А вообще - берём рыбьи пузыри, сухожилия и прочий костно-кишечный отход, путём длительной варки вместе со смолкой фруктовых деревьев типа вишни и абрикоса получаем отличный вариант столярного клея - из него, плюс размочаленная солома или колотая вдоль щепа, и фанеру можно сварганить. Отчего бы и нет? - вот вам качественный стройматериал лёгкого веса, а если пропитать им и высушить циновку - то и кровельный вариант весьма неплохой.
Травы бугристой равнины
Сообщений 251 страница 260 из 688
Поделиться25217-07-2013 18:42:23
Бьярни
Наверное хорошие идеи... Как бы их еще до ГГ донести?
Поделиться25317-07-2013 22:27:22
Ма́занка — тип сельского дома. Стены мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева, или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Стены мазанки известкуются.
Технология возведения мазанок была основана людьми по крайней мере 6000 лет назад и распространена по всему миру в странах с тёплым или умеренным климатом. Следует отметить, что даже если предположить распространение технологии по Евразии и Африке из одного центра (возможно, Междуречье), по крайней мере индейцами доколумбовой Америки они были изобретены параллельно, поскольку в период их появления в долине Миссисипи ни о каких контактах местных жителей с родственниками в Евразии не известно.
Ветки, бамбук, глина и известь имеются....
Поделиться25417-07-2013 22:29:42
Ха́та (от др.-венг. формы современного венг. ház «дом»[1] или от др-иранского[2]) — традиционный дом украинцев, белорусов, южных великороссов, части поляков с печью, как правило с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей. Часто хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённую между собой сенями. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной и пр. На Украине и юге России строили хаты-мазанки, которые снаружи и внутри обмазывали глиной и белили.
Хата представляет собой обычно деревянный каркас (как правило, сруб, аналогичный более северной русской избе, однако выполненный не из цельных, а из половинных брёвен или иных пиломатериалов), обмазанный саманом (смесь глины, конского навоза и соломы), имеющий соломенную крышу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Тем не менее, обмазывание саманом не является обязательным элементом хаты: так в более позднее время (и ранее в более зажиточных селах, станицах, хуторах, городах да и вообще у более богатых семей) вместо этого хата могла быть обита кровельным железом и покрашена в яркие цвета (как правило, сочетание белого и голубого). Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи.
Поделиться25518-07-2013 00:04:41
Тырнет чуть дышит, поэтому попробую в один ответ затолкать всё. Вдруг пройдет?
Просится вставить - так
Не понравилось - два "така" подряд.
Бьярни, со столярно-плотницкими советами согласен, только ГГ начнёт ими пользоваться позднее - ему пока банально не хватает на всё ни рук ни времени. Он ведь пока только обживает этот мир.
Ольга, не стану я Петю озадачивать перемещением тонн глины и замешиванием самана - он для этого живёт в слишком низких широтах. Ему не требуется ни теплоизоляция, ни отопления - достаточно бунгало. С пещерой и каменной постройкой он связался вынужденно. Пусть совершенствует хижиностроительное зодчество с использованием бамбука.
тулунчанин, да.
Поделиться25618-07-2013 08:41:22
Ольга, не стану я Петю озадачивать перемещением тонн глины и замешиванием самана - он для этого живёт в слишком низких широтах. Ему не требуется ни теплоизоляция, ни отопления - достаточно бунгало. С пещерой и каменной постройкой он связался вынужденно. Пусть совершенствует хижиностроительное зодчество с использованием бамбука.
а я , к слову, обеими руками поддержу Ольгу - простейщая мазанка - это сплетенный из орешника или вербы плетень, обмазанный глиной т.е. просто обмазка старой петиной халабуды жидкой глиной, коей можно из того же колодца при чистке начерпать, с последующей, в идеале, побелкой, как ни странно, добавит как минимум минус 5-6 градусов по жаре и плюс столько же при холоде к температуре воздуха внутри помещения. Не считайте предков дураками - для того, чтобы имея возможность строить иначе, но всё равно сотни лет делать строения определенного типа в условиях степи и лесостепи, эти строения должны обладать максимальной комфортностью в данных условиях.
Главное отличие мазанок - это то, что ставились они одной семьёй в течение недели ,а жили в ней 4-5 поколений. Да и стоит добротно построенная мазанка под тростниковой стрехой свободно до той же сотни лет без особых ремонтов. много вы знаете современных "коттеджей, чтобы без ремонта хотя бы 10 лет продержались?
Поделиться25718-07-2013 08:44:29
***
На самом деле, провели в пути два дня — жарко, даже камни под ногами жгутся. Все без конца хотят пить. А ночью идти неудобно — новолуние. Не рассчитал юноша в этот раз, не всё предусмотрел. Уже хотел было поворачивать обратно, как увидел впереди в глубине огромной пологой выемки изрядное озерцо с белесыми берегами. Тут он и остановил караван, приказав сооружать из циновок укрытие от солнца и дожидаться его. А сам потопал вперёд, позволив сопровождать себя только собакам. Но увязалась за ним одна Тузик — остальные улеглись в тени повозок вывесив языки и тяжело дыша.
Вода в водоёме оказалась действительно горько-солёной и ещё с каким-то посторонним чужеродным привкусом, определить который Петя не смог — нечто смутно знакомое, но никак не вспоминается. Зато белый налёт на камнях опять горчит, но на другой манер. Если колупнуть эту корочку глубже, вкус становится солёней, но потом опять делается более горьким.
Потрогал камни на дне — на них тоже что-то выпало в осадок. Достал окатанный водой голыш и принялся «пробовать» его на язык сверху — опять горечь. Но этот вкус он знает — это же лекарство, которое заставляла его пить бабушка полными столовыми ложками.
Уф, как всё сложно, оказывается. По всему выходит, что в растворе содержатся не меньше, чем три разные соли. Одна при испарении воды выпадает в осадок раньше, чем нужная ему, а вторая — позже. И обе — горькие.
Теперь можно предположить, что одна из ненужных солей из воды в озере уже выпала... начерпал этого рассола в широкий горшок, да и оставил его на солнце, а сам отправился за другими посудинами к повозкам. Они прихватили с собой целых шесть штук, вот пусть и пройдет процесс разделения в наибольшем из возможных объёме. Если он угадал — получится ощутимый результат.
К вечеру уровень воды в горшках понизился буквально на несколько миллиметров, а на дне образовался тончайший светло-серый налёт, который после сливания воды неохотно отскоблился. Солёный и почти не горький. Общая суточная добыча составила буквально считанные щепотки — Петя посолил свою кашу, а остальные её попробовали — питекантропы весьма любопытные создания. Ничего, не плевались. Хотя и не нахваливали особо. Они молча запускали ложки в Петину миску, пока не выхлебали всё.
Собственно, на этом визит к солевому озеру следовало завершить — остатка от запаса взятой с собой воды как раз хватало на обратный путь с небольшим избытком на всякий случай. И, действительно, приходят в эти места жвачные — видели их немало, правда в отдалении — охотиться никакого желания не было, потому что прихваченные в дорогу вяленые фрукты отлично дополняли рацион и никому не успели надоесть. Сладкие сахарящиеся ломтики даже собаки выпрашивали. Так вот, как раз нынче настала пора заготовки этих фруктов в значительных объёмах — они сейчас в самой поре.
Пете думается, что это манго. Потому, что устроен сей плод как огромная слива с большой косточкой внутри. При разделке из них вытекает много липкого от сладости сока, который как раз и не хочется выпускать, чтобы содержащийся в нём сахар после просушки остался в ломтике. Хранятся такие «сухофрукты» неплохо, во всяком случае не удалось заметить, чтобы они портились от чего-то, кроме зубов грызунов, добравшихся до вкусненького.
Хотя, небольшой запас, положенный в горшочек под крышку, вскоре осклиз и завонял. То есть лежать эти капризули должны в проветриваемой таре, не поддающейся грызению. А ещё их очень непросто высушить из-за высокой сочности. В общем, задача сохранения манго хотя бы на несколько месяцев — та ещё головоломка. И для её решения приготовлены горшки с мелкодырчатым дном и такими же крышками. Вот на их наполнение и следует сейчас сконцентрировать силы семьи, а соль пока подождёт.
Что особо забавно — свежие плоды манго собаки не любят. Не любят они и хрустящие дольки ещё одного фрукта - небольших сфероидов, покрытых чешуйчато колючей кожицей, похожей на змеиную. Они не так приторно сладки, как манго и не так сытны, как бананы, но весьма вкусны. Как их вялить — непонятно. Зато мелкие бананы неплохо просыхают, если выбирать самые спелые.
И зарубки на календарной палочке однозначно указывают, что именно заготовкам фруктов сейчас необходимо уделить максимум внимания, потому что вслед за этим придётся всей силой навалиться на сбор орехов а потом торопиться в Бугристые равнины для «жатвы» и «сева». Может быть пожить в пустынной местности подольше, до самого начала дождей, чтобы не рисковать встречей с хищниками у обмелевшей реки. Скромненько так подержаться поодаль... а с солью разобраться позднее... ну не хватает пока ни сил, ни времени, чтобы реализовать все затеи, воспользоваться всеми открывшимися возможностями и осуществить все замыслы.
А тут ещё у Раки явные признаки беременности — ей нужен щадящий режим и чётко дозированные физические нагрузки. В общем, Петя дал команду отправляться в обратный путь, едва развиднеется. Идти по ночам всё ещё нельзя — луна пока недостаточно подросла и светит плохо. В общем — не угадал он со временем экспедиции к бессточному озеру.
Поделиться25818-07-2013 09:05:43
Глава 16. Про баб-с
- Пэта очень жестокий старейшина, - слышится из-за перегородки голос Граппы. - Он всегда заставляет делать много работы.
- От этого ты такая мягонькая и нежная, - слышен ответ незнакомки.
- Это из-за правильного питания, - отвечает дежурная супруга. Она сегодня сидит под наскоро скиданным из ветвей навесом и готовит обед. А Петя, лёжа в огороженной неопрятным плетнём жилой зоне, устеленной мягкими торопливо сплетёнными циновками обдумывает стратегию сбора шишек и запасания орехов.
- Какое питание правильное? - любопытствует гостья.
- Утром в полдень и вечером, но есть не быстро, потому что ничего у тебя не отнимут и, если съешь, то всё равно больше ничего не дадут.
- Значит вы не бываете сытыми?
- Мы не бываем голодными. Утром порции большие, в полдень небольшие, а вечером совсем маленькие. К этому все привыкли. Одна только Рака ест сколько влезет, потому что у неё внутри новый человек. Но она не очень много кушает, а то ей становится дурно. Зато — в любое время, когда захочет. Так велел Пэта.
- Ест в любое время, - задумалась обладательница незнакомого голоса, - значит у вас всегда есть пища?
- Всегда, потому что наш мужчина заставляет её заранее готовить и аккуратно хранить. Все его жёны мягкие... - Гра остановилась, не договорив. Скорее всего, у неё просто не хватило слов, чтобы добавить к сказанному хоть что-то ещё. Питекантропы ужасно примитивны и в мыслях, и в их выражении. Не то, чтобы совсем обезьяны, но очень уж они прямолинейны. Только ругаться могут на уровне, близком к тому, что широко применяется в двадцать первом веке. Впрочем, возможно, этот уровень являет собой древнейший пласт культуры, сохранивший свои основные черты с тех самых незапамятных времён? Когда наши пращуры искали способы выразить негативные чувства громкими воплями.
Хотя, на Петю жены никогда не кричат. Почему-то. Несмотря на то, что он их гоняет и в хвост, и... не будем про гриву. Вернее, будем, но не в этом ключе.
Гребешок он им вырезал из твёрдой породы дерева. Вернее, вырезал шпильки — зубчики — которые потом пришнуровал к поперечине. Первую он расчесал Граппу — это был трудный процесс, потребовавший с обеих сторон терпения и огромной воли к достижению поставленной цели. Содействие этому оказала вода реки, куда подруга погружала голову каждые несколько минут. В общем — расчесал он её спутанные от самого рождения патлы. Кажется, ей самой стало значительно легче. Лишнюю длину проявившихся прядей он крепко укоротила свежеотколотыми пластинками кремня, положив волосы на разделочное брёвнышко.
Рака и Чача тоже прошли через это и теперь раз в пару-тройку дней причёсывались всё тем же одним на троих гребешком. Ну а макнуться в речку утром и вечером — это как-то уже повелось в семье. В воде и проходило обычно соблазнение «повелителя». То есть он выбирал, кто сегодня будет его «любимой женой». И, какими бы хитростями какая ни пользовалась — угадать, кого он изберёт на этот раз, ни одна ни разу не смогла. Хотя, в половине случаев, он просто всех отвергал.
Так вот, об этом Гра рассказывала визитерше чуть ли не целый час, пока Петя подрёмывал, пропуская мимо ушей целые тирады. Мировосприятие примитивных доисторических женщин его как-то не слишком волновало. Ему было интересней подвигать шашки с Брагой. Девочка не то, чтобы хорошо играла, но чётко запомнила правила и изредка ставила Петю в тупик неожиданными ходами... он и сам в этой игре кроме правил практически ничего не помнил. В общем, не всегда выигрывал, потому что небрежничал.
Разговор за стеной, между тем продолжается.
- Так вы не уходите от жестокого Пэты только потому, что не можете найти другого мужчину? - продолжает допытываться гостья.
В ответ Граппа долго мучительно молчит. Кажется, она никогда не задумывалась ни о чём подобном.
- Он научил меня плести шляпки, - наконец выдаёт она. - И рядом с ним я знаю, что буду есть завтра.
Похоже, среди питекантропов встречаются люди с очень разными уровнями интеллекта. Причём его старшая жена явно находиться не на высшей ступени. Хотя, если вспомнить поведение мужчин при попытке договориться о получении горшков, то подруга далеко не самое глупое создание, среди своих соплеменников.
- Хватит ли у Пэты сил, чтобы добывать еду и для меня? - вдруг собеседница переводит разговор в совершенно практическую область.
- Он прогонит тебя, потому что сам говорит, кому что делать. А ты слишком привыкла распоряжаться... - опять чувствуется, как подруге не хватает слов, чтобы выразиться до конца определённо. Сейчас она явно старается не принять в семью женщину, способную отодвинуть её с позиции ближайшего сподвижника главы их маленького коллектива.
Какие, однако, страсти бушуют в этой эпохе! А вот и остальные домочадцы пришли — слышны голоса женщин, шлёпают по чисто выметенному глиняному полу пятки ребятишек.
- Пэта! Последний поднос с бананами просох. Мы заполнили сушёными фруктами все сосуды, - отчитывается Чача.
- Рыба с апельсинами готова, - включается Граппа.
- Скорее, дай мне кусочек, - капризничает Рака.
- Всем вымыть руки с золой, - напоминает о порядке глава семьи. - Тебя, гостюшка, тоже это касается, - смотрит он на женщину в возрасте. Морщинистую, немного даже дряблую, с седыми волосами в спутанной беспорядочной шевелюре. - Тебя звать-то как?
- Тэкыла.
- Вот и хорошо. Мой руки и милости прошу отобедать с нами.
Поделиться25918-07-2013 09:20:57
Бьярни, я не против самана, не против мазанок, не против глинобитных технологий. Мне просто не хочется повторяться - я про них довольно подробно писал аж в двух рассказках - неохота повторяться, ведь технологий возведения жилищ довольно много.
Поделиться26018-07-2013 09:22:52
Лишнюю длину проявившихся прядей он крепко укоротила свежеотколотыми пластинками кремня,
укоротил
Причём его старшая жена явно находиться не на высшей ступени.
без ь