Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Формулировка определения "техномагия"


Формулировка определения "техномагия"

Сообщений 91 страница 100 из 115

91

Jebe
Прошу меня простить, либо я выпал из темы за давностью времени, либо одно из двух...

То есть я понимаю, что вы произносите не набор слов, а некий упорядоченный блок информации. Но я не вижу в нем значимого посыла, или вопроса, или утверждения (кроме означенных ранее) и потому у меня нет побуждающего мотива расшифровывать этот непонятный мне информационный блок. Иными словами - я не понимаю, что вы говорите. Увы.  :rolleyes:

Какой-то отличающейся (от моей) логикой вы пользуетесь и как-то не получается моими шестеренками войти в зацепление...  :confused:

Не могли бы вы как-то поточней обозначить вопросы, которые хотели бы обсудить? Может быть даже стоит при этом выйти за рамки топика, т.е. определения термина "техномагия".

Отредактировано Отшельник (02-04-2012 20:20:35)

0

92

Jebe написал(а):

Предлагаю обсудить перечень философских концепций, практическую реализацию которых можно отнести к техномагии/маготехнологии.
Монадология Лейбница, по вашему, подходит?

Эээ... не подходит. И никакая другая не подойдет - не зря ведь научная философия вытеснила натурфилософию. Просто потому, что наука своей методикой оказалась способна изучать и воздействовать на реальность, а натурфилософия так и осталась на уровне мысленных констукций.

Вы конечно можете возразить про работающий цыгун и феншуй. Но как я сказал - я в них некомпетентен и не смогу сколь-нибудь детально прокомментировать эти системы. Хотя есть у меня подозрение, что работают они не потому, что верны теории этих самых цигунов и фен-шуев, а по другой причине, более фундаментальной.

И вообще, натурфилософия, если ее понимать в том смысле, как она имела место в истории, не видится мне сколь-нибудь полезной глубже поверхностных заключений. Просто по самой своей природе - это ведь не наука с экспериментом и бритвой Оккама, а по сути голословные умопостроения.

На мой взгляд проблематику познания мира, помимо человека и всего с ним связанного, вполне охватывает физика и метафизика. Физика рассматривает и вполне успешно изучает естественную реальность нашего мира. Метафизика занимается фундаментальными вопросами сверх-естественного (трансцендентного).

Не могу похвастать, что я изучал труды великих мыслителей прошлого, но кое-до чего своим умом дошел, а когда как-то просуммировал свои умозаключения, оказалось что я близок к платоникам.

В общем, я считаю, что нет причины в реальности или же в книге дублировать физику некоей "магической физикой", т.е. альтернативной физикой. Физика вполне справляется со своими задачами и не вижу причин лишать ее этой почести. Под магией я понимаю неявные/неочевидные/непрямые действия, приводящие к требуемым результатам. Эти неявные действия могут базироваться на более глубоких знаниях физики, а могут базироваться и метафизике. В этом плане физика применяет тогда, если ее применить дешевле и проще, чем метафизику. В любом случае ведь со стороны это будет выглядеть как магия (в моем определении).

Что же касается именно метафизической части нашей реальности... С одной стороны все что было можно выжать из этой темы чистыми рассуждениями - сделали еще античные философы и скорей всего их коллеги в других частях мира, в индии уж точно. Более серьезные, исследования, в том числе и инструментальные - начинаются только сейчас, когда человечество всерьез разворачивается на квантовом уровне. Точные уравнения не знаю, будут ли, как не знаю, будут ли составлены подобия таблиц Менделеева для "частиц бога", но кое-что работает и на основании тех самых еще античных теорий.

Если предположить, что все-таки в этой новой окрывающейся парадигме человечество сможет детально разобраться, то в итоге мы получим техномагию (в моем определении) просто потому, что мы сейчас преимущественно со стороны физики изучаем континуум реальности. А если бы наоборот, сложились условия для того чтобы сначала детально разобраться в метафизике и только потом пошли бы изучать континуум реальности со стороны именно метафизики - тогда получили бы маготехнологию (в моем определении).

В любом случае что магия, что физика - все равно оперирование происходит с одними и теми же сущностями и законами, которые действуют в нашей вселенной. Нет нужны в двух параллельных законах всемирного тяготения - ньютоновские законы вполне справляются. Другое дело, что использовать их (воздействовать на них) можно разными способами.

Так, что-то мысль начала растекаться по древу, так что закруглюсь пока. :)

0

93

Парни, тема интересная, но она была исчерпана определением термина "техномагия", как применением технических методов при магическом воздействии или магических методов в технике. Остальное упирается в конкретную модель мира у автора, что в свою очередь и определяет содержание понятия "магия". Если брать за основу нашу реальность, то возможны оба варианта определения:
технические методы могут входить составной частью в магические ритуальные действия (вспоминаем набор НЕОБХОДИМЫХ действий в ритуале: мантра, янтра, мудра);
магические методы в технике отлично проиллюстрированы в "Камбрии".

+1

94

http://uploads.ru/t/o/3/V/o3VCi.jpg

  http://read.amahrov.ru/smile/girl_smile.gif

0

95

Отличный пример техномагии :)

0

96

Domini canis написал(а):

http://uploads.ru/t/o/3/V/o3VCi.jpg

Анимение распространилось повсюду. :)

0

97

Esh написал(а):

1) а если магия и техника просто различные системы взаимодействия с миром? а техномагия соответственно либо смешение систем следующее из названия, либо третья опора не имеющая совершенно ничего общего с первыми двумя?

Вообще-то как бы и подразумевается, что "магия" и "техника" есть разные системы взаимодействия с миром. Причем, с моей точки зрения, "магия" - более фундаментальна, т.к. работа идет непосредственно с сутью вещей, теми самыми "идеями". Техномагия, как смешение магии и техники конечно возможно, но допустимо только в случае недостаточных возможностей в магии, а вот техномагия, как некая третья система взаимодействия врядли имеет смысл - это получается уже какая-то третья, параллельная магия. Но в реальном мире этой третьей "силы" никак не просматривается - физика и метафизика покрывают все возможное поле деятельности. В этой связи под вопросом внедрение этой третьей сущности и в книге - ясной аналогии для читателя нет и он так или иначе проассоицирует "еще одну магию" с "просто магией".

Esh написал(а):

2) следует ли воспринимать маготехнику как техномагию и наоборот при ее полной видимой аутентичности? Стоит ли забывать про религию как систему обьяснения чудес? И, главное, "можем ли мы пренебречь Игроками?" (с)

В смысле воспринимать? Может вы хотели сказать "различать"? Если так, то для пользователя в основной функции некоего скажем девайса разницы действительно не будет. Но вот с позиции взаимодействия девайса с окружающим миром разница колоссальная и тут уж различать техномагию с маготехникой таки придется.
Например, имеется два "амулета" - один работает на физических принципах, другой на метафизических, но оба выглядят идентично и выполняют одну и туже функцию. Вроде - какая разница? Но разница есть, если скажем техномагический "амулет" можно нейтрализовать электромагнитным импульсом, а маготехническому девайсу ЭМП до лампочки, но зато он очень чувствителен к возмущениям в ноосфере и скажем коллективный молебен неподалеку способен серьезно повлиять на его функциональность...

Esh написал(а):

4) нужно ли пытаться описать прогресс или регресс магии, в случае её существования, в рамках шаблона техники? и не уподобляемся ли мы в таком случае тому же карго-культу?

Нужно, если того хочет автор. Ведь прогресс и регресс он не от накопленных знаний зависит, а он так сказать культуры использования этих знаний. Здесь чистый человеческий фактор - настроение в обществе определяет общий тренд, который не может не иметь последствий. Скажем некоторая старая бравурно-оптимистическая фантастика про покорение космоса и т.п. - она ведь порой начисто игнорирует фактор социогенных колебаний и раз достигнув скажем некоей технологии она навсегда входит в обиход да так и остается в дальнейшем как непреложная истина. А это ведь легко может измениться по многим причинам, в том числе и чисто социальным.
Поэтому моделировать прогресс либо же регресс магии-техномагии-маготехники вполне допустимо, т.к. увеличит достоверность ...если автору это конечно нужно.

Esh написал(а):

5) попытки сравнить слона с китом ци, ману и прочее с точки зрения очень размытой современной математически научно-популярной теории порадовали. Может сначала хотя бы с точки зрения материалистической теории все сравнить? (её то точно все знают. наверно.)

Насчет сравнить - не знаю... по-моему это малореально, если по существу. Т.е. можно сравнивать лишь некоторые отдельные признаки. В целом же концепции порой настолко отличаются, что сравнивать их просто некорректно.

Но если вы хотите, то можете предложить начальные тезисы, только обязательно укажите в каком контексте рассматриваете вопрос, т.е. для чего именно это нужно. :)

Отредактировано Отшельник (25-04-2012 01:11:26)

+1

98

Esh, извините, но как-то я не все вами сказанное разумею - часть терминов мне не знакома, а местами слишком сумбурно... :rolleyes:

Прокомментирую то, что и как понял

0

99

Esh написал(а):

возможно определение "магии" как интровертного способа воздйствия, а "техники" соответственно экстравертного

Что хдесь подразумевается под интра- и экстравертностью?

Esh написал(а):

говорить же о большей или меньшей фундаментальности обоих систем не представляется возможным так как они работают с разными сторонами одного и того же и, вероятно, практически не пересекаются

С моей точки зрения говорить можно, т.к. метафизика затрагивает, как я уже сказал суть вещей, а физика работает с локальным воплощением идей и опосредованным воздействием на них через другие локальные воплощения других локальных идей.

Esh написал(а):

Вспоминая Геда Ле Гуин или доктора Джекила Стивнесона мы, если изучать только романы, абстрогировавшись от нашего знания о мироустройстве, не очень то и отличаются, не правда ли? ^_^ И где тут будет маготехника а где техномагия?

Так получилось, что Стивенсона я не читал и потому ответить предметно не могу. Но у Ле Гуин определенно магия, т.к. концепция истинных имен явным образом растет из платоновских идей.

Esh написал(а):

С Вашим же высказыванием про смешение только в случае недостаточности магии позвольте несколько не согласиться, так как если мы просто допускаем возможность соприкосновения "техники" и "магии" в одной "плоскости" мы неизбежно приходим к смешению, пусть и минимальному, во всяком случае это выглядит логично. ^_^

Если оператору известна вся "матчасть" магии, то ему обращаться к физике, как к одному из промежуточных элементов воздействия нет нужды - по определению любые сущности и действия можно спроезировать из идеального мира на материальный. Но вот если оператор знает не все... то допустим может выкрутиться таким образом чтобы первая часть магического воздействия вызывала некий побочный физический эффект или процесс, который служит скажем активатором второй части магического воздействия и к непосредственному результату приводит именно эта вторая часть. Или тоже самое, но вообще без первой магической части.
Например, оператор использует некий электронный прибор для создания переменного магнитного поля определенной концигурации, скажем тороидального. А потом, магическая составляющая использует это магнитное поле как модель/шаблон для непосредственно магического воздействия - скажем масштабирует поле в пространстве и подменяет в каждой точке магнитный потенциал на гравитационный. В результате получается некая гравитационная аномалия, например фокусирующая грави-линза для радио-телескопа. :)

Esh написал(а):

хотя один мой друг перед тем как работать за компом уговаривает фигурку назначенную воплощением машины работать без глюков и, что характерно, если так не сделать то комп действительно часто виснет и глючит

Пляска с бубном вокруг компьютера вполне распространена, но говорить при этом, что тут получается смесь магии и техники, имхо, некорректно. Есть технический девайс - он работает со сбоями в силу некоторых причин. Магическое воздействие нейтрализует помехи, чтоб комп не глючил. Но при этом ведь комп не начинает использовать в своих ячейках памяти прану вместо эл.потенциалов, верно? :)

Esh написал(а):

из допущения что раз есть две системы, то может быть и третья, кто знает?

Да многие знают, например даже я :)

Esh написал(а):

Метафизика покрывает собой огромный спектр всего остального, от чего отказалась, не сумев обьяснить, физика, но как это выглядит со стороны метафизики? И не окажется ли при сличении теорий, что остался пласт необьяснимого и тем и другим?

Очень просто со стороны метафизики выглядит. По крайней мере сейчас. До начала информационной революции да, были существенные пробелы кое-где. Но с началом лавинообразного роста информационного многообразия даже в открытых источниках практически не осталось белых пятен - хотя бы краешком обозначенно все, что вообщетолько можно. Остаются лишь детали. Хотя конечно же от деталей может зависеть очень многое. Но вот так, чтобы вдруг резко открылся совершенно новый горизонт непознаного, про который до того не подозревали, что такое вообще может быть - нет, такого не осталось. По крайней мере для тех кто работает в теме :)

Esh написал(а):

Именно воспринимать, скажем взмах умклайдета и появление какого-нибудь сугубо технологичного "синтезатора материи" и наоборот, синтезирование с помощью техники (не нашей разумеется, смею впрочем надеяться, пока не нашей) умклайдета? Позвольте, но даже в физической модели мира мы видим подобную разницу работы устройств. к тому же что мешает самолетам начать падать от того что по Вернадскому люди перестали верить в возможность их полета? ^__^  Можем ли мы опускать божественное чудо до "магии" или же это, опять же, что-то совсем левое? И как тогда быть с до ныне популярными клириканскими идеями?

Тут непонятно почти ничего :) Ни про умклайдет, ни про клириканские идеи не знаю, по крайней мере под такими названиями.
Самолетам мешает начать падать подъемная сила, существующая объективно и независимо от человека. А божественное чудо технически и есть магия, т.к. любая магия технически обеспечивается сами знаете кем :)

Esh написал(а):

я хотел сказать, что формально любая попытка описать магию в ныне популярном ключе "программирования" сильно похожа собственно на техномагию, а чистой "магии" как таковой мы практически уже и не наблюдаем.

Ну, здесь уже говорилось про игро-технический подход в описании магических манипуляций и про то, что подход этот растет из авторского технического образа мышления. Есть и альтернативная ветка и не так уж она редка - это парадоксальный мистицизм. Правда площадка, на которой оперируют мистико-ориентированные авторы действительно несколько отдалилась от развлекательной литературы и перепрофилировалась в большинстве своем на комерциализированный обман обывателя.

Esh написал(а):

Для начала нам, видимо, следует допустить существование "магии", не опуская однако наличия "техники" и вынужденно не упуская из виду возможность присутствия божественности, в конце концов термин, судя по всему из древнего "Deus ex Mashina" растёт.

Ничего не понял. "Бог из машины" - древний театральный (и литературный) прием... как он относится к креационистской концепции?

Esh написал(а):

После чего определиться с источниками используемыми для решения вопроса, полагаю это будет мифология как таковая и "старое "доброе" литературное", так и новопридуманные вещи за исключением "мерисьюшных", осознанно поддельных и уж совсем еретических, хотя насчет последних не уверен.
Далее понять является ли техномагия отдельной системой или смешением и, если смешением то чего и в какой пропорции.
И наконец собрать аккуратную форму определения и впихнуть ее в ответ ^___^

Вообще-то все это уже проделали и сформулировали в этой теме, и даже в нескольких вариантах. :)

0

100

Esh написал(а):

метафизика с убежденностью, свойственной религии, а все что у нас осталось так или иначе религией сильно изменено, заявляет разное и почти всегда прямо противоположное, к тому же имеет сильно зависящую от региона, времени и ветерка на Венере размытость даже в пределах одной темы, что позволяет предположить то же локальное воплощение, только на другом уровне. Но я в общем-то про то, что, разумеется очень аллегорично, "технический" взгляд на мир будет "длиной" а "магический", допустим "вкусом", одного и того же обьекта наблюдения. и сравнить фундаментальность взглядов не представляется возможным в отличии от наработанных систем по этим взглядам.

Метафизика, да и философия в целом имеет к религии очень опосредованное касательство. Это конечно если мы говорим о науке философии, а не о размытых представлениях усредненного обывателя. В метафизике конечно слабовато с экспериментом, но уж соспоставление и сравнение концепций при помощи логики выполняются легко и вполне четко.

Esh написал(а):

а если один из двухкомпонентного агрегата дешевле и легче сделать одним способом, а другой другим? При возможности воспроизвести оба компонента обоими способами, то что это будет?

Что значит дешевле? Магическое воздействие вообще ничего не стоит, оно бесценно, т.е. не имеет материального эквивалента. А потому оно всегда дешевле технического способа. Но это если такая магическая возможность вообще наличествует. Конечно, ДнД, как настольная игра обязана иметь некий баланс по сложности и потому там более могучие заклинания требуют от оператора больших усилий. Да, но то игра, хотя она и оказала колоссальное влияние на развитие фентези. На самом деле, да и в литературе давно уже проработано и обосновано, что никакой принципиальной разницы между магическим зажиганием свечки и скажем зажиганием звезды нету.
Поэтому еще раз - если магический способ решения проблемы доступен - он априори будет "дешевле" технического.
Другое дело если магический способ доступен или малодоступен... но тут уже формирование цены имеет иной характер. Если магу почти ничего не стоит кастануть заклинание, но он всего один такой на планете и время в сутках у него ограничено, то просто нужно считать, что для большинства случаев магический способ просто недоступен и техническую подпорку тут будут использовать всего лишь по необходимости, а не потому, что это "дешевле".

Esh написал(а):

Берем классический пример: Экскалибур, выкованный и зачарованный это физика или магия? На мой взгляд как раз вполне себе пример смешения. ^__^

Эскалибур - это амулет, где меч это всего лишь материальный носитель. Да и вообще зачалованное холодное оружие концептуально полная ерунда, забивание гвоздей микроскопом - ведь было бы гораздо эффективнее убивать вражин просто самим заклинанием, без необходимости махать железякой. Изготовление таких девайсов оправдано только в том случае, когда магия очень ограничена - скажем магу известно, как сделать клинок более острым, а как разрезать врага на расстоянии он просто не представляет. Вот и приходится магу обходиться таким суррогатом.
Но это конечно чисто техническое объяснение. Исторически же в эскалибуре и прочих гораздо большее значение имеет мифологически-социо-культурный фактор, ведь меч это символ статуса, хотя и функция у него тоже есть. Просто культ меча в человечесском сознании по объективным причинам шел путем сверхестественного расширения прямой функции и тогда люди просто не могли додуматься, что вообще-то можно (хотя бы мысленно) реализовать функцию без предмета, т.е. привычного символа.

Esh написал(а):

Но ведь при соблюдении этих нехитрых действий работа этого технодевайса изменяется, редко, малозаметно, но меняется. И как с этим быть? вроде конечно никакой праной в микросхемах и не пахнет, но все же, все же, как? Если мы при этом допустим что это все же магия, просто несколько улучшающая действие техники, то что это будет?

Ничего тут магия не улучшает. Тут магия нейтрализует некий фактор, а в остальном техника работает по физическим законам. Вот если бы магия прямо и постоянно участвовала в самом процессе работы компьютера, то тогда бы можно было говорить о техномагии. А так нет - отдельная магия чтоб отдельная техника работала немножко лучше благодаря нейтрализации магозависимого фактора.

Esh написал(а):

первое это волшебная палочка из "понедельника" Стругацких, так как классифицировать результат, действие которого возможно через оба варианта, и, может привести к воспроизведению противоположного действия (то есть техникой магию, а магией технику)?

В моем определении магия, реализованная техникой - это техномагия. А техника, реализованная магией - это маготехника. Результат классифицировать нет нужды, если он идентичен в обоих случаях. Но вот процесс классифицировать необходимо, т.к. это дает возможность как-то на него повлиять, а значит и повлиять на результат. Например, это можно назвать техникой безопасности - в техномагическом процессе скажем нельзя подносить магнит к установке, а в маготехническом нельзя допускать вокруг амулета скопления людей с негативными переживаниями, иначе не будет работать. Разница огромная.

Esh написал(а):

с первым согласен, но если он работает, то что это будет?

Если в магии, как в науке, все расставлено по полочкам и все можно четко просчитать по определенным методикам, и мало того - именно так и делают для достижения результата, то это маготехнология. Просто магия - это если оператору точно почти ничего не известно и он нащупывает решение интуитивно и эмпилически. В этом варианте магию можно назвать искусством, как часто и делают в книжках. Впрочем, часто делают это ошибочно - называют магию Высоким Искусством, тогда как на деле маг просто механически действует по разработанной методе, не прилагая никаких творческих усилий. Но просто "Высокое Искусство Магии" звучит более романтично и гламурно, чем какая-то там "Методология Магических Манипуляций".

Esh написал(а):

как первое известное поставленное на поток воплощение чуда в техническом средстве, без попыток скрыть обыденность данного действия.

Какое еще воплощение чуда?! Хоть викию почитали бы... "Бог из машины" - это фигура речи, четко описывающая процесс, как он реализовывался в древнегреческом театре. Машиной тогда назывался кран-лебедка, который опускал на сцену актера, изображающего поначалу чаще всего какого-нибудь бога, который появлялся и разруливал вконец запутанную сюжетную ситуацию. Т.е. "бог из машины" - это буквальное описание процесса на сцене, и никакое не "воплощение чуда".

Esh написал(а):

хм, может так: Техномагия это локальное наружение какого-либо закона мироздания с помощью технических средств? или же нахождение техническим средствами исключение из этих законов и использование найденного.

Совершенно неправильно. Нарушить физические законы с помощью технических средств невозможно ввиду того, что технические средства работают так и только так, как дозволено физическими законами. Если физические законы не позволяют, то технические средства просто не заработают.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Формулировка определения "техномагия"