.
Глава 20
В ночь на Новый год, а так же в последующие дни и ночи, вплоть до дня Крещения, в Петербурге у состоятельных людей принято ходить в ресторан. Почти все хоть раз, но заказывают праздничный столик в любимом заведении. Чаще всего народ объединяется в большие компании, чтобы было и с кем поболтать, и с кем повеселиться. Разумеется, и мы под самый Новый год тоже посетили один из "притонов" местного царства чревоугодия, причём вместе с родителями Вяземского и с четой Путиловых, но уже без Машули.
Ох и недовольна же была этим сестрёнка, прям жуть! Как сковородка раскалённая поначалу шипела, но возникать против решений нашей старшей бессмысленно. Раз Софья Марковна сказала, что малой пока рано в такие места заглядывать, то, значит, так тому и быть. Тут уж шипи не шипи - толку ноль. Впрочем, я думаю, Машке в этот вечер и без нас скучать не придётся, ведь оставили мы её у мамули графа, и не одну, а в компании детей примерно одного с ней возраста (Ростовцевы для ребятни своего круга знакомых специальный детский новогодний банкет организовали). Так что есть у неё там и на что посмотреть, и кому песни попеть, и кому сказки порассказывать, а заодно и кем покомандовать. Полагаю, скоро количество детишек, заглядывающих ей в рот, пополнится свежим, петербургским, контингентом.
Ресторанов и прочих увеселительных заведений в Питере сейчас великое множество, по данным магистрата, на территории города с ближайшей окраиной "питейных домов" более тысячи двухсот. Пристанища для страждущих имеются на любой вкус и кошелёк. В дешёвых трактирах за копейки ест и упивается простой народ, а в представительных ресторациях нажираются богатые. В особо шикарных "кабаках", а такими на данный момент считаются два: "Борель" и "Дюссо", бывает, иногда в один присест пропиваются и проедаются такие деньжищи, которых хватило бы на пропитание средней деревни в течение года. Там за котлету платят как за десять в соседнем трактире, поят слуг и лошадей шампанским, заказывают индейку, выписанную якобы из Японии, и трюфели, доставленные как бы из Китая (чем дальше от столицы добыт продукт, тем лучше).
Но это, конечно же, не наш случай. Мы, точнее Ростовцев с Вяземским, выбрали престижный ресторан, но с более-менее гуманными ценами - "Донон", на набережной Мойки. И надо признать, кабачок мне понравился. Обстановка богатая, но без излишнего пафоса, сервировка столов на высшем уровне. Мерцает хрусталь от множества свечей, матовым блеском отсвечивает серебро. Посетителей обслуживают официанты в чёрных сюртуках, можно сказать почти в смокингах. К посетителям они обращаются по имени-отчеству. Между прочим, все официанты татары. Нынче во многих кабаках Петербурга работает татарская прислуга: они, что для питейных заведений немаловажно, не употребляют спиртное - вера запрещает.
Весь персонал "Донона" мужской. Ну, это и понятно, если вспомнить, что ещё десять лет назад женщины в России не допускались в рестораны даже как посетители. Порадовала отменная кухня с уклоном во французские блюда, всякие "эклевес а-ля бордалес", что в переводе на русский означает "раки по-бордосски" или суп "Пьер ля Гран", то есть "Пётр Великий". Участия в заказе блюд я не принимал, тут есть более сведущие в таких делах люди, а вот поел я на славу. Не пойму только, куда влезло всё то, что в рот пихалось.
Сначала закуска - форшмак из лангуста, потом консоме борщ. Дальше камбала, соус нормандский, седло ягнёнка, донышки артишоков по-парижски. Пуляры, цыплята и перепёлки жареные, спаржа, салат из зелёных огурцов, мороженое, фрукты, кофе и шарлотка помпадур. Причём шарлотка эта напоминает ромовую бабу из будущего, хм... щедро пропитанную ликёром.
Эх-х... "Пробки взлетевшей, влаги вскипевшей сладостен звук"*. Естественно, было шампанское мадам Клико, французские коньяки (других и нет пока) и французские вина. А вот с винами, я смотрю, в Питере сложилась ситуация, отличная от остальной России. Ныне правящий император Александр II любит вина Франции и другие, в том числе и российские, за вина не считает. Соответственно, вся аристократическая верхушка следует его предпочтениям, а за ней и прочие горожане. Так что в дорогих ресторанах столицы, а также во дворцах и на государственных приёмах можно встретить исключительно французские вина. В других же городах империи и российские вина идут на ура.
* стихотворение Мей Л. А. "Песня лицеиста".
В двенадцать часов куранты, конечно же, не били и император с поздравлениями перед нами не выступал, но зато официанты и прочие работники ресторана прошлись по залу с пожеланиями всех благ для посетителей в новом одна тысяча восемьсот семидесятом году. Мда... вот я уже и третий Новый год в этом мире праздную! Время бежит неумолимо. Всё реже я вспоминаю прошлую жизнь. Оглядываться назад просто некогда.
Даже житиё в землянке на Софьином хуторе уже начинает подёргиваться пеленой небытия. Слишком быстро окружающая обстановка меняется. Чего я добился за это время? Наверно, гораздо большего, чем хотел, но... понимаю: это лишь начало пути. С каждым прожитым здесь днём возможности и круг задач, которые надо решить, увеличиваются с пугающей скоростью. Что со мной будет лет через пять при таких темпах жизни, страшно представить. Ой, да бог с ним! Прочь-прочь тяжёлые думы, сейчас время веселья!
Хорошо в "Дононе"! Уютно. А летом, говорят, тут ещё лучше. У ресторана есть свой сад, в котором имеется пруд с деревянными мостиками, и можно заказать столик прямо в саду. По словам господ офицеров, в пыльном летнем Петербурге это место становится оазисом отдохновения. Что ж, летом обязательно сюда заглянем. Быстро и радостно пролетевшая новогодняя ночь оставила самые приятные воспоминания, по домам мы разъехались только в пятом часу утра.
Далее идёт немного изменённый текст поста 458
Вся следующая неделя пронеслась у меня в лихорадочной круговерти дел, встреч и развлечений. До обеда я носился по территории Путиловского завода и по прилегающей к ней округе, проводил съёмку плана местности и прикидывал, где ещё земли прикупить, где и какие цеха поставить, где меж ними рельсовый путь проложить, и не абы как, а так, чтобы он оптимально способствовал работе предприятия. Прояснился вопрос железной дороги, которую задумал построить Путилов. Оказывается, там не просто дорога, а, по сути, комплексный логистический проект областного масштаба. Вот-вот решится вопрос его утверждения, и строительство может начаться уже в этом году.
Николай Иванович в своём репертуаре, лёгкие задачки не для него. На этот раз он собрался отгрохать в пригороде Петербурга два порта (один морской, один речной) и соединить их между собой железной дорогой. Речной порт будет находиться рядом с заводом "Аркадия", в месте соединения Невы и Обводного канала, а морской - недалеко от Путиловского завода, на Гутуевском острове. Если министерство путей сообщения разрешит сделать всё так, как задумано, то Путилов получит в результате кучу ништяков и, возможно, нехилую прибыль.
Решается вопрос перевозки продукции путиловских заводов - просто грузи всё, что нужно, в вагоны прямо на заводе и развози по стране. Кроме этого, удобное сообщение между двумя заводами - Путиловским и "Аркадия" облегчает работу всего объединения. Опять же приём и отправка грузов по Неве и Финскому заливу с наличием собственных портов облегчается неимоверно (на заводе в вагон, из вагона сразу на корабль, и никаких тебе телег и прочей лабуды).
Мда... всё это, конечно, хорошо, но вот условия, на которых Путилов собирается работать, довольно гадкие. Капитал, потребный на строительство только железной дороги, оценивается в два миллиона рублей серебром и должен быть найден самим Николаем Ивановичем, без всякого содействия правительства. Плюс к этому ещё два порта придётся оборудовать: причалы, склады и прочее. Мало того, и в Государственный банк шестьдесят тысяч рублей следует внести - как залог добросовестности работ (не успеешь построить дорогу в срок - залог отойдёт государству).
Нет... всё же Путилов - жуткий авантюрист. Он надеется, не прибегая к займам, а лишь вкладывая в строительство прибыль с рельсового проката, за три года построить всё задуманное, потом продать железную дорогу правительству за два миллиона и на эти деньги расширять завод и ассортимент выпускаемой продукции. При этом морской и речной порты он хочет оставить себе, чтобы получать от их использования стабильный доход. Вот если бы я не знал, что это дело у него в конце концов выгорит*, то сто раз бы ещё подумал, а реально ли вообще данное предприятие.
* Тут главный герой ошибается: не вся информация, прочитанная им о Путилове, была точна. Но будем надеяться, что в этой реальности многое изменится (прим. автора).
Как теперь понимаю, и с морским каналом Николай Иванович такой же финт ушами проделать хотел, да там его везение закончилось. Всё-таки канал прорыть в Финском заливе - это не два миллиона потратить, это десятки миллионов как в чёрную дыру уйдут и не заметишь. Не рассчитал свои силы господин Путилов. Ну... надеюсь, уж сейчас-то я его от такой напасти уберегу.
Отредактировано Kot leo (18-03-2019 00:41:25)