никакие. Всего шесть крейсеров-разведчиков (кроме отряда Дева удалось прихватить с собой "Суму" и "Акаси") для поисков на такой огромной площади океана в мешанине островов. Вспомогательные крейсера Того взять с собой даже не пытался - отвлекать от перевозок на материк такие вместительные корабли можно было только в самом крайнем случае. Ведь они только номинально числились вспомогательными крейсерами, на самом деле их использовали как войсковые транспорты.
Неделя поисков, как и ожидалось, не дала каких-нибудь результатов, но на шестой день Того узнал о "бесчинствах", которые творили русские в Малаккском проливе. Стало совершенно ясно, что Вирен со своими кораблями уходит через океан, навстречу балтийской эскадре. Встал вопрос о дальнейших действиях японского флота.
- Ты меня звал, Хейхатиро? - в каюту командующего зашёл начальник штаба адмирал Като.
- Заходи, Томособуро, садись. Есть разговор.
- Слушаю, - Като присел на указанное кресло.
- Давай ка сыграем. Побудь, как это делали раньше в Европе, "адвокатом дьявола". Я тебе расскажу о своих планах, а ты их должен безжалостно раскритиковать. А?
- Я знаю кто такой "адвокат дьявола". Ну давай, попробуем. Начинай.
- Позиция первая: Если Вирен соединится с Рожественским, то объединённые силы русских будут сильнее нас.
- Согласен.
- Значит желательно разбить их по частям.
- Очень желательно. А как?
- Вариант первый: Если верить разведке, то часть кораблей балтийской эскадры должна пройти Средиземным и Красным морями. Мы можем сделать рейд через Индийский океан и успеть перехватить их возле Адена. С нашими силами мы легко их разгромим. Так? Что скажешь?
- То есть я начинаю играть за русских? Ну изволь: Эти планы явно составлялись без расчёта того, что мы сейчас будем в Индонезии. А русским этот факт известен, можно не сомневаться. Нужно быть круглым идиотом, чтобы не продумать ситуацию, которую ты озвучил. Русские просто пойдут все вместе вокруг мыса Доброй Надежды. А есть ещё более интересный вариант: Часть русской эскадры проходит Гибралтар, нам об этом любезно сообщают англичане, мы стартуем через океан, русские же через пару дней выходят обратно в Атлантику и соединяются где-нибудь в Дакаре. А мы, надрывая машины и измучивая людей торопимся ограниченными силами к Адену. И только там узнаём, что ждать тут некого. Я бы на месте русских так и поступил. Твой ход.
- Да, ты прав. Мне просто нужно было услышать то же самое о чём думаю я из уст другого, грамотного в нашем деле человека. Продолжаем. А если попробовать поймать эскадру Вирена? Он уходит. Уходит через океан. Явно на Мадагаскар...
- Уверен?
- Почти.
- Ах почти... Ну ладно, продолжай.
- Ну тут всё ясно: они становятся на якорь, чинятся, грузятся. И явно настроены на длительное ожидание балтийцев. А тут мы. Уж артурскую эскадру мы разобьём наверняка. И вырвем этот главный козырь из рук русских.
- Ты уверен, что Вирен придя на Мадагаскар не узнает, что мы вышли следом? Мы можем как угодно стараться соблюдать скрытность, но нет абсолютной гарантии, что с какой-нибудь лодки не разглядели наш выход следом за Виреном. Далее: Ты готов выйти всей эскадрой немедленно? Можешь не отвечать - знаю, что нет. Нужен уголь и нужны угольщики. Это неделя минимум. И потом мы поползём со скоростью самого медленного угольщика при эскадре. Через океан поползём, чёрт побери! А то, что треть нашего флота океанскую волну держит очень неважно ты учёл? Вспомни "Унеби". Только по дороге туда пару кораблей можем потерять. Теперь "там". Бой у Шантунга помнишь? Помнишь, что "Микаса" не утонул только благодаря штилю, когда у него отвалилась броневая плита? А у русских будет лишь на один броненосец меньше. Ладно, перетопим мы их, но пару броненосцев или броненосных крейсеров ты обратно до Японии точно не доведёшь. А то что доведёшь, будет с совершенно убитыми машинами. Обвальный выход из строя почти всей механической части. Рожественский при этом, со своими восемью броненосцами, будет висеть у нас на плечах. Ведь наше главное преимущество в бою с ним - скорость, вот её то как раз у нас и не будет после такой экспедиции.
- А если Вирен будет уверен, что мы возвращаемся отсюда в Японию?
- Ну и как ты это организуешь? Телеграф раскинулся по всему миру. И я бы на его месте не поверил в наше возвращение, если по дороге отсюда наши корабли не зашли бы ни в один порт.
К тому же: у тебя есть стопроцентная гарантия, что Вирен идёт именно на Мадагаскар? А если в Занзибар? А если вообще в Кейптаун? Или у них с балтийцами назначена точка рандеву где то ещё? Мы "прогуляемся" через океан, никого не найдём и придётся возвращаться, как говорят русские, "не солоно хлебавши". В общем - авантюра с любой точки зрения. Мы не в казино, Хейхатиро, чтобы делать такие бездумные ставки.
- Спасибо. Ты сказал именно то, что я и ожидал услышать. Идём домой. Чинимся. Готовимся. Ждём. И пусть меня хоть разжалуют, но нам нужно встретить русских у наших берегов. Сильными, свежими, подготовленными.
Поделиться4529-08-2011 12:10:38
- Давай ка сыграем. Побудь, как это делали раньше в Европе, "адвокатом дьявола"
через дефис
Ведь наше главное преимущество в бою с ним - скорость, вот её то как раз у нас и не будет после такой экспедиции.
через дефис
Или у них с балтийцами назначена точка рандеву где то ещё?
через дефис
Поделиться4629-08-2011 12:37:11
Глава 3
Индийский океан
Чтобы получить дополнительных пару узлов скорости и сэкономить уголь, эскадра прошла Яванским морем и к Мадагаскару отправилась с попутным Южным Пассатным течением. Даже с учётом небольшого крюка в пути, несколько тысяч тонн экономии это приносило. К тому же поймали и прихватили с собой ещё один угольщик из Австралии, направлявшийся в Нагасаки.
Индийский океан встретил если не штормом, то очень сильным свежаком. Броненосцы валяло с борта на борт так, что даже у бывалых моряков ком начинал подкатывать к горлу. И так почти двое суток. На завтрак, обед и ужин в кают-кампании "Пересвета" собирались далеко не все офицеры. Отец Вениамин, так вообще не поднялся к общему табльдоту ни разу, хотя свои службы ежедневно в корабельной церкви проводил. Юные мичмана сперва подшучивали по его поводу, но ежедневно видели, что несмотря ни на что корабельный священник, пусть и с лицом нежно-зелёного цвета, проводит молитвы в соответствии с распорядком. Это вызывало уважение.
Груз "Бьянки" был первым распределён по кораблям. Старались как можно меньше износить механизмы на переходе через океан и использовали для этого самый качественный уголь. Сам угольщик был отпущен в Коломбо.
Сойманов, свободный от вахты лежал на койке в своей каюте и, очередной раз не отываясь смотрел на свой мундир с белым крестиком на оранжево-чёрной ленте:
"Я георгиевский кавалер! Не может быть, не верю. Самая почётная награда офицера на моей груди. А ведь за что? Ну не ранило бы Александра Васильевича, не попади дуриком мина в японский истребитель и был бы я всё тем же заурядным мичманом. Да и был бы? Утопили бы нас японцы за милую душу. Как много на войне и в судьбе решает случайность..."
Теперь ещё сильнее хотелось уцелеть в этой войне, приехать домой, в Петербург, пройти под руку с Оленькой по улицам, которые были родными и знакомами. Почувствовать восхищённые взгляды прохожих. Побывать в гостях у знакомх в разной степени людей. Как хотелось дожить до всего этого.
Лейтенант встал с койки и подошёл к иллюминатору. Господи! С севера наплывали множество дымов, через небольшой кругляшок "корабельного окна" не было возможности рассмотреть количество всех судов, но их явно было больше десятка.
Тревоги объявлено не было, но всё равно это было так необычно, что Василий накинув китель и прихватив бинокль вышел из каюты и поднялся на верхнюю палубу. На ней, у правого борта уже стояло несколько офицеров.
- Что случилось, господа? - спросил Соймонов, подходя к фальшборту.
- Кажется Того, - ответил мичман Витгефт, - как он нас выследить умудрился?
Вскинув бинокль к глазам, Василий действительно увидел очень знакомые силуэты: "Микаса", "Асахи", "Сикисима", "Фудзи", "Ясима" (значит не утонул всё-таки, починили, сволочи), крейсера... Все главные силы японцев пользуясь преимуществом в скорости неумолимо настигали русскую эскадру. Уже загремели колокола громкого боя и офицеры стали разбегаться по своим постам согласно боевого расписания.
"Но ведь этого не может быть!" - упорно билось в голове лейтенанта, - Как Того бросил свои коммуникации и всеми силами бросился искать нас в открытом океане за тысячи миль от берегов Японии? Найти иголку в стоге сена значительно легче. Но факт оставался фактом. Уже загрохотали пристрелочные выстрелы японцев, уже стали подниматься фонтаны воды в местах падения их снарядов. Всплески неумолимо приближались к борту "Пересвета".
-Странно, - подумал Василий, - при ударе об воду уже не разрываются. Или они тоже решили перейти на бронебойные?
И вот уже накрытия. Снаряды гулко застучали по броне, но опять почему то без разрывов...
- Ваше благородие! - кричал вестовой колотя в дверь лейтенантской каюты, - вас командир на мостик просют!
Соймонов ошарашенно приподнялся и сел в койке: "Надо же такой ахинее присниться!"
-Сейчас буду!
"Только что бежал по эитм трапам во сне", - усмехнулся про себя Василий поднимаясь на палубу. Погодка была приятной. Жарковато, конечно, но ветерок освежал достаточно чувствительно.
Поднявшись на мостик Соймонов козырнул командиру корабля и доложил о прибытии.
- Василий Михайлович, адмирал сегодня планирует провести ночную тренировку по отбитию минной атаки, озаботьтесь, голубчик, что бы прожекторы не подвели, проверьте пожалуйста.
- Конечно, Николай Оттович, не беспокойтесь. Разрешите идти?
- Нет. После обеда. Сейчас сниму пробу, потом вам в кают-компанию, ну а после займитесь. Вам же только проверить. Сколько я помню прожекторы не ломались, просто чтобы подстраховаться. Что то выглядите неважно. Вы здоровы?
- Всё в порядке, просто уснул. Сам не заметил как. А тут срочный вызов, - смущённо улыбнулся лейтенант.
А обед сегодня был...
Давно уже за кормой корабля следовали стаи акул. Регулярно выбрасываемые пищевые отходы очень этому способствовали. Хотелось надеяться, что груз привязанный к мешку с недавно умершим машинистом, достаточно быстро утащил его на глубину и он не стал "кормить рыб" в буквальном смысле.
Корабельный кок со знаковой фамилией Перец за время службы в Артуре многому научился у китайцев в плане кулинарии. И как то у фитиля (место для курения) высказал идею... Матросы Пушняков и Дубин, бывшие рыбаки, этой идеей здорово загорелись... Выпросив у боцмана несколько метров стального троса, изготовив в мастерской подходящих размеров крюк, соединив всю конструкцию с канатом и насадив "сэкономленный" коком кусок некондиционного мяса с утра "отправились на рыбалку", сбросив приманку с кормы. Двухсоткиллограмовая голубая акула "клюнула" почти сразу, правда на трофей такого размера никто из рыболовов не расчитывал. Чтобы вытащить это чудище пришлось звать на помощь с десяток человек находившихся поблизости. После сорока минут "борьбы броненосца с рыбой" победил броненосец. Акулу, подцепив баграми вытащили на палубу. Ну а уж Перец к обеду расстарался...
Эссен пробуя суп для команды из общего котла удивлённо поднял брови. Зачерпнул ещё ложку..
- А отнеси ка ты мне, братец, в салон всю тарелку, - совершенно неожиданно попросил он кока. Обычно командир только пробовал пару ложек и одобрял еду к раздаче, а тут...
- Николай Оттович, мы с офицерами хотели сегодня пригласить вас на обед в кают-кампанию, шепнул на ухо Эссену старший офицер "Пересвета" Дмитриев, - у мичмана Витгефта сегодня день рождения, не откажите.
- Ну если наш кок для офицеров приготовил обед не хуже, чем для команды, - усмехнулся командир броненосца, - то приду с удовольствием.
Для офицеров был приготовлен суп из плавников акулы, кроме того паштет из её печени на закуску. На второе были отбивные из трофейной свинины с ананасовым соусом и рисом. Давно офицеры броненосца не обедали с таким удовольствием. Даже корабельный священник, не так давно отошедший от "желудочной травмы", ел за обе щёки и даже попросил добавки акульего супа.
Поделиться4729-08-2011 12:56:29
На всякий случай: у меня ещё больше 500 килобайтов текста. Сколько будет не слишком нагло вываливать в день?
Поделиться4829-08-2011 13:06:33
Сойманов, свободный от вахты зпт лежал на койке в своей каюте и, очередной раз не отываясь смотрел на свой мундир с белым крестиком на оранжево-чёрной ленте:
в своей каюте может быть чужой мундир? свой - лишнее, отрываясь
пройти под руку с Оленькой по улицам, которые были родными и знакомами.
знакомыми
Побывать в гостях у знакомх в разной степени людей. Как хотелось дожить до всего этого.
знакомых, восклицательный в конце
что Василий зпт накинув китель и прихватив бинокль зпт вышел из каюты и поднялся на верхнюю палубу.
"Только что бежал по эитм трапам во сне", - усмехнулся про себя Василий
этим
озаботьтесь, голубчик, что бы прожекторы не подвели, проверьте зпт пожалуйста.
слитно
Что то выглядите неважно. Вы здоровы?
через дефис
И как то у фитиля (место для курения) высказал идею...
через дефис
- А отнеси ка ты мне, братец, в салон всю тарелку, - совершенно неожиданно попросил он кока.
через дефис
- Николай Оттович, мы с офицерами хотели сегодня пригласить вас на обед в кают-кампанию, шепнул на ухо Эссену старший офицер "Пересвета" Дмитриев, - у мичмана Витгефта сегодня день рождения, не откажите.
одно лишнее
Даже корабельный священник, не так давно отошедший от "желудочной травмы", ел за обе щёки и даже попросил добавки акульего супа.
вместо второго - решился, осмелился, не постеснялся попросить
Поделиться4929-08-2011 13:08:17
Сколько будет не слишком нагло вываливать в день?
Пять-шесть отрывков.
Поделиться5029-08-2011 13:20:56
Учения по отбитию минных атак начались ближе к закату. Паровые катера, которые должны были имитировать вражеские миноносцы ушли к северу и, с заходом солнца, стали подбираться к эскадре. Темнеет в экваториальных широтах быстро. Навстречу направлению ожидаемой атаки "миноносцев" вонзились бивни прожекторов и зашарили по водной глади. Со стороны атакующих катеров казалось, что сонм архангелов размахивает огненными мечами, чтобы рассечь их корабли.
Но лейтенанты и мичмана командовавшие "вражьими силами" достаточно легко приближались к броненосцам и крейсерам. Некоторые из их корабликов попадали в лучи прожекторов, но достаточно быстро уходили в темноту. Вдруг... Словно тряпкой провели по чёрной доске стирая написанное мелом. Один из русских броненосцев исчез.
- Чёрти что, - ругался Эссен, глядя на бесполезную иллюминацию, устроенную броненосцами и крейсерами, - мы их всё равно видим секунды или пару минут. И не всех к тому же. А, чёрт! Лучше сейчас, чем в бою! Выключить боевое освещение! Всё освещение! Вообще! Принять влево три румба! Машина, больше ход!
В боевой рубке "Пересвета" все застыли в напряжении.
- Взять прежний курс! - скомандовал Николай Оттович через десять минут.
Даже с противоположной от "боя" стороны русские корабли были достаточно хорошо различимы.
-А если бы ещё и с этих румбов атаковали? - подал голос Сойманов, стоявший на мостике вместе с командиром.
- Да уж. Вот найдут ли нас?
Не нашли. На "Ретвизане" подняли вверх луч прожектора, что означало окончание учений. "Пересвет" снова включил огни и пошёл принимать на борт свои катера.
Днём командиров всех участвовавших кораблей и катеров Вирен пригласил на борт "Ретвизана" для разбора ночных учений.
В адмиральском салоне было не продохнуть - влажный и, мягко говоря, тёплый воздух, казалось, можно было резать ломтями. Два десятка офицеров ждали оценки адмирала как школьники.
- Я, вместе со своим штабом внимательно изучил рапорты командиров кораблей и катеров. Выводы неутешительны. Господа командиры кораблей, кто из вас захватывал прожектором катера на расстоянии менее пяти кабельтов от борта?
Подняли руки Сарнавский, Успенский и Щенснович.
- Но Роберт Николаевич, ведь эти катера могли бы быть уничтожены раньше, на более дальних дистанциях, мой крейсер неоднократно захватывал прожектором и удерживал в его свете несколько минут атакующие катера.
- Господа офицеры, командовавшие катерами, есть такие случаи, когда вы приближались к кораблям неосвещёнными или освещёнными на несколько минут? - повернулся к молодёжи адмирал.
Руки подняли четверо.
-То есть минимум два минных попадания мы имеем. Так?
Крыть было нечем. Командиры броненосцев и крейсеров понуро молчали.
- Теперь вы, Николай Оттович. Что это была за самодеятельность? Ни в коем случае не считаю ваши действия трусостью, но хотел бы услышать объяснения. Почему вы покинули строй?
- Роберт Николаевич, я просто увидел весь этот "праздник света" и подумал, что при большом количестве атакующих миноносцев не спастись. И погасив огни вышел из строя, чтобы посмотреть, что из этого получится. Меня не нашли, не так ли? - посмотрел Эссен в сторону командиров атаковавших отряд.
Офицеры либо просто смолчали, либо покачали головами.
- Так может лучше научиться ходить так, чтобы нас не заметили, чем репетировать отбитие минной атаки, которой может и не быть? Нет, этому учиться тоже надо, но, по моему, в первую очередь нужно научиться избегать самой атаки. Разве нет?
- Какие будут мнения, господа? - обвёл газами Вирен присутствующих офицеров.
- Что, совсем без огней? Так корабли же протаранят друг друга! - Ухтомский был явно против таких экспериментов.
- Может послушаем сначала сторону атаковавшую отряд? - усмехнулся Вирен, - прошу, господа, ваше мнение?
- Разрешите мне? - робко спросил мичман Витгефт.
Получив разрешение он продолжал: Я сам, в первую очередь хотел атаковать именно "Пересвет", но когда он "пропал", то броненосец действительно стал необнаружим. Если бы корабли не светили прожекторами, то и они были бы невидимы в ночи, мы бы их ни за что не нашли, разве что в борт врезались.
Другие молодые офицеры согласно закивали.
- Так что, будем учиться ходить ночью без огней? - весело спросил Вирен у командиров кораблей.
- Надо! - кивнул Иванов.
- Опасно, но дело того стоит, - согласился Успенский.
В общем не возражал никто.
- Ну что же, каждую ночь с хорошей погодой будем пробовать. Для начала по нескольку часов, а там... Все свободны.
Первой же ночью попробовали идти двумя тройками. На всякий случай разошлись подальше группа от группы и шли "держась" за кормовой огонь переднего мателота три часа. Во избежание столкновений групп было открыто ещё по одному бортовому огню, а в случае потери впередиидущего нужно было немедленно открыть все огни. Не потребовалось. На следующую ночь так прошли пять часов, а потом каждую ночь шли уже постоянно держась только "за хвостик друг друга". Оказалось вполне реально ходить в темноте без огней.
Вначале за штурвал ставили лучших рулевых, командиры постоянно находились в ходовой рубке, потом этому научились все кому положено и можно было оставить корабль на среднего рулевого и вахтенного начальника.
Рулевые, правда, освобождались от угольных погрузок.
А угольные погрузки в океане были сущим адом. На угольщики отправлялось до сотни матросов с каждого корабля (больше всего с "Пересвета" и "Победы" - эти броненосцы ещё в Артуре были прозваны "пожирателями угля"). Матросы спускались в трюмы и в тропической духоте, в угольной пыли они часами загружали мешки с углем. Сапоги, одежда на этих работах просто "горели". На головы, чтобы не угробить бескозырки надевали либо "чалмы" из ветоши, либо колпаки из парусины, либо даже шили мешки-наголовники с прорезями для глаз и рта. Угольная пыль ещё долго скрипела на зубах, разъедала кожу в подмышках и в паху. Плевки матросов после этих работ ещё долго были чёрными как антрацит.
Острые осколки угля быстро приводили мешки в негодность и они расползались не только по швам. Часами и часами после погрузок матросы чинили их и штопали. А новых взять было негде.
Не выдерживала не только ткань. Людские организмы тоже сдавали. Не было случая угольной погрузки, чтобы после неё не хоронили бы в океане несколько человек.
Но умирали люди и в обычные дни. От солнечных ударов например. В Индонезии для офицеров были приобретены пробковые тропические шлемы, а матросы были защищены от жестоких солнечных лучей всё теми же бескозырками. Вода из опреснителей была отвратительной на вкус, её старались сдабривать лимонной кислотой, а доктора требовали, чтобы в неё добавляли и соль, но зачастую её пили просто так.
Старший врач "Пересвета" Августовский специально собирал офицеров и просил, чтобы они объясняли это матросам:
- Как вы думаете, господа, от чего происходит с человеком тепловой удар?
- От перегрева конечно.
- Ничего подобного, его можно получить и без особого перегрева. И наоборот, при жуткой жаре избежать. Он происходит от падения концентрации соли в крови. Если человеку долго жарко, то он много пьёт. И при этом потеет. И, извините, мочится. При этом из организма выводится соль. И если она там не восполняется, то тогда, в определённый момент и наступает тепловой удар. Объясните это матросам, требуйте, чтобы немного соли в питьевую воду добавлялось. Но только не надо заставлять людей пить тузлук как для засолки селёдки. Щепотки соли на литр воды вполне достаточно.
Похожие темы
Броненосцы-2 | Произведения Вячеслава Коротина | 16-12-2012 |