Кадфаэль написал(а):Юлия Белова написал(а):
Но и заблудившийся на охоте придворный -- тоже пришелец и может крепко вляпаться.
Если попадет к разбойникам - безусловно. Точно так же, как и любой другой.
Но если выйдет в деревню или к замку местного феодала - ничего с ним не станет, ибо по виду и по обращению окружающие сразу поймут, кто кому должен три раза "ку" делать...
Ну почему только к разбойникам? А как насчет семейных распрей? Да и собственные крестьяне не всегда так уж благостно относятся к сеньору (я даже не про крестьянские бунты). В 13 веке в своих стихах граф Тибо Шампанский признавал, что однажды ему пришлось удирать от трех крестьян с дубьем, которым не понравилось, что он решил задрать юбку деревенской девчонки. Граф то полагал, что подошел к ней со всей куртуазностью, а крестьяне -- ну что с грубого мужичья взять -- не оценили его куртуазность. Им не понравилось, что он -- скотина такая -- нарушил их этикет. В общем -- у себя в замке что хочешь твори, а у нас -- не шали!
Пушок написал(а):Чужак... Он чужак. он априори опасен. для людей патриархального, традиционного общества, общества строго иерархического, чужаки по умолчанию враждебны. точнее, они просто не свои. Чтоб быть принятым, оный чужак должен стать принятым и понятным, ему должны найти точку в привычной для людей эпохи сетке координат...
Насчет враждебности -- не совсем так. Годзилко правильно указывал на нехватку у людей общения. Чужак мог быть враждебен, а мог быть и разносчиком новостей, всевозможных историй и пр. Поймите, в условиях, когда у людей не было ТВ, радио, интернета, театра, футбола и прочих развлечений, любой чужак был даром небес. Он же мог что-то рассказать. Другой вопрос, что современный человек даже историю складно сложить не сможет. Даже книжку перессказать. Нет, в сети-то человек способен на все, но вот говорить два-три часа без перерыва, глядя в глаза сидящих вокруг людей -- нет. Многие ли способны что-то рассказывать, не спотыкаясь на каждом слове, обходиться без неизменных "вроде", "типа", "так сказать", "эээ", "того" и прочих слов-паразитов? Вот за такой рассказ точно выгонят и куска хлеба не дадут, а вот если угодить слушателям, заставить их и всплакнуть, и посмеяться, тогда и накормят от души, и ночлег дадут, и одежонку подходящую подкинут.
Пушок написал(а):Тем более в эпоху "когда каждый должен искать себе сеньора" и "у каждого колодца было своё право".
Так было далеко не по всей Европе.
Пушок написал(а):Землю не пашешь, сеньору копьём не служишь, одежда/привычки/... иные... И меры (скорее всего радикальные) будут приняты.
Какие меры и кем? Долгое время принимать меры было некому.
Пушок написал(а):Прежде чем лезть в рыцари и бароны, сначала надо просто выжить. Стать для начала тем же паломником, или комедиантом...
Знаете, чтобы быть рыцарем, надо многое уметь. Да и из паломников и комедиантов пути в рыцари -- нет.
Пушок написал(а):и наиболее опасна для пришельца будет не инквизиция
Вот почему все так любят вспоминать Инквизицию? Инквизиция имеет четкую временную и географическую границу. И вообще, Инквизиций было две. Поэтому надо уточнять, что имеется в виду. Многие страны Европы Инквизиции не знали НИКОГДА.
Пушок написал(а):Ну и ещё - вспомнил такую жемчужину позднесоветской фантастической прозы как замечательный рассказ "Берегись, Наварра!"...
Да, рассказ действительно великолепен, но он ведь не о тяжкой доле попаданца, а о том, что человек не может стоять в стороне, когда может кого-то спасти.
Анатолий Спесивцев написал(а):Юлия Белова написал(а):
Чтобы стать рабом или трупом, надо как минимум, чтобы в том мире существовало рабство и чтобы законы были весьма снисходительны к убийству (либо вообще не работали).
Юлия Белова написал(а):
Да и в наше время такое случается сплошь и рядом. Нанимают людей якобы для приличной работы, а потом отнимают отнимают у них паспорта и фактически обращают в рабство. И без всякого попадалова.
И как состыковать эти положения Вашего поста? Сами себя опровергаете. Для убийства или порабощения чужака особых разрешений или законов не нужно. Он же ЧУЖАК, то есть, можно сказать, что и не человек.
Напротив. Я лишь подчеркиваю, что сплошь и рядом, чтобы вляпаться, не требуется никакого попадалова. Более того, очень часто вляпываются люди вовсе не из-за чужаков, а из-за своих. Как в наше время, так и в прошлом. Когда во время голода в том или ином средневековом городе собирали бедных, грузили на баржи и топили, это делали не потому, что они были чужими -- своими были, а потому, что они были бедными. И если в этой толпе окажется попаданец, он погибнет не из-за того, что попаданец, а из-за того, что беден.
И говорить, что на чужака не распространяются законы, тоже неправильно. Церковь с раннего периода существования создавала систему странноприимных домов, вбивала в головы паствы очень простую вещь, которая в Библии появилась еще в 10 веке ДО н.э. "Будьте милостивы к пришельцам, ибо пришельцами вы были в стране Египетской".
Но если вспомнить даже не средневековье, а Европу периода родо-племенных отношений, то вы и там найдете примеры вполне нормального отношения к пришельцам. Есть ведь данные археологии, которые доказывают, насколько мобильны были люди и как их принимали в чужих племенах. Есть захоронения таких чужаков и захоронения почетные. Их много. Хотя да, при боевых столкновений никаких сантиментов не было. Ну так и в наше время нет.
Иванов написал(а):Реакцией на чужака будет скорее всего, как минимум, недоброжелательное любопытство, либо какая-нибудь конкретная реакция, типа:
- "...Чаво надо? Еды, что ли? Так задаром у нас не кормят - за еду работать надо. Жить где? Дык вон в хлеву, да и за скотиной глядеть будешь. Чаво? Не умеешь? Дык по кой хрен ты нам тут дармоед такой сдался? Иди-ка ты отседова...";
- "...парень, ты на корабле-то ходил ли? А с парусами обращаться можешь? Нет? А саблю держать? Тоже нет? Хм... Во! А грести веслом? Вот и хорошо. Пойдем-ка, а то тут одному купцу с юга гребцы всегда нужны...";
- ну и т.д. и т.п...
А разве в наше время как-то иначе? Если человек постучится в чужую дверь и попросит его накормить, ему скажут "Иди, работай". Что в этом странного? Нищенство -- крайне непривлекательная штука. Кто ж виноват, что современный человек мало что умеет?
Я могу вам рассказать историю, которая случилась в 1985 году. Мы, студенты, после окончания 1 курса должны были ехать на практику. И так получилось, что весь курс ехал на археологические раскопки, а нам пятерым студенткам с кафедры Азии, Африки и Латинской Америки положено было ехать в этнографическую экспедицию -- в Калининскую область, собирать материал для музея под открытым небом. Наш руководитель нас предупредил, что необходимо соблюдать некоторые правила, ну не будут с нами разговаривать, если мы пойдем к старичкам-старушкам в джинсах. Но и этого было мало. Приходим мы в какой-то дом, чтобы заполнить анкету, а нам говорят, некогда нам с вами болтать, у нас работа. Мы и так уговариваем и эдак, а нам в ответ: "Вот вы сначала сено переворошите, полы намойте, грядки прополите -- тогда и поговорим". И все -- вперед и с песней. А вот когда все сделаем, с нами и разговаривать начинали, и даже кормили по доброте душевной.
Иванов написал(а):с женщиной-"попаданкой", ситуация вероятно будет выглядеть значительно хуже
Правильно, когда в наше время девчонки из маленьких городков отправляются покорять столицу -- это чаще всего экстрим. Хотя были, были эпохи, куда женщины могли попасть без особой опаски.
Иванов написал(а):Так что, книги с главными героями, имеющими какой-то опыт и определенные навыки, получаются все же более оптимистичными...
Естественно. Вопрос, какой это должен быть опыт. Современный человек в наше время рискует умереть с голоду, заблудившись в лесу, хотя кругом полно еды. У современного человека отсутствуют элементарные навыки общения. В этом плане да -- попадалово верный путь на тот свет. С другой стороны упор на силу тоже приведет к тому, что таких попаданцев лучше сразу пришибить, чтобы сами не мучились и окружающих не мучили.
Отредактировано Юлия Белова (10-09-2012 20:23:38)