Вечер добрый.
Спасибо за оценки и рецензии.
Отвечая на вопрос Хомяка.
Именно в 1999. Это не постройка лодки по чертежам. Это фундаментальные исследования. И в общем-то начали они поздно. Тем более, некоторые из решенных в этой реальности проблем в нашей так и не решены.
И новая часть. Теперь про двигательную установку. Замечания и рецензии приветсвуются
А потом король Георг IV умер
Это было лучшее, что он сделал
для своей страны
Чарльз Диккенс, История Англии
Кроме корпуса у подводной лодки есть ещё одна важная часть. Это двигательная установка. Уникальность подлодки "Морриган" сделали её особенностью. Именно поэтому было принято необычное для консервативной Британии решение. Тему двигателей отдали людям, которые раньше занимались авиационными двигателями для самолетов вертикального взлета.
Столь уникальных личностей, как профессор Гастман в этой компании не было, хотя по роду деятельности у них было много общего с Джошуа. Одним из них был Ричард Уоллер. Второй удар он встретил студентом. Учился он ещё по обмену в MIT, но очень удачно успел уехать на каникулы. И встретил второй удар крайне удачно, в горах Шотландии с семьей. Старинную деревеньку недалеко от Лох-Ломонд Второй Удар не затронул совсем, а горная погода закрыла их от потоков информации на долгих три дня. Поэтому, поездка на ближайщую заправку встретила их удивительными новостями, а для Ричарда закончилась призывом в армию. Так Ричар Уоллер стал рядовым Уоллером, а потом, к 2002 году и капралом Уоллером. Но при этом, молодой человек не потерял тяги к науке, и в 2004 году его увидел уже известный профессор Гастман, на одной из публичных лекций. А потом, через год, была дозащита дипломной работы и трудоустройство в армейский институт. После нескольких лет в армии, Ричарда уже и не прельщала карьера гражданского ученого, а военным требовались специалисты. И наличие у него звания стало серьезным примуществом во время рассмотрения его резюме. Военные не хотели иметь дело с распущенными по их мнению гражданскими кадрами. Именно так Уоллер получил звание Уоррент-офицера первого класса и подписку о неразглашении. С гражданскими учеными поступили проще. Кроме подписки им просто ограничили свободу перемещения, переведя фактически на казарменное положение. Просто ученые об этом не знали. Но главное, почему выбрали Уоллера была его способность "to think out of the box" или видеть все с другой точки зрения. И это ему сильно помогло
Любая разработка начинается с ТЗ или "технического задания". Для любого инженера эти магические буквы значат, что ему надо делать или что важнее, есть ли такая вещь, которую можно не делать. В случае с АПЛ "Морриган" ТЗ двигателистов звучало, если опустить все научные, ненаучные и околонаучные формулировки: "Научите подводную лодку режиму сверхманевренности". И эту проблему решили с того, что определили, что нужен регулируемый вектор тяги. Но какая проблема. Такую систему даже на самолетах создать огромная проблема. А использование в качестве рабочего тела воды -- а на требуемых скоростях истечения был актуален только водомет, так как эффект кавитации, ставшим защитником лодки, становился проклятием для винтов, безжалостно сжирая металл. Экзотические варианты с реактивной тягой с использованием рабочего тела пропушенного через активную зону как теплоносителя отбросили сразу. Лодка получалась неприлично заметной. Ещё одна проблема, которую приходилось решать -- это гидроудары. Неосторожный поворот, и модель лодки получала гидроудар между корпусами. Так как разницу давлений между разными сторонами лодки убрать не получалось. Однако, через два года проблему сумели решить. И её решил именно Ричард Уоллер, во время отдыха с семьей. Смотря, как младшие обливают друг-друга водой из шланга, он вспомнил, что между скоростным напором и расходом рабочего тела через сечения есть связь. В результате, теперь в каналах подачи рабочего тела к водометам всегда был одинаковый расход. Кроме случая ухода лодки вертикально вниз. Но это было только половиной всех проблем. Теперь, осталось придумать, как заставить изменять вектор тяги только расходом рабочего тела, без рулей глубины и хвостовых рулей, так как это уже было требование по незаметности. Что-то общее было у этой лодки и так и не созданных истребителей пятого поколения. Все что можно убрать вовнутрь. Все что нельзя -- сделать убирающимся.
Но, вернемся к вектору тяги. На самолетах все выглядит достаточно просто, но только для пилота. В необработанном канале может сесть скачок уплотнения, и сопло просто-напросто запрет во время полета, и рабочее тело потечет обратно. Слава богу, что эти проблемы ушли вместе с тем, что рабочее тело стало несжимаемым. Но появились другие проблемы. Кавитация в потоке, гидроудары и огромные нагрузки на поворотные элементы. Неожиданной проблемой оказалась шумность систем поворота. Проблему решила начитанность и озабоченность одного и конструкторов. Однажды услышав про зацепление Новикова, этот товарищ пытался всюду где это возможно и невозможно поставить именно такие зубчатые колеса. И тут оказалось так, что этот вид зацепление подошел. Высокая нагрузочная способность из-за особого профиля, меньший уровень шума и более высокое передаточное число -- как раз то что нужно. А вот недостатки оказались неактуальными, из-за поистине волшебного диполимерного титана, который прекрасно работал на изгиб и контактную прочность. Ну а сложность изготовления не волновала ровным счетом никого из коллектива. Ни ученых, ни военных.
Вернемся же к Ричарду. После изготовления двигателей, он подал заявление, на вступление во Флот Её Величества и службу на "Морриган". Приняли, его, что называется, не глядя. Звание у него никуда не делось, а вот тот факт, что секретоноситель никуда не уйдет с места своих секретов радовал секретную службу. Но больше всех радовалась кузина Лейтенанта Уоллера. Теперь, она могла хвастаться подругам, что её кузен -- один из тех алых мундиров, что защищают бескрайнюю империю от захватчиков. То что он служил в интендатской службе, её не смущало, так как она точно знала, что интенданты не ходят по морям, а её брат -- ходит!
Следующая часть про силовую установку.
Спасибо за замечания!
Отредактировано WirdfirE (30-10-2013 19:29:49)