***
Надо признаться, события первого полугодия напрочь выбили девочку из колеи — программа английской школы сильно отличалась от учебного плана прерианской системы образования. Даша очень отстала от класса. Конечно, светлячки подсказывали ей на уроках, а дома с ней занималась Эль, но почти месяц пришлось учиться буквально упираясь рогом в землю. Только к весенним каникулам удалось выровняться и перестать чувствовать себя отстающей.
Служба безопасности словно забыла о своём ефрейторе. Мачеха родила братика — довольно спокойного увесистого мальчишку. Воспитанники Фёдора Семёновича вполне уверенно освоились со светлячками — словом, жизнь вернулась в нормальное русло. И пришла пора принимать решение о том, кусать ли личинкам следующей кладки детей из средней группы Бориса Максимовича.
- Йода! Ты помнишь себя, когда был светлячком?
- Нет, царевна. Вернее, я не был таким маленьким — сразу вылупился крысоловом. Давно это было, на другой планете.
- Ух ты! То есть ты прибыл сюда уже взрослым. И ни капельки не вырос. Интересно, почему?
- В силу специализации. Оператору наведения не требуется быть большим. Более того, это вредно, потому что, скажем, в том же истребителе пришлось бы оборудовать просторную кабину, что отрицательно скажется на массе машины и её маневренности. Но лично я был артиллеристом — наводчиком орудия. Вместе с ним меня и притащили с Земли через портал, когда эвакуировали интернат с детьми. Потом — работал крысоловом в Ремнёво и играл с младшими Хомо. Они меня ловили, а я или убегал, или поддавался.
- Значит, у тебя много знакомых среди людей нашей расы.
- Ну, не знаю... имя-то мне дала только ты. Для остальных я был просто одним из многих членистоногих.
- Но их ты воспринимал как своих? То есть, не игнорировал? Я почему так к тебе пристаю — хочу разобраться в причинах, из-за которых неразумные фермики не воспринимают Хомо и мегакотов в качестве части своей общности.
- Так и разумные не всегда воспринимают. Просто они разумные, поэтому с ними можно обмениваться информацией. Это и принимается вами за признание вас в качестве своих. То есть — если есть диалог, значит стороны в чём-то сходятся. Но это, скорее дипломатия, чем признак единства.
- Любопытно. А я для тебя своя, или ты общаешься со мной в силу полученных инструкций?
- В силу инструкций — несомненно. Кроме того, на тебе закреплён защитный комплекс, который для меня является идентификатором «свой». Он же указывает на высокий статус в Улье. Но единство с тобой возникло раньше, ещё в твоём выпускном походе, когда мы сидели на абрикосе и собирали урожай. Ты отдала мне наполненное лукошко и взяла пустое. При этом по мимике и жестам было чётко видно омерзение и страх, которые возникли в тебе при взгляде в мою сторону. Но ты не позволила себе ни взвизгнуть, ни вздрогнуть.
- Постой! Ты в тот момент был уже разумным? Или нет?
- А мне-то откуда знать? Жетона-переводчика у меня тогда не было, но русскую речь я понимал прекрасно. Сам себя я считал думающим созданием, однако для высших Улья я до сих пор только исполнительный механизм.
- Организм, - машинально поправила Даша. - То есть фермики, даже если считаются неразумными, вовсе не обязаны быть таковыми.
- Обычно, границу между разумными и неразумными проводят, выявляя способность к абстрактному мышлению. Помнишь, как Толстой в приключениях Буратино это подчеркнул?
- В задаче про яблоки? Которые ни в коем случае нельзя отдавать Некту? Точно! Деревянный мальчик не воспринял отвлечённого примера, значит, он неразумен.
- Ну...не так сильно, Даша! Не то, чтобы совсем неразумен, но, несомненно, глуп.
- Пожалуй. Так я вообще о чём хотела поговорить. О том, почему неразумные фермики слушаются одних Хомо, и не слушаются других. И ты мне намекнул, что у вас происходит анализ наших поведенческих реакций на контакт. То есть — меня ты сразу принял за... кого?
- Ну, ты совладала с собой. Обуздала испуг, спрятала отвращение и воспользовалась моей помощью. Это признаки разума, что, в пределах Улья, приписывает тебе высокий статус. Отсюда и подчинение со стороны низшего, то есть меня — исполнительного организма.
- Как всё просто! Но в пределах этой модели нет объяснения, почему светлячки прошлой кладки отказались от приглашения Фёдора Семёновича. Он их позвал, а они не пошли.
- Так Семёныч-то их боится. Анализ его моторики указывал на это однозначно.
- Совсем запуталась. Я на абрикосе тоже мандражировала, но ты меня послушался. А воспитатель, хоть и сохранил внешнюю невозмутимость, оказался низкостатусной особью?
- На абрикосе я не тебя слушался, а выполнял распоряжение нашего старшего. Зато у тебя после этого эпизода негатив к фермикам вообще прошёл. У твоей мачехи и сестёр это случилось уже в процессе первого причёсывания — ни одна из них ни разу не попыталась смахнуть таракашку. И светлячки сразу стали с ними отлично взаимодействовать. Зато Таша до сих пор внутренне сжимается от одного только нашего вида.
- Ты мне совсем мозги запудрил, негодник. Лучше скажи прямо — кусать детей, или не кусать?
- Конечно кусать, - Йода прихлопнул хвостом муху, залетевшую на веранду. - Я, правда, так и не понял, помнят ли об этом светлячки, зато покусанные ребята совсем по-другому начинают относиться к нам. С пониманием, что ли. Рефлекторный страх уже обуздан, брезгливость преодолена, и возникло желание обладать светлячками — это же не только замечательные игрушки, но и очень полезные средства коммуникации.