Как обычно, сюрпризы начались прямо с началом операции «троянец». Вместо ожидаемой толпы темных личностей, которые должны были сегодняшнюю ночь превращать «средство для передвижения роскоши» в летающую бомбу, начиняя все пустоты пластитом пополам с рубленными гвоздями, последний из подозреваемых спокойно запер помещение и сдал ее под охрану на пульт ЧП «Сапсан».
Пришлось со вздохом разочарования давать отбой «силовому плану» и лезть на объект самому.
Взломщик из меня так себе, но это собственно и не надо – если б не утренняя слежка и сильное подозрение что таких совпадений не бывает, то система безопасности сама бы раскрыла двери. И ни в какие журналы регистрации, кроме наших, такие запросы не попадают. «Дневному» тоже ничего кроме этой самой записи бы не досталось, но вот и самого факта будет вполне достаточно. Порой наше извечное соперничество доставляет немало неудобств.
Впрочем, ничего неодолимого не приключилось, потому как если нет служебного допуска, есть элементарное знание давно устаревшей техники, к тому же еще и собственными руками установленной. В смежный с нужным бокс пройти было проще некуда, там даже простейшей сигналки не стояло. Потом все как по учебнику – сверло диаметром в восемь десятых миллиметра через полуметровую стену и оптоволоконный зонд в полученный прокол. Через двадцать секунд внутренние камеры видели уже только транслируемую картинку – у них ведь стоит автоматическая подстройка яркости изображения, а лазер дает куда как более интенсивное освещение, чем темная комната.
Задавить же контроллер датчиков и вовсе оказалось сущей ерундой – они обмениваются с пультом охраны не напрямую, а через концентратор. С концентратором и вовсе связь устанавливалась по обычному общегражданскому радиоканалу, да еще и с шифрованием по антикварному DEC2056. На сорок секунд всей мутоты.
Дальше оставалось только завернуться в маскировочную накидку (одолжил без спроса у одного танка) которая выравнивает температуру с окружающим воздухом и делает надевшего практически невидимым для оптики и радиоизлучения. Замков же на дверях в этих местах отродясь не было – засов от зверья, да и все.
А вот самый тщательный осмотр летательного аппарата результатов не дал. Не было тут никакой взрывчатки. Конечно сам газовый баллон с генератором при некотором подманивании тоже рванет не ничем не слабее, но никаких ни заводских дефектов, ни никаких троянцев в бортовой АСУ, и внешних инициаторов тоже нет. Самое время сесть и спокойно подумать.
Если это не теракт то… Стараниями писателей детективов подстроенная автомобильная, а теперь и авиационная авария стали неким стереотипом для решения проблем в определённых кругах. Люди попроще предпочитают решать вопросы традиционно - обрезком арматуры или кухонным ножом. Профи, реальные, а не книжные, со столь ненадежными способами не связываться.
Во-первых, очень сложно гарантировать нужный результат – слишком многое зависит от человека, его действий и поэтому можно запросто угробить того кого надо всего лишь припугнуть и наоборот. А во-вторых, слишком хорошо надо знать технику, чтобы действительно не оставить следов. Чтобы там не говорили про «дорожников», но опыт у них такой, что малейшую неестественность они почувствуют моментально, а современные методы экспертизы запросто вытащат все на свет божий. Слишком громкая вещь – авиакатастрофа…
А может вопрос именно в этом? Ведь скажем падение машины в толпу на соревнованиях эффект иметь будет не слабее теракта. И даже просто разбившаяся на трассе машина всерьез взбаламутит наше болото…
А ведь неприятная ситуация выстраивается – «случайная» замена гонщика, катастрофа, которая в противном случае оказалась бы незаметной, мощный общественный резонанс который «кто-то» использует на все сто, поскольку будет единственный к этому готов. В этом варианте даже найденные улики «неестественности» пойдут в одну копилку – дескать, случайность, покушались в расчете, что все пройдет тихо…
К тому же настоящий профи, даже работая с таким «неудобным» объектом, может следов и не оставить. И вообще у безутешного хозяина полное алиби – машина новенькая, к тому же прошла полное обслуживание. И то, что я ничего толком в ней сейчас найти не смог, почти наверняка говорит о том, что когда она станет просто куском перекрученного от жара металла и кучей разлетевшихся осколков любая экспертиза окажется бессильна.
Что ж, принимаем за основу, что работает профи. Остается только представить как я сам решал-бы подобную задачку. Всю работу с электроникой или способами вмешаться в ее работу снаружи смело отбрасываем. Гонщик ведет машину по наитию, времени смотреть на приборы у него нет, поэтому нет смысла дурить датчики высоты или ставить помеху радиодальномеру выдавая ему «ложное эхо». Все это сгодится в тумане или ущелье, но на гонках летчик больше доверяет своим глазам и чувствам.
«Человеческий фактор» полностью отбросить не выйдет, но он обязательно должен быть подкреплен – слишком умное железо просто не даст выполнить опасный маневр, даже если человек под действием наркотика попутает верх с низом. Если пилоту, к примеру, «засветить в глаз» лазером, то автопилот просто посадит машину на землю вместо столкновения с ней, опасные скорости сближения с любым предметом блокируются автоматически. А никакого вмешательства в программную часть нет.
Чистая механика слишком заметна, к тому же все критические узлы совсем недавно прозвонили ультразвуком и просветили рентгеном. Так что даже установка имеющей заводской брак детали невозможна, не говоря уже о любительстве, вроде обработки напряженной детали азотной кислотой, чтобы она лопнула под нагрузкой.
А ведь еще надо обеспечить «срабатывание» не просто так, а в нужный момент иначе ничего не выйдет кроме «пшика». Все же дублирование и надежность у этих машинок на высоте, да и пилот успеет хоть что-то предпринять, в итоге эффект будет совсем не такой как ожидается.
И что имеем по результату мозгового штурма? – пшик. В принципе это не редкость когда противник оказывается умнее, но все равно обидно. Я, по крайней мере, решения не вижу. Тупик?
Вывожу на визоры заводскую «принципиальную схему» и начинаю поузловое сравнение в поисках лишних деталей или недостач. И опять тупик. Все на месте, что прибавлено или убавлено имеет вполне логичное объяснение и никакого подвоха. Впору признать собственное бессилие и имитировать нападение на мастерскую банды малолеток – бутылка с «коктейлем Молотова» у полетят все эти загадки вместе с дымом… Грубо конечно, но что поделаешь.
Но тут в глаза бросился интересный значок – кажется, диодам отсекающим генератор от шины питания положено иметь несколько другое обозначение. Точно, это не диоды, а оптроны – не мелочатся наши заклятые друзья, в принципе p-n переход тот же только управляемый расположенным в этом же корпусе светодиодом. Это нормально замкнутая схема «Б», что значит, что для того чтобы вызвать раскоммутацию нужно подать питание на светодиод, а его ножки откушены и весят в воздухе. И это правильно – тут оптрон используется в режиме обычного диода, а взять только из-за намного меньшего чем у стандартного диода внутреннего сопротивления…
А, между прочим, радиатор на этих «твердотельных реле» сверкает свеженьким лаком, хотя по заводской монтажной схеме нет там никаких радиаторов – сопротивление их меньше, значит меньше и греются, там вообще все параметры с хорошим запасом, коптеру по любому далеко до электровоза, для которого эти приборы изначально были предназначены. Установку радиаторов воздушного охлаждения можно понять – лучше перебдеть чем недобдеть, но все равно под черепом возникло что-то вроде щекотки – интуиция давала знать что разгадка близко.
Так что вытаскивая отвертку уже практически был уверен в результате, но все равно не мог понять что же там придумали, потому был крайне осторожен и прижимной винт крутил – как взрыватель на мине. Однако, ничего там не оказалось – винт как винт, радиатор как радиатор. Никаких подвохов. Такие сотнями льют на местных мастерских, отдавая их потом местным школьникам, чтобы те сняли заусеницы шкуркой и заработали себе пару копеек на мороженное, заодно учась с какой стороны браться за напильник. Прерия – планета молодая, тут в отличии от метрополии совсем не нужны безрукие индивиды способные только перекладывать бумажки в офисах. До последнего времени небыли нужны…
Стоп, а ведь конкретно этого «ежика» обрабатывал не самый старательный товарищ, с одной стороны оставлена пара заусениц и край скругленным совсем не выглядит. Врубаю в визоре режим усиления и рассматриваю теперь хорошо видимое реле. Так и есть, на покрытой изолирующем лаком и отогнутой ножке «управляющего входа» виден еле заметный штрих – место, где заусеница вдавилась в металл.
На что спорим, что под вторым, еще не снятым радиатором, находится точно такое же повреждение? Правильно, я играю наверняка, но все равно надо проверить.
Сначала, впрочем, проведем мысленный эксперимент. И так – задачу произвести аварию в четко выбранном месте и в нужное время неведомые злоумышленники решили с блеском, как и вопрос сокрытия следов. Внутри коптера их практически нет – сигнал на срабатывание ловушки будет подан оператором снаружи в виде мощного микроволнового импульса. Злополучный радиатор отлично послужит приемной антенной и через заусеницу заставит зажечься светодиод внутри корпуса оптрона, разрывая электрический контакт между генератором и импеллерами.
Коптер надежная и крепкая машина, ей не страшно даже пропадание тяги от двигателей – набегающий воздух погасит горизонтальную скорость и раскрутит винты в режиме авторотации, посадка будет жесткой, но никак не катастрофической. К тому же многие модели и вовсе снабжены парашютами. Но это если есть запас высоты, а на соревнованиях его не будет, а вот горизонтальная скорость будет максимальной. Все управление коптера от винтов, как только пропадет напряжение – машина ставне полностью неуправляемой и ударится об землю имея приличную скорость. И хорошо, если только об землю…
Подозрения смог подтвердить легко – просто поднес ко второму, не снятому еще, радиатору антенну «глушилки» и немного поигрался с частотой и мощностью. Ну что ж, снимаю шляпу перед чужим профессионализмом – сопротивление между генератором и моторами стало бесконечным, причем мощность сигнала такова, что исключается срабатывание от случайной помехи, но и не требуется излучателя с серьезными габаритами.
Ну что ж, загадку разгадали. Самое время подумать как нам и рыбку съесть… и на елку влезть. Если сейчас просто обезвредить ловушку, то кто тут приложил лапу выяснить уже не удастся – все фигуранты лягут на дно и искать их там придется, судя по уровню провернутого фокуса, до морковкина заговенья. Можно, конечно, оставить все как есть и посмотреть кто в итоге попробует погреть руки на последствиях. Но как-то не лежит душа к таким решениям, к тому же дестабилизация обстановке в результате теракта, если задуман именно он – не лучший способ удовлетворения любопытства. К тому если тут замешан «дневной» то дело и вовсе швах.
Решено, «они» рассчитывают на шумиху и общественный резонанс – будет им и то и другое, да только не то чего ждут. И в качестве обязательного дополнения – обязательное расследование инцидента, да не по линии МВД, а по линии СБ. А уж куда заведет процесс мой заклятый коллега – будем посмотреть.
А теперь – за дело, полночи уже прошло, а у меня тут еще и конь не валялся. Хорошо хоть вокруг ремонтная мастерская и за всем нужным далеко ходить не надо.
***