Есть иные мнения:
конечно же, есть, как им не быть... Хочу только сразу сказать, что
Темпы роста промышленности в этот период лишь ненамного опережали темпы роста населения России. То есть тот самый период, на который чаще всего обращают внимание противники советской индустриализации показывает, что возможности, существовавшие в царской России для ускорения промышленного роста, были в основном исчерпаны.
А вот тут уже идет чистый декларатив...
Вот, например, график относительного роста выплавки чугуна (100% - 1880 год)
[реклама вместо картинки]
очень хорошо видно, что после периода практической остановки роста в 1904-1909 г.г. рост возобновляется, и еще какими темпами... А вот Англия свои задачи в области металлургии уже выполнила - и ее темпы роста самые низкие.
Далее. Все, кто отстаивает невозможность несоциалистической индустриализации, очень любят оперировать подушным производством. Но это есть великое лукавство. Индекс рождаемости в дореволюционной России составлял 47,0 на 1000 населения, против 25,0 в США, 24,3 в Англии и 18,1 во Франции. Ввиду чего в семьях было больше детей, и в производстве участвовала значительно меньшая доля населения. Что дает заниженные цифры подушевого производства для России.
Новые отрасли: авто— и авиастроение, — только начали развиваться незадолго до Первой мировой войны, но и здесь наметилось значительное отставание России от ведущих стран Запада.
И это правда. Только вот в России это вполне сознавали, по автопрому это вылилось в государственную программу 1916 года, готовилась аналогичная программа и по авиации.
Кроме того, почти 90 % русских самолетов были оснащены импортными двигателями, при том что двигатель являлся самым наукоемким элементом конструкции, и его цена составляла более 50 % стоимости самолета.
Это абсолютная правда для 14-15 года, не совсем правда для 16-го и совсем неправда для 17-го. Про сами конструкции обычно говорится о том, что в России производились исключительно "Фарманы" с "Ньюпорами". Но, например, в 1916 году в серии было 12 отечественных конструкций и 16 лицензионных.
И ещё, желающим узнать подробно о влиянии Первой мировой войны на развитие индустриальной базы императорской России, посоветовал бы внимательно ознакомиться с работой Г.И. Шигалина "Военная экономика в Первую мировую войну" (М: Воениздат, 1956).
А желающим собственными глазами смотреть на цифры и их обдумывать, я бы очень порекомендовал сборник "Россия, 1913 год. Статистико-документальный справочник." Читать тут