Иванов написал(а):Прикинул я тут и пришел к выводу о том, что в средневековом обществе почти всегда имелись какие-нибудь причины относиться к чужаку с подозрением...
Смотря где и когда. Понимаете, есть некоторые стереотипы восприятия средневековья, которые на самом деле очень далеки от действительности. К примеру, в раннее средневековье -- странник, чужак был обычным явлением. Люди вообще были очень мобильны. Раннее средневековье -- это достаточно долго. Да, с развитием общества эта мобильности приказала долго жить -- но она была.
Дальше новый период всеобщего движения -- эпоха крестовых походов. Да, оравы странников, мягко говоря, раздражали обычных жителей, но если прибиться к большой группе "крестоносцев" (а это часто были бедные горожане, безземельные крестьяне и обычные бродяги, а вовсе не рыцари) в общем-то можно было считать себя под защитой.
И таких примеров можно найти много, как видите, даже в эпоху потрясений. Но еще проще найти и в спокойные годы. Да, в Китае чужак будет сильно выделяться, а вот в Венеции в эпоху ее расцвета чужак никого не удивит, даже если он негр. Там была такая мешанина народов и рас, что одним больше, одним меньше -- разницы нет.
Анатолий Спесивцев написал(а):Не просто взгляды
Я уже написала, что есть места и времена, где чужаки -- это норма.
Анатолий Спесивцев написал(а):привлечёт пристальное внимание - в том числе и криминала.
А вот это самое интересное. Опять же -- устоявшееся явление: люди берут современные реалии (криминал, разведка) и переносят их в прошлое. Но -- не совпадает... Есть исследования по преступности в средневековье. Очень интересные работы, делались на основе реальных уголовных дел. К примеру, на основании документов уголовного суда Шатле в Париже или уголовных дел графства Прованского. И что оказалось -- городской криминал, как нечто организованное, появился довольно поздно, в веке 14. До этого были отдельные преступления, но не больше. Собственно, это отражается и в наказаниях, как на севере, так и на юге. Долгое время в средневековых городах отсутствовали такие наказания, как смертная казнь. Были штрафы, телесные наказания и унизительные наказания (на севере за убийство человека могли заставить носить по улицам пару дней собаку, а если он сбегал от такого наказания, то собаку заставляли носить его соседа) и самое жуткое наказание -- за убийство человека могли изгнать из города на год или даже навечно. При этом да -- на дорогах были разбойники, но это была не организованная преступность в нашем понимании, а "шалости" безземельных рыцарей. Если им удавалось найти бесхозные владения (или захватит их), они утихомиривались.
Когда же организованная преступность появилась, в нее долго не верили даже судьи, так как в их представлении в городе преступников быть не могло в принципе. Поэтому когда в 14 веке накрыли профессиональную шайку воров, действующую в покоях королевы, это был шок для всего Парижа.
Другая проблема чужака -- город в средневековье это место свободы, место, куда бегут крепостные крестьяне. Т.е. изначально предполагается, что беглец может выглядеть очень странно, кто ж знает, при каких обстоятельствах он сбежал...
Ну и внешний вид. Да, современный человек выглядит выше, здоровее, чище. Но, во-первых, пока он доберется до города, он основательно перепачкается, наголодается и оборвется, так что различая постепенно сойдут на нет. Ну да, рост -- так и в средневековье были высокие люди. Судя по откопанному захоронению короля Хильдерика (а это 5 век), его рост был более 180 см.
Отредактировано Юлия Белова (09-09-2012 14:37:29)