Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Йот Эр

Сообщений 331 страница 340 из 934

331

Cherdak13 написал(а):

Запасной - какой фкусный кусочек!  http://read.amahrov.ru/smile/girl_good.gif  А еще акацию (ее стручки) можно использовать в виде пищалок... чуть надколоть, вылущить и зажав губами  - пищать-пищать-пищать!

Это вы стручки желтой акации имеете в виду - сам пищал, знаю. А у белой акации стручки совсем не такие.

0

332

Запасной написал(а):

Хорошее дело! Ребята, выбирая деревца посолиднее, дружно принялись карабкаться по ним, подсаживая друг друга и вполголоса

Может быть "дружно" убрать?

Запасной написал(а):

Хорошее дело! Ребята, выбирая деревца посолиднее, принялись карабкаться по ним, подсаживая друг друга и вполголоса

+1

333

Запасной написал(а):

Конечно, «затируху» из небольшого количества муки особо сытной не назовешь, но, похлебав горяченького, все же чувствуешь, что голод на какое-то время отступает. В заводских столовых кормят, конечно, малость получше.

М.б. во втором предложении заменить на "естественно, вполне понятно"?

+1

334

Запасной - у! А семечки белой акации крупные? Я ж ее не видела... если крупные, то ими можно пуляться!.. Из трубочки.  http://read.amahrov.ru/smile/gun_guns.gif    http://read.amahrov.ru/smile/girl_laugh.gif

0

335

Еще два дополнительных фрагмента в пятую главу (курсив - старый, не измененный текст).
Большой:

Однако у них хватило ума ограничиться всего лишь выговором капитану Речницкому. Больше того, капитан пошел на повышение – в январе 1942 года его назначают командиром полка, а феврале его малиновые с желтым кантом пехотные петлицы украсились второй шпалой.
Нина поражалась выдержке отца. Дела на фронте шли плохо, и среди командиров, да и среди красноармейцев нередко вспыхивали разговоры, в которых одни кляли бездарность командования, которое все профукало, а другие с пеной у рта доказывали, что временные трудности вот-вот закончатся и мы вломим фашистам по первое число. Яков Францевич не примыкал ни к тем не другим. Он сохранял неизменное сосредоточенно-спокойное, может быть, лишь немного озабоченное выражение на лице, и когда немцы заняли Смоленск, и когда были оставлены Псков и Новгород, и когда пал Киев, была оставлена Одесса, захвачены фашистами Вязьма, Брянск, Орел, Калуга, оставлен Калинин и враг встал у самых ворот Москвы…
Кто бы знал, чего стоило ему это внешнее спокойствие! Там, в подмосковных снегах, дралась в смертельной схватке с врагом его жена, а он сидел, здесь, в пустыне, гоняя пополнение, которое раз за разом уходило на фронт. Ему же вместе с дивизией приходилось торчать в этой проклятой дыре, принимая новых новобранцев и стараясь за кроткие сроки вколотить в них хотя бы какие-нибудь навыки, необходимые в бою.
Дочка его была не столь выдержанной. Ее зрелище флажков, неумолимо смещавшихся по карте все дальше и дальше к востоку, расстраивала донельзя. В конце концов она решилась и прямо спросила своего отца:
– Папа! А наши еще долго будут отступать? Почему мы до сих пор все никак не разобьем фашистов?
Яков не стал отнекиваться пустыми газетными фразами, и, помолчав немного и собравшись с мыслями, медленно проговорил:
– То, что наша пропаганда насчет внезапности говорит, во многом верно. Нападающий неожиданно получает преимущество первого удара, – видя, что эти слова звучат для дочки уж слишком книжно, он пояснил:
– Это как в драке. Заехали тебе первому кулаком в ухо – и ты уже валяешься на земле, и тебя пинают ногами, хотя, ты, может быть, и ничуть не слабее своего противника. А попробуешь встать – подставишь голову под новый удар.
Нина кивнула. Такое объяснение было ей вполне понятно – ногами ее, правда, пока не били (не слишком это было принято даже среди шпаны), но видеть подобное развитие драк ей доводилось.
– У нападающего получается и еще одно преимущество, – продолжал Речницкий. – Продвинулись немцы вперед за счет внезапности, и вот, приходится эвакуировать заводы, чтобы они не достались врагу. А пока их размонтируют, погрузят, перевезут, соберут на новом месте – заводы оружие или боеприпасы фронту не дают.
– Так когда же мы немцев побьем? – не выдержала дочка и снова задала этот вопрос.
– Во-первых, когда оправимся от внезапных ударов, приведем себя в порядок, справимся с растерянностью и малодушием перед лицом первых неудач, – начал перечислять отец. – Во-вторых, когда снова заработают эвакуированные заводы. И, в-третьих, когда научимся воевать не хуже немца.
– А разве Красная Армия хуже немецкой? – удивилась Нина.
– Сама же видишь, кто кого пока бьет, – ответил Яков. – Да погляди на бойцов, которых мы готовим, – разве умеют они как следует воевать? Стрелять из винтовки еле-еле научились – и на фронт… – он задумался и замолчал.
Девочка еще не могла в полной мере оценить – хорошо подготовлены красноармейцы, или не очень, но словам отца она привыкла верить. И поэтому с удвоенным вниманием она старалась вникать во все тонкости воинского дела, которые были доступны девятилетней девчонке. Если уж драться с фашистами, то как следует!
Лишь один раз выдержка отца была поколеблена. В конце января пришло сообщение о том, что Анна ранена под Москвой и лежит в госпитале. Когда один из командиров, вернувшихся из поездки в Ташкент, привез с собой письмо, лицо Якова при взгляде на листок бумаги перекосила мгновенная судорога, а костяшки пальцев на сжатых до боли кулаках побелели. Нина еще не очень хорошо представляла себе, что это такое – валяться в госпитале с тяжелым ранением. Главное, что мама была жива, а остальное образуется.
Это известие еще больше укрепило в ней желание бить фашистов, и каждый день пребывания в военных лагерях девочка пыталась провести с пользой для себя. Папа был рядом с ней, и она старалась во всем брать с него пример, неизменно сопровождая его во всех делах. Она стремилась разобраться даже в премудростях штабной работы, то и дело приставая к Якову с расспросами, что означают те или иные значки на картах, и почему синие и красные стрелы тянутся именно сюда, а не туда.
Все хорошее имеет свойство кончаться, вот и для Нины наступил конец совместной с папой жизни в лагерях. Сразу после дня Красной Армии Яков Францевич увозит ее в Ташкент, а сам начинает готовиться к проверке дивизии комиссией Военного Совета САВО.

И маленький:

Времени и сил на воспитание Нины у неё почти совсем не оставалось, но не случайно считается, что лучший способ – это принцип «Делай как я!». Девочке было с кого брать пример, было, кем гордиться и, чего уж там, кем хвастаться перед ровесниками и знакомыми. Но ответственность теперь она ощутила нешуточную. Желание немедленно попасть на фронт, сражаться с фашистами, не исчезло, но отступило куда-то на второй план перед необходимостью стать помощницей и поддержкой для искалеченной мамы.
Ташкент давно перешел на военный лад. Уже с 26 июня 1941 года были введены обязательные сверхурочные работы, рабочий день для всех взрослых увеличился до 13 часов, при 6-тидневной рабочей неделе, отменялись отпуска.

+12

336

Запасной написал(а):

То, что наша пропаганда насчет внезапности говорит, во многом верно.

Вот как-то смущают меня слова "наша пропаганда", обращенные к маленькой дочери. Мне помнится, что в те годы СМИ использовали слово "пропаганда", в основном, по отношению к противнику (то, что противник использует, чтобы нас обмануть, а мы - чтобы открыть ему глаза на истинное положение вещей). И Нина, которая чаще всего видела это слово в контексте "лжет гнусная немецкая пропаганда", как она должна воспринимать слова отца? Понятно, что для взрослого человека разница между "наш разведчик" - "их шпион" чисто стилистическая, но не для ребенка и не в то время.

Отредактировано IvFox (28-01-2013 21:03:14)

+2

337

Отечественная история, 1995, № 2.

   М.И. Мельтюхов.
   Идеологические документы мая - июня 1941 года о событиях Второй мировой войны.
   Мельтюхов Михаил Иванович, научный сотрудник ВНИИДАД

http://alkir.narod.ru/ssc/ref-liter/meltyuhov-95.html
В мае 1941 г. в Главном управлении политической пропаганды (ГУПП) Красной Армии был подготовлен ряд проектов директивных документов, из которых нас интересует проект директивы "О задачах политической пропаганды в Красной Армии на ближайшее время" [5]. Этот документ после обсуждения 4 июня 1941 г. на Главном военном совете был 9 июня направлен начальником ГУПП армейским комиссаром I ранга А. И. Запорожцем начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрову. Одновременно в самом Управлении пропаганды и агитации по поручению А. А. Жданова и А. С. Щербакова был подготовлен проект директивы ЦК "О задачах пропаганды на ближайшее время" [6]. Проект этот не удовлетворил секретарей ЦК, и в первых числах июня сам Щербаков составил новый вариант директивы "О текущих задачах пропаганды", который более логичен и точен, нежели текст Александрова [7].

0

338

То, что слово "пропаганда" существовало как нейтральный политический термин, что в РККА было управление политической пропаганды, а в газете "Правда" - отдел пропаганды, мне известно. Равно, как и значение слова по словарю Ушакова, не предполагающее негативного оттенка. Но между значением термина и его бытованием в массовом сознании есть существенная разница. Я не случайно сделала упор на СМИ.
P.S. Сделала поиск по сборнику военных очерков "От Советского информбюро". Слово "пропаганда" - 2 раза (их пропаганда, гитлеровская пропаганда), и 1 раз "пропагандист" - по отношению к нашим (пропагандист обкома партии). Так что материала недостаточно. Есть вероятность, что Нина вообще это слово толком не поймет.
P.P.S И раз уж начала придираться, на мое восприятие, очевидно, повлияли слова "во многом верно". Как наша пропаганда во время войны может быть не во всем верной? А если Нина в школе такое скажет?

Отредактировано IvFox (28-01-2013 21:45:43)

+1

339

IvFox написал(а):

Вот как-то смущают меня слова "наша пропаганда", обращенные к маленькой дочери.

Самого зацепило, но каюсь - забыл вернуться и подобрать слова поточнее.

IvFox написал(а):

И раз уж начала придираться, на мое восприятие, очевидно, повлияли слова "во многом верно". Как наша пропаганда во время войны может быть не во всем верной? А если Нина в школе такое скажет?

Согласен. Лучше ту же мысль выразить в иной формулировке. Капитан в разговоре с дочерью просто вряд ли будет вообще выставлять оценки пропаганде.

+1

340

Запасной написал(а):

Ему же вместе с дивизией приходилось торчать в этой проклятой дыре, принимая новых новобранцев и стараясь за кроткие сроки вколотить в них хотя бы какие-нибудь навыки, необходимые в бою.

короткие

+1