- Ты что, живёшь здесь? - этот вопрос прозвучал первым и вызвал в ответ лишь короткий кивок — будущая звезда эфира ещё не поняла, во что влипла.
- Из школы возвращаешься?
- Ну, да. Завтра уже каникулы, а сегодня были обычные прощальные процедуры — задания на лето и занесение хвостов — напоминание об академических задолженностях и угрозы расправиться с отстающими, если не сдадим вовремя то, что проворонили на уроках.
- А у тебя много этих задолженностей? - корреспондент явно умеет разговаривать с детьми и ведёт диалог плавно, не бросаясь из темы в тему.
- Циклические углеводороды и фазовые переходы. Вообще-то я учил, но уж очень препод придирался, - вздохнул паренёк. И ещё я не смог ответить, что такое аллель.
- Ничего страшного, - подбодрил мальчишку журналист. - Я вот тоже в этом не разбираюсь, однако это не мешает мне жить. А какие у тебя планы на лето?
- Нас с Мымриком Кляпик пригласил слетать к нему на ихнюю Землю. Он будет ждать у Хотькова озера сегодня на закате.
- Боюсь, я не знаком с Мымриком. Кто это?
- Мегакот из прайда Колченогого. Они тут живут в вольере справа от главного входа. В их школах тоже сегодня завершились занятия. Мы с ним с детства водимся.
- А кто у нас Кляпик?
- А Кляпик — Идалту. Он пушистик из учебки, что на берегу Клюевки. Их готовят на секретных агентов. У него как раз экзамен по угону космолёта и похищению людей.
- Надо же! Как интересно! И где же находится эта «Ихняя Земля»?
- Я могу назвать координаты, но вряд ли они вам что-то скажут. Хомо не применяют системы ориентации Идалту.
- То есть, если я правильно понял, сегодня вечером Кляпик похитит вас с Мымриком и отвезёт на свою родную планету?
- Ну да. А я гостинцы всё еще не собрал. Меня же маменка пришибёт, если я появлюсь среди незнакомых людей без подарков, словно бедный родственник. И сегодня тут на каждом шагу охранники путаются под ногами. Небось начнут приставать со всякими вопросами.
- То есть ты собираешься в межзвёздное путешествие, - лишний раз уточнил корреспондент. - И ни капли не беспокоишься, что родители тебя потеряют?
- С чего бы им меня терять? Я, чай, серьёзный человек. К тому же — предупредил их. О прошлом годе Рульку так же похищали. Он вернулся с обалденным фиолетовым загаром и саженцами, что Гроза заказывала. А мне кое-каких семян придётся привезти.
- Так это больше похоже на поездку в гости, чем на тайную операцию, - приговорил журналист.
- А мне без разницы, - пожал плечами мальчишка и скользнул за боковую панель. Попытка проследовать за ним успехом не увенчалась — после пропажи парнишки никакого нарушения целостности стены в месте его исчезновения обнаружить не удалось. Единственный местный, присутствовавший при этом — крупный фермик, замерший колючим изваянием, глядя на потуги съёмочной группы, проскрипел: - Живёт он здесь. Никитой зовут по прозванию Матвеев.
Вид этого гигантского богомола внушал сильные опасения. Тем не менее, внимание корреспондента переключилось на новый источник информации. И разговор теперь строился уже по-взрослому - в стиле классического интервью:
- Как вы оцениваете перспективы переговоров главы метрополии и её колонии?
- Мужики нормально поговорят, раздавят бутылёк кукурузовки и обстоятельно закусят. Так что никаких затруднений не возникнет. Я лично наблюдал за процессом квашения баклажанов к этой встрече. Ручаюсь — сделано с душой.
- А о чём пойдёт разговор?
- Ну, всего не перечислишь. Прежде всего, конечно, о рыбалке. Еще обычно толкуют о бабах, но Кузьмич этого не любит. Так что, скорее всего, будут перетирать вопросы о наживках и крючках.
- А о формальном признании Прерии в качестве суверенного государства речь зайдёт? - принялся подсказывать журналист.
- Существующий формат отношений комфортен обеим сторонам, - скрипнул фермик. К тому же у Прерии нет ни гимна, ни герба, ни флага — она явно не стремится к своему оформлению в привычном для землян виде. Структура государственных институтов власти здесь намеренно редуцирована до минимума — чиновничий аппарат заменён компьютерной системой, выполняющей все стандартные процедуры.
- А сбор налогов? Борьба с сокрытием доходов, разные махинации? Как тут обойтись без участия человека?
- Сбор налогов примитивен до невозможности — с каждого перечисления снимается небольшой процент, размер которого устанавливает диктатор. Нужно ему больше денег — процент растёт. Если же средств слишком много — ставка снижается. Население привыкло, а деловые круги вынуждены работать в этих условиях. Справляются, однако.
- Но как тогда работают банки? Их же эта система просто разорит. И с выдачи кредита плати налог, и с возврата. Или они будут увеличить ссудный процент.
- А нету ссудного процента. Коммерческие банки давно разорены, остался только государственный, который выдаёт кредиты без никаких процентов. Платой за займ оказывается только налог, поступающий в бюджет, из которого банкиры и получают зарплату. Впрочем, их всего несколько десятков на всю планету — в основном они обслуживают технику.
- А оборот наличных? Ведь в этой области возможны любые действия с сокрытием доходов! Тут уж без налоговой полиции никак не обойтись! - корреспондент оказался неплохо подкован в области финансов.
- Это считается игрушками. Монеты у нас свои, а банкноты фабрикуют подростки Идалту. В обороте они находятся недолго — их разбирают нумизматы, потому что все они — настоящее произведение искусства. Сюжеты изображений практически не повторяются — среди пушистиков не редкость знатные художники. Подростки этой расы тратят деньги преимущественно на сладости в маленьких сельских магазинчиках, восполняя таким образом убыль наличных в обороте.
Корреспондент пошевелил губами, словно подсчитывая что-то про себя: - Любопытно! Фальшивомонетчики, приносящие прибыль государству.
- Чистые крохи, - развел в стороны свои зубастые конечности фермик. - Основные доходы в казну идут с извоза. Половина трудоспособного населения — космонавты. Из них треть находится в рейсах или на дежурствах, а остальные на отдыхе или переподготовке — техника столь быстро совершенствуется, что персонал постоянно приходится переучивать.
- Это же огромные расходы!
- Это расходы на прогресс. Мать и трутни верхнего круга премного довольны тем, как развивается одна из ветвей нашего Улья. По самым смелым прогнозам буквально за два-три столетия отсталая, но самобытная цивилизация Хомо сможет приблизиться к вполне приемлемому уровню.
Откуда-то из глубины здания в прихожую вошла девочка. Босая, причёсанная, словно на дипломатический приём и одетая в шорты и топик.
- Отвезёшь меня на аэродром? - обратилась она к инсекту.
- Непременно, - ответил интервьюируемый. Перейдя из вертикального положения в горизонтальное, он аккуратно прошёл через дверь наружу, отставил в сторону среднюю ногу, послужившую подножкой, дождался, когда всадница разместится на его спине и умчался.
Корреспондент на секунду задумался, переглянулся с оператором и, не просматривая отснятого материала, отослал файлы в редакцию. Даже без обработки, в форме рабочей записи, репортаж получился шокирующий. Ведь ходили же слухи, что на Прерии всё не как у людей. Но, чтобы настолько! И чего он так не хотел ехать на эту всеми забытую планету? Да на новостях отсюда можно заработать целое состояние и из простых хроникёров перейти в ряды тех, с чьих сообщений начинают выпуски новостей! Да что там? Тут и на специальную программу может потянуть.
За мыслями не сразу заметил, что в дверь вошел саблезубый тигр. Зверь подошёл к оператору сзади и мордой толкнул того в область пониже спины. Освободив себе проход, этот гигант мира хищников степенно проследовал вглубь здания.
«Понаехали тут всякие раззявы», - неизвестно откуда возникла мысль в голове.