Книга
«Зима. Кругом сплошная красота. Яркое солнышко, поблескивающее на заснеженных склонах холмов, снежные шапки, превращающие кусты в фантастических зверей, лыжня, вьющаяся между деревьев… Это в двадцать первом веке красота. Когда, просвистев за пару часов три с лишним десятка километров, вваливаешься в столовую и наполняешь кружку горячим, ароматным чаем. Или когда те же тридцать кэмэ пехом пройдешь по глубокой целине, а потом в палатку! И ведерко чая с собой тащишь. Пристроишь его на поленцах, сам умостишься на специально для этой цели выпиленном чурбачке, не забыв проложить между холодным деревом и теплым седалищем подпопник, и нежишься в исходящем от печки тепле… А через пару недель возвращаешься в цивилизацию с теплым туалетом. И столовой. С горячим борщом, электрическим светом и водяным отоплением…
В Кордно девятьсот сорокового с водяным отоплением наблюдались проблемы. Да и электричество даже в княжеские хоромы не провели. Только ночью в освещении применяли. Когда у батьки-Перуна настроение погрохотать появлялось...
Большинство местного населения обитало в полуземлянках с накатно-засыпной крышей. Нет, строить избы умели. И без единого гвоздя, в том числе. Разгадка проста до безобразия - заглубленные жилища, кроме дешевизны и быстроты постройки, имеют огромное преимущество - они теплее зимой и прохладнее летом. И еще момент. Избы - отапливаются по-черному. А землянки снабжены воздуховодом, проложенным в земле. Сажа по помещению не летает, кислород не выгорает, углекислый газ не накапливается.
Да и в «огненном» отношении… Причины пожара в наше время — самые разнообразные. Хорошо, хоть курение в постели не входит. А так, кроме банальной неосторожности, избу, даже находящуюся за оградой, первейшее дело истыкать стрелами с горящей паклей. Да и сеном обложив, сжечь высохшую под солнцем избу, намного легче, чем землянку, у которой открытого дерева и нет практически.
В деревнях жилища имеют запасной выход, позволяющий при набеге незаметно ускользнуть. Да и найти такое селение, укрытое под сенью леса, и над землей вытупающее на пару локтей от силы – занятие для очень терпеливых и очень удачливых.
Хорошая придумка - землянка. И просторно, и чисто. Вот только на столовую «Дубравы» близко не тянет. Особенно зимой. А уж в княжеских хоромах – просто холодно. И туалет во дворе. Или в ведре.
Впрочем, князь зимой в хоромах не мерзнет. Зима – время полюдья. Почему зима? Конечно, то, что замерзают реки с болотами, несколько облегчает маршрут. Да только пухлый глубокий снег не намного лучше. И почти ко всем деревенькам можно проехать и летом, когда большую часть суток светло, дороги не заметены, а мороз не достает до костей на ночевках. Какой бы ты не был обученный и закаленный, а к холоду привыкнуть нельзя. Амундсен хорошо знал, о чем говорит. А к если к какому хутору ни верхом, ни по воде не добраться, то и ладно. Если где нет контактов с окружающим миром, то там и каких-либо накоплений мало.
Да и по своей воле мотаться полгода по зимнему лесу от хорошей жизни не станешь. Летом других дел хватает. Князь или в поход идет, или чужой набег отражает. Уйдешь тут в леса! По возвращению обнаружишь пепелище на месте столицы — все желание дальних вылазок пропадет на раз. С другой стороны, в граде тепло, мухи не кусают... И финансовое благополучие не преумножается. Лесовики собственноручно тебе ничего не принесут. Разве что снегом поделятся. Да и то, сомнительная перспектива.
У нас же имелись свои причины для полюдья. Первая зима на новом месте и в новом статусе. Знакомство с подконтрольной местностью — одна из ключевых задач. И с контингентом, что ее населяет, тоже не мешает поближе пообщаться. Внести правку в карты, а то расхождений за тысячу лет даже в орографии накопилось немало, не говоря уже о остальном. А уж из деревень, точно ни одна не была отмечена. Подозреваю, что и скрытники не всем информацией владели. Русский лес — он такой. Танковая армия без следа пропадет...
Еще собирались «прощупать» соседей. Не в смысле, спалить ихнюю столицу и угнать женщин, а выяснить, кто чем дышит и может ли пригодиться.