16 марта 2014 года. Севастополь. Борис Рогожин
День Икс! Шестнадцатое марта… Утром сходил проголосовать за выход Крыма из состава Украины. Где-то в интернете прочитал, что день референдума назначал кто-то крайне информированный человек, потому что в этот день ровно семьдесят лет назад в тысяча девятьсот сорок четвертом году был отдан приказ «Об освобождении Севастополя». Я человек не слишком сентиментальный, но и то чувствовал, что эпичность момента просто зашкаливала.
Пришлось даже постоять в очереди ради этого знаменательного события. Но это того стоило, как собственно и все предшествующее. С точки зрения организации, все примерно так же, как на последних местных выборах, разве что традиционной музыки как при СССР на моем участке не было. В Советском Союзе выборы обычно позиционировались как праздник, и музыка должна была создавать приподнятое настроение. В постсоветские времена, музыка обычно создавала серьезный контраст с хмурыми лицами людей ходивших делать выбор без выбора. А сегодня выбор был, причем выбор, как все понимали, исторический, поэтому все было наоборот - музыки не было, а у людей радостные лица людей ставших из населения и электората настоящими гражданами своего города. В центре Севастополя, как говорят, всех желающих угощали российскими блинами и чаем
А ощущение было такое, что сегодня граждане Севастополя, вежливо и с улыбкой говорили: «Прощай, Украина». Сказал свое: - Прощай, - и я. Мне не о чем было сожалеть при этом расставании - Украина не сделала за двадцать три года ровным счетом ничего, чтобы заставило бы меня пожалеть о том, что я и мой город больше с ней не будут связаны.
Референдум прошёл, как по маслу! Ни одной «крысы» ни у одного участка не было поймана в этот знаменательный день. Это означало одно: Вежливые Люди и «Беркут» на Перекопе, кубанские казаки и сербы в блокпостах на границах города, дружинники у всех участков сделали все, что бы ни одна красно-черная мразь не испортила праздника, который я уверен, мы будем все праздновать ещё очень долго. Вечером пошел с друзьями на концерт, где обещали объявить предварительные результаты по Севастополь. Прошли по аллее Городов Героев и сразу попали на площадь Нахимова. Сказать, что площадь была забита людьми, значит, ничего не сказать. На взгляд невозможно джае примерно понять сколько было народу, потому что были заполнены с все прилегающие пространства. У каждого второго был российский флаг. Раньше я недолюбливал этот «триколор», связанный с нехорошими воспоминаниями о девяносто первом годе, с распадом СССР. Но сегодня он показался мне
Выступала группа «ЛЮБЭ». Горожане ликовали! Ощущалось, что произошло что-то очень долгожданное.! Все обнимали и поздравляли друг друга, ни у кого не было и тени сомнения на счет результата, все точно знали, что они вернулись домой и их там очень ждали… После спетой Расторгуевым новой песни „За Тебя, Родина-Мать“ я едва не заплакал. Так ведь и свой имидж скептика и не сентиментального человека испортить недолго. Разве что в такой день можно…
18 марта 2014 года. Крым. Севастополь. Василий Сахаров и Егор Гирькин.
- Как я стал добровольцем? Всё началось с событий в Киеве. Майдан, смена власти и глупейшие поступки вчерашних оппозиционеров. Я решил отправиться на Украину, чтобы посмотреть на все происходящее собственными глазами. Выбрал Севастополь – город, в котором я служил срочку, и где у меня было несколько знакомых. Сами понимаете, ехать наобум в страну, где произошла смена власти, по крайней мере, неосмотрительно. Так что выбор был очевиден. В общем, до Севастополя добрался и, пообщавшись с камрадом, я стал дружинником. Первоначально думал, что приехал на пару-тройку дней, на разведку. Однако увлекся и остался, о чем не жалею.
На шестнадцатое марта назначили референдум, который был должен решить судьбу Крыма и Севастополя. От милиции толку было не очень много. В СБУ царила смута. а штаб самообороны сначала был расформирован, а потом снова воссоздан и перенесен с улицы Суворова на Крылова. И дружина работала на полную катушку.
Но, несмотря на это, уровень преступности в городе снизился в два раза. Гуляла шутка - это потому, что все бандиты подались в самооборону или стоят на блокпостах. Ну, а если серьезно, то причины на поверхности. Самооборона работала с полной отдачей. Весь город был под контролем мобильных групп и патрулей, которые находились на постах и днем и ночью. Не за деньги люди что-то делали, не ради наград и не за звания. Они работали на благо родного города и этим все сказано.
Что же касательно добровольной народной дружины «Рубеж», то выходных у нас не было. Мобильные группы произвели несколько задержаний: форточников поймали, уличного грабителя и пару агрессивных дебоширов. Подразделения блокирования выезжали на склады вооружений, где перекрывали дорогу. Помимо этого мы выходили к Военной прокуратуре и несколько раз к зданию СБУ. Попутно охранялись митинги и массовые мероприятия. При этом дружинники взяли, а затем защитили от разгоряченного народа нескольких провокаторов. Как правило, это были молодые дураки, которые на Графской пристани угрожали женщинам с русским флагом или выкрикивали в толпу «Слава Украине!». За это они были биты, не только митингующими, но и своими родителями. Один отец при мне мутузил своего отпрыска так, что я подумал - сейчас убьет. Ситуация такая - батя собирал и возил в Киев помощь Севастопольскому "Беркуту" и потом самообороне помогал, а сын связался с бандерлогами и решил поиграть в героя. Вот и доигрался.
Однако в основном в этот период "Рубеж" занимался выявлением провокаторов и выезжал по адресам, где они могли находиться. Поддержка от горожан была колоссальной, и это очень сильно облегчало работу. Люди понимали, что мы не играем, и практически всегда оказывали содействие. Врать не стану, первые выезды, которые начались еще пятого-шестого марта, оказались неудачными. Не было опыта в таких делах и хотелось немедленного результата. Отсюда много лишних телодвижений и расход топлива.
Например, поступил сигнал - по адресу находится группа приезжих молодых людей с западенским говорком, которые ведут себя странно, ни с кем не общаются, днем где-то пропадают, постоянно таскают с собой тяжелые сумки, а вечерами сидят в квартире и никуда не выходят. Жители волнуются и просят разобраться. Сигнал было принят, мы выдвинулись в точку сбора и на двенадцати машинах отправились по адресу. Два часа искали адрес, дикое какое-то место, кто в курсе, район улицы Скалистая, там сам черт ногу сломит. Затем окружили дом, с помощью соседей вошли в квартиру и выяснили, что там проживают обычные работяги из Киева и Западной Украины. Общий итог: потеряно время, результат практически нулевой. Ну, разве только взаимодействие групп отработали.
Другой случай. В точку сбора дружины примчался боец из отряда, который пару раз нам помогал. Говорит - наши все в разгоне, но есть адрес. Надо срочно ловить бандерлогов, пока не ушли. Требуется помощь. Адрес конкретный, но никому сообщать нельзя, из штаба самообороны информация утекает. Ладно, поверили ему. Выдвинулись на десяти машинах, отработали адрес, а там обычная съемная квартира на пару-тройку дней. Раньше проживали приезжие из Львова, но они давно съехали. Общий итог: снова потеря времени и пришлось извиняться перед семейной парой ни в чем неповинных хозяев.
После таких выездов командиры дружины сделали правильные выводы и сформировали группу разведки. Дружина смогла отработать взаимодействие групп, и дальше работа пошла лучше. Десятого марта совместно с "бизонами" был вскрыт наркопритон, в котором прятались приезжие майдауны. Изъяли холодное оружие и немало запрещенных медпрепаратов. Про бандерлогов говорить нечего, реальных экстремистов в Крыму было мало, и за ними гонялись не только дружинники. Поэтому бандерлогов на всех не хватало. Ну и, кроме того, как мы смогли выяснить немного позже, они базировались не в городе, а в дачных поселках, откуда выезжали на акции в Симферополь и Севастополь. Но в тот момент мы этого не знали и главным образом нам попадались сочувствующие Майдану или радетели за Европу, которым хватало разъяснительной беседы. Ничего серьезного, чаще работали по бытовухе, и запомнилось два случая.
Позвонила пенсионерка-инвалид, у нее жилец буянил. Приехали. Действительно, есть бабушка, которая запугана. И есть жилец, пьяное животное, которое требовало прописать его в квартире, отобрало у хозяйки документы и угрожало изнасиловать бабулю в извращенной форме. Чего делать? Отработали его. Было предложение вывезти морального урода на Фиолент и скинуть куда-нибудь в катакомбы, но воздержались. Дали жильцу по башке, и выселили, а бабуле и ее соседям пообещали защиту. Доброе и нужное дело сделали.
Другой случай. Поступила информация на приехавших с Майдана севастопольцев и мы отправились посмотреть, каковы они, настоящие «борцы за светлое будущее Украины». Приехали. Как обычно, при помощи соседей, вошли в квартиру, и обнаружили бомжатник. Жильцы наркоманы, на Майдане зарабатывали деньги. Вернулись на малую родину, закупили шырева и обдолбались на радостях. Очередные животные, которым пришлось делать внушение о правилах поведения в городе-герое. Так что снова разочарование, «майданщиков» я себе иначе представлял.
Кроме того, два раза выезжали загород.
Сначала в дачный поселок, где в одном из домов обнаружили место ночевки бандерлогов (десяток лежаков). Они ушли за день до нашего приезда, и мы не встретились. Поэтому обошлось без драк и стрельбы.
Второй раз выдвинулись в поселок Резервный. Поступил сигнал от военнослужащих украинской войсковой части, которая занималась хранением и обслуживанием противокорабельных ракет. Они сообщали, что старшие офицеры в подразделении бухают, настроения среди воинов самые разные и есть опасность потери стрелкового оружия, которое могут вынести за ворота. В общем, информация достаточно тревожная и собрав ударную группу, дружина выехала к этой самой воинской части. На место прибыли уже ночью и действовать было решено по обстоятельствам. Если информация о пьянках подтверждается, мы могли пойти на штурм и с помощью украинских солдат захватить часть. Это было вполне реально, и дружинники к подобному готовились. Однако переть на рожон никто не собирался. Если в подразделении порядок, значит, ведем переговоры и, при необходимости, выставляем блокпост, который перекрывает дорогу. В итоге, информация не подтвердилась. Офицеры оказались трезвыми здравомыслящими людьми, и наши командиры с ними пообщались. Сначала с заместителем, а затем с командиром части и замполитом, с которыми обменялись телефонами. После чего Рубеж и Куб прошли на территорию и сверили количество стрелкового вооружения. Стволы оказались на месте, ничего не пропало и мы вернулись в город. Стрелять опять не пришлось и это хорошо. Кстати, позже командир части обращался за помощью, и мы были готовы ее оказать. Но выезжать не пришлось. Хватило только одного упоминания о том, что сейчас приедут дружинники и конфликтная ситуация разрешилась сама собой, а данная чамсть благополучно перешла под контроль вооруженных сил РФ.
Вот так вот. Ну ладно, мне выходить! Давай, Егор!