Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Михаила Гвора » Волхвы Скрытной Управы


Волхвы Скрытной Управы

Сообщений 91 страница 100 из 918

91

Голландец Шульц написал(а):

местное летоисчисление может резко отличаться от привычного попаданцам ( насколько помню, на Руси пять или шесть различающихся между собой систем имело хождение)

Так оно и есть. Но попаданцам, которые всерьез готовились, известны большинство из них. Плюс привязка к крупным событиям, известным в истории.

Голландец Шульц написал(а):

разбойнички могли оказаться сплошь неграмотные

По-крайней мере, местный князёк должен быть в курсе происходящего вокруг. Например, знать, когда Олег Вещий примучивал соседей-вятичей (да и саму мерю частично). Так что, дату можно установить достаточно точно.

Голландец Шульц написал(а):

А уж то, что они в междумировой раскладке разбираются и вовсе сказочно. Что  и кто сказал в пределах своей деоевни двух, знают на "отлично", а вот что творится за пределами собственного лема уже вряд ли.

Слово "геополитическая" применено летописцем с большой долей иронии. Мешко знал расклад в землях мери и соседей вятичей (соседей без детализации). Кое-что о Киеве. Слышал о хазарах и ромеях.  Это немалая информация для засланцев. В Кордно получат следующий кусок.

+1

92

Кордно, лето 782 от взятия Царьграда

Лютый пристроил самобег на краю площади Воинов и набрал номер.
- Исполать тебе, Голуб Мстиславов! Лютый внимания твоего просит.
- И тебе, волхв, хворью не одолету быти! – прогудел бас в трубке, - Чем обязан? С какими вестями, добрыми аль как обычно?
Когда Скворец начинал изъяснять подобным стилем, это было верным знаком хорошего настроения. В ином случае, речь воевод-розмысла* состояла бы из кратких междометий и пространных ругательных характеристик. Лютый рисковал: один из лучших специалистов по военной истории, воевод-розмысл Большой воинской Гридницы* очень недолюбливал сыскарей и запросто мог послать волхва куда подальше. Причины столь явной нелюбви терялись где-то в далеком отрочестве. То ли подругу у парубка увели, то ли сам увел, да по мордам огреб. Туману напустили с избытком, да и не было особой охоты в прошлом ковыряться. У Лютого другой ключик нашелся. Была у Голуба пара слабых мест: любопытство и огромная любовь к своей профессии.
- Времени драгоценного твоего злобно выкрасть хочу. Еще и наглости преисполнюсь, да не по вопросам службы не по чину охамею!
- Даже так? - удивился Скворец. - У скрытней, что подобно татям во темноте ночной скользят, дабы невинных горожан умучить, бывают и не рабочие вопросы?
- Вопросы всякие бывают. И не рабочие в том числе. Меня интересуют события вокруг нулевого года.
- Во как? Интересное время. Ладно, подъезжай через час, поговорим.
- Благодарствую.
Буривой сунул в карман разговорник и включил мигалку на самобеге. Чтобы успеть к назначенному времени стоило поторопиться.
Машина с гнусавым завыванием понеслась по улицам, разбрызгивая по сторонам зелено-красные отблески мигалки.
***
Розмысл встретил неласково:
- Ну, рассказывай, волхв.
Приставку «старший» к званию Лютого Скворец пропускал умышленно. Вряд ли такой знаток, не разбирался в чинах Скрытной Управы. И звание гостя знал прекрасно. Впрочем, Буривой решил не обращать на это внимания.
- Меня интересуют русины, Голуб Мстиславов.
- Вот как? И что конкретно?
- В первую очередь, странности, - в который раз за этот месяц, повторил Лютый.
- Ну, это ты не по адресу, Буревой Володимеров, - развел руками розмысл. - Я ведь военную историю изучаю. Бои да битвы, а русинов маловато было, чтобы самостоятельной силой выступать, и в знаменитых битвах сам на сам рубиться. Они вместе с вятичами да полянами воевали. Еще считается, что в «малой войне» ведущими были. Где кого зарезать натихую, где кого в мешке выкрасть... Но сам понимать должен, о таких делах предпочитают забывать после доклада.
- Понимаю. И что, вообще, никаких зацепок?
- Ну почему же, никаких? Есть их у меня. Кстати, одна из главных странностей, связанных с русинами — татары.
- Что странного? - постарался как можно искреннее спросить Лютый. - Вроде бы они как раз и бежали на земли вятичей, после проигранной войны с татарами?
- Ага! Только ты этих татар видел? Или следы какие остались? Более весомые, чем легенды?
- Как на духу — не знаю. Но я на этом деле пуд соли не съел, золотник, не более.
- Те, кто соли той горы подъели, тоже не видели, - «утешил» Скворец. - И слышали не более тебя. О татарах известно еще меньше, чем о русинах. Кочевало племя в степях севернее Тая. После похода Святослава Игоревича на Тай, кочевать перестало. Кончилось. Не по зубам было тем татарам в походы за Большой Камень ходить. Кто русинов побил, да за что – то неведомо. А кто сами русины – большой вопрос. Точнее, существовали они точно. Но после прихода к вятичам. До этого никак не проявлялись... А после похода Святослава татар уже не было…
Примечания
Воевод-розмысл – звание военных ученых. Соответствует воеводе в строевых званиях. В этом мире военные научные организации существуют практически во всех областях знания, параллельно с гражданскими. Конкретно Скворец – военный историк.
Большая воинская Гридница – Военный институт Кордно. Совмещает функции научного и учебного заведения.

Отредактировано ВВГ (20-08-2012 21:28:12)

+12

93

Монголия, лето 6480 от Сотворение мира/ 31 от взятия Царьграда

Князь был доволен. Каждый видел. По усмешке радостной. Да по тому, что кончик чуба ярится по ветру, а не грызется острыми, волчьими зубами. И было от чего радостным быть. Битва закончилась полным разгромом врага. Последнее войско местных степняков, кое могло быть для армии русичей хоть немного опаснее комара удалось загнать в безымянную долину. И победить. Нет, разгромить до полного изничтожения. Засыпать стрелами, ударить могучим тараном копий и, саблями по спинам, поставить точку в этой войне. Последнюю точку. Большую, кровью налитую...
Великий Князь, еще не остывший после сечи, залпом выхлебал поданный кубок и обратился к спутнику, могучему мужчине, увы, уже не первой молодости.
- Что, Мстислав, добился своего?
Кубок, взятый в добычу, полетел под копыта. Не ради наживы пришли. Нечего обоз нагружать.
- Да, князь. Татар больше нет. Я отомстил, - в серых, цвета «зимнего харалуга» глазах не прочитать ничего. Ни радости, ни усталости. Словно неживой у него воевода...
- Всё темнишь? - Вскипел князь. Рубка, всего час назад ушедшая в прошлое, еще не вымылась из крови, горяча и будоража. - Убеждаешь, что эти дикие степняки могли уничтожить твой род? Не смеши! Пара сотен таких бойцов, что пришли с Серым, даже на приплод не оставили бы... Темнишь… Как удержать эти земли, если только добираться сюда требуется год! А здесь ни городов, ни другой опоры! Ты всегда оказывался прав, многомудрый воевода, так что же ты молчишь сейчас?
Воевода и впрямь молчал. Молчал и смотрел на князя. Не насмешливо — понимающе. И Святослав понемногу начал успокаиваться. Как происходило всегда. Ведь Мстислав не ошибался. А если вдруг и казалось, что воевода ошибся, через время выяснялось, что русин был единственно верным среди всех советников...
- Города южнее. В империях Ляо и Сун. Можно захватить часть, а можно построить свои здесь. Но бессмысленно. Южане плодятся быстрее джунгарских хомяков, мы просто растворимся в них, солью в воде. А так они будут постоянно грызться между собой. Со временем прижмем. Но оставлять смуглолицых без присмотра не стоит. А кочевников — вообще нельзя. Тоже плодовиты, как зайцы. Появится сильный и умелый вождь и соберет их под своё крыло. Тогда победа над ними не будет легкой. Из этих степей пришли печенеги и угры. А еще раньше гунны. Помнишь о них, князь?
- Ты повторяешься, воевода. Или думаешь, что слова, сказанные тысячу раз, вернее продолбят дырку в моей голове? Я не хуже тебя знаю, что угрозу надо давить в зародыше. Но слишком быстро мы присоединяем новые земли. Сможем ли мы проглотить еще и этот кусок?
- Не сможем, - опустил седую голову воевода. – И не будем. На ближайшую сотню лет местная степь неопасна. Пусть грызет сама себя. А там посмотрим, если кто поднимется, вернемся... А Ляо пока подождут.
- Князь! - Выросший словно из-под земли гридень, склонившись в подобии поклона, протянул Святославу невеликий кожаный чехол, со свисающей, тяжелой даже на вид печатью. – Вести из южного дозора. Тайцы идут. В трех днях пути.
- Ну и что скажет мудрый русин? - Святослав резко повернулся к воеводе. Массивная рубиновая серьга качнулась в ухе. - Ляо подождут?
- Подождут. Особенно, когда и этих кровью умоем.
- Нет. Ни к чему откладывать на завтра то, что можно покорить сегодня. Кажется, так говорит твоя сестра? Мы пойдем в страну Тай. А Ляо попадется нам на пути или Мяо, это уже заботы их богов!

Отредактировано ВВГ (23-08-2012 22:24:40)

+11

94

Кордно, лето 782 от взятия Царьграда

- А после прихода к вятичам? Неужто никаких странностей не было? Может, не в самих русинах, а в действиях войск, в которые они вливались?
Скворец бродил по кабинету, подходил к шкафам, кончиками пальцев касаясь потрескавшихся книжных переплетов. И на первый взгляд, вопроса даже не расслышал. Но когда Лютый открыл рот, желая повторить, вдруг продолжил:
- Были и в действиях странности. Чистая фантастика. Давай-ка, старший волхв, попьем тайского взвара, да поговорим. С чувством, с толком, с расстановкой...
Горничная розмысла принесла самовар, так и пышущий жаром, пускающий начищеными боками солнечных зайчиков, собеседники наполнили кружки, и Скворец продолжил:
- Первый бой, в котором отмечено участие русинов – отражение хазарского набега. Вероятность победы — нулевая. Да, вятичей немного больше, нежели хазар. Но ополчение выходило против регулярного войска. Киевская дружина подошла к шапочному разбору. Да и киевлян было не столько, чтобы можно было говорить об обязательной победе. Втрое меньше, чем хазар. Но вятичи разбили хазар наголову даже без киевлян.
- И как? - вроде бы известные с детства события, в изложении Скворца воспринимались по- другому. Возраст ли тому виной, прочитанная ли книга...
- Применили очень странную по тем временам тактику. Даже не странную, а необычную. Во-первых, боестолкновение началось на границе леса и степи, - распалясь, Скворец и думать позабыл о приличествующей розмыслам манере речи, и начал пересыпать рассказ чисто воинскими терминами. - Засада в лесу была бы понятна, там частично нейтрализуется преимущество хазар в выучке. Степняки в ограниченном пространстве леса теряют многие преимущества. В степи, на поляне – обычная по тем временам тактика. А тут – граница, ни то, ни сё. Чуть ли не в подлеске прихватили. Вторая часть Переяславских плясок - массированное применение ловушек на поле боя. Волчьи ямы, чеснок, растяжки, обычные заточенные колья. Да, применялись и до этого. Но чтобы в таком количестве... - Скворец прикрыл глаза, - «И поле бранное вятский народ оружный, усеял хитрощами воинскими, кожну пядь колами истыкав». Даже летописи мимо не прошли такого количества. Значит, действительно много было. Войдя в лес спешенные хазары попали в зону сплошных ловушек. И в это же время начинают практически в упор расстреливать конных. Понимаешь, хазары вне леса как на ладони. А обстреливают их из укрытий. Примерные действия хазар? Отступить за пределы досягаемости вятских луков, засыпать ближайшие кусты стрелами и дождаться, пока пехтура сделает свою работу. Но!..
Выставленный палец Скворца притягивал внимание. И не столько тем, что торчал перед самым носом Лютого, сколько тем, что весь был в чернильных пятнах.
- Вятичи перестреляли чертову уйму народа. Общепринятое мнение историков о Лесном Побоище - хазары тупо ломятся в лес. Но этого не может быть. Не стоит принижать врага. Просто в этом бою впервые луки вятичей били дальше хазарских. И, пока степняки пытались отступить, их расстреливали на выбор. Ну а там, как обычно. Сперва командир, потом заместитель, потом десятники, потом самые ретивые из рядового состава. И все. Подразделения нет, есть стадо. Неуправляемое и норовящее разбежаться. Вот тебе и вопрос. Какой?
Лютый, не сообразив, к чему клонит Скворец, лишь пожал плечами, и постарался придать лицу задумчивый вид.
- Правильно! Откуда у вятичей такие луки? И умение ими пользоваться.
- Со вторым - не вопрос. Если из лука стреляешь, то что сложного выстрелить из немного другого?
- А ты пробовал? - хитро прищурился Скворец. - Это тебе не из ваших громыхаек на стрельбище по банкам мазать. Тут совершенно другой уровень сложности. Вот и загадка под нумером раз. Теперь вторая, чтобы мозги зашевелились. Спешенные хазары в лесу остались все. Их просто вырезали.

Отредактировано Чекист (20-08-2012 21:45:13)

+10

95

На этот раз Лютый промолчал, продолжая выжидательно смотреть на собеседника. Тот улыбнулся.
- Понимаешь, так не могло повернуться ни при каких раскладах. У хазар были дружинные бойцы. Они не только в степи были сильнее вятичей. Во всем были сильнее на голову. И тех трех сотен, что вошли в лес, хватило бы с головой, чтобы победить. Но не победили. Наоборот. Объяснение этому только одно: в лесу, кроме ополченцев, бились и дружинные вои. И должно быть их самое малое, в два раза меньше супротивников. Это если вводить в формулы коэффициенты знания местности и лучшей приспособленности для действий именно в лесу.
- А если в те формулы ввести полсотни дружинников, но превосходившие изначальный уровень, на две головы? Что по подготовке, что по оружию?
- На две головы?
- «Симаргловы дети»* против народной охраны, - подсказал волхв.
- Справились бы, - на минуту задумавшись, произнес розмысл.
- Голуб Мстиславов, - спросил Лютый, - а представь, что у тебя есть полсотни богатырей, притом настоящих, былинных? И ополчение. Как бы ты встретил хазар? На месте вятичей?
На этот раз воевода думал долго. Потом поднял голову:
- Богатыри в твоих прикидках, надо полагать – русины? С многозарядными арбалетами и мечами-кладенцами? Да, пожалуй, именно так и построил бы бой. Но надо было продумать каждую мелочь. Бой построен, именно построен, по нынешним лекалам, не по стародавним! Так просто не принято было.
- А еще были в этом бою странности? - продолжил допытываться настырный волхв.
- Еще две. Из хазар ушла едва ли двадцатая часть. Считается, что обратившись в бегство, они нарвались на киевлян. Вот только киевляне не были конницей в нынешнем понимании. Ездящая пехота. Ведь Игорь послал на подмогу древлянские дружины, а те такие же лесовики, как и вятичи. Хазары должны были спастись только за счет лучших коней. Тем более Светлен подходил сбоку, и уйти от него было не сложно. Не ушли. Их догнали. Понимаешь, Буривой, лесовики в скачке догнали степняков! На своих лесовозах! Которых в лесу особо-то и не разведешь. И порубили! Но и это не самый большой бред!
- А самый большой?
- Смерть огланкура. После которой хазары побежали. Хазарский штаб стоял в версте от леса, но огланкур получил стрелу в висок. Конечно, по привычному воинскому обычаю себя принижать, а противника в докладах превозносить, подозреваю, что версту надо делить вдвое. Но все равно, лесовики никогда не стреляли на такие расстояния. Современные спортивные луки, и то так далеко не стреляют. А тем более, с такой точностью. Ко всему прочему, Буревой, что не только твой почти тезка, но и один из основателей вашей Управы, был известен как боец. Меч, булава, копье, безорудным... Но не лучник. Совсем. Тем не менее, огланкура достал. Или же был назначен тем, кто хазарина ссадил. Кто ж тогда тот стрелок и чем был вооружен? Хватит тебе загадок?
Лютый усмехнулся.
- Можно и еще. Я не жадный, я предусмотрительный.
Скворец посмотрел на окно разговорника, грустно пиликнувшего первые ноты «Прощания славянки».
- Будут загадки, старший волхв, но не сегодня. Время, время, время... Давай, чуть позже, по созвону? Добро?
Лютый, понимающе улыбнувшись, кивнул. Воевод-розмысл Скворец пожал на прощание руку волхву Тайной Управы. Впервые в жизни он сделал это искренне.

Примечание.
"Симаргловы дети" - самый "спецназистый" из "спецназов" Великого Княжества.

Отредактировано Чекист (23-08-2012 22:27:10)

+11

96

Пост 99

ВВГ написал(а):

- И тебе, волхв, хворью не одолету бытии! – прогудел бас в трубке,

быти

+2

97

Пост 101

Чекист написал(а):

- Применили очень странную по тем временамтактику.

раздельно

+2

98

граф Зигфред написал(а):

Может сначала бой с хазарами, а потом разговоры в будещем?

Бой идет буквально следом, расшифровывая разговор.
Недоправили еще немножко.

Отредактировано ВВГ (20-08-2012 21:47:14)

0

99

граф Зигфред написал(а):

Расклад уже известен, интрига пропадает... Читатель.

Интриги хватит...

0

100

Чекист написал(а):

подозреваю, что версту надо делить вдвое. Но все равно, лесовики никогда не стреляли на такие расстояния. Современные спортивные луки, и то так далеко не стреляют.

Вообще-то современный СПОРТИВНЫЙ лук на такое, сколько знаю - и не  способен. У него усилие на тетиве не больше 25 килограмм (а, кажется, и еще меньше - потому как в этом виде спорта ограничений по возрасту и физическому здоровью практически нет) Если же имелся виде просто СОВРЕМЕННЫЙ лук - то и тут большая закавыка. Слишком большое усилие на тетиве нужно. Как бы порядка восьмидесяти килограмм... А это даже не всякий богатырь осилит (Английские "длинные" луки тоже так далеко стрелять не могли :))
Но суть не в этом :)
Просто профессиональный военный историк не мог не знать харакетристики ИСТОРИЧЕСКОГО оружия - и так наивно приводить в сравнение современную спортивную ИГРУШКУ не стал бы. Скорее прямо сказал бы, что тут только из баллисты можно дострелить - даже для хорошего арбалета (ручного) далековато
Вот, типа, замечание :) Ну - ПМСМ, конечно

И еще вот какой момент...
Слово "розмысл" - насколько я в курсе - в русском языке означало скорей "инженер", чем ученый.
И в этом смысле "инженер исторических наук" воспринимается странно :)
Может какое-нибудь другое название именно для ученых употребить? "Ведуны", например?

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Михаила Гвора » Волхвы Скрытной Управы