Но видно, не суждено было мне сегодня попасть в нежные ручки Любови Сергеевны. Спускаясь вниз по лестнице, столкнулся с горничной, отправленной по мою душу. Софья Марковна пригласила в гостиную - к нам проездом заглянула одна известная купеческая семья, глава которой хочет поговорить со мной о строительстве пароходов. Чёрт... свидание накрылось медным тазом. Опять дела зовут, какая ж тут любовь. Пришлось отправить к вдове пацана из Федькиной банды с запиской. Обидится вряд ли, здесь дамы понимают, что бизнес идёт прежде всего, но некоторая холодность при следующем свидании мне всё же гарантирована.
Интересовался постройкой пароходов очень богатый иркутский купец - Сибиряков Михаил Александрович. Один из владельцев "Ленско-Витимского пароходства Базанова и Сибирякова". Причём пароходство - лишь малая часть его финансовой империи, созданная в помощь основному делу - золотодобыче. Он совладелец предприятия с колоритным названием "Компания промышленности в разных местах Восточной Сибири", которая стоит одной из первых по объёму добываемого золота в Забайкалье и Якутии. Недавно открытые Бодайбинские прииски золотой рекой наполняют кошелёк Михаила Александровича. Он с компаньонами так хорошо там развернулся, что даже железную дорогу построил. Без паровозов, правда, на одной конной тяге, но это дело наживное. Мне, кстати, про него наш губернатор Аполлон Давыдович Лохвицкий много чего занимательного порассказал, он часто с Сибиряковым сталкивался в бытность свою губернатором Якутии.
Купец заехал к нам, совмещая приятное с полезным: у него работа, а у жены и детей культурная программа - осмотр достопримечательностей Красноярска. У нас ведь тут теперь и первый в Сибири косметсалон, и первая четырёхэтажка строится. Прогресс и цивилизация в одном флаконе, однако!
После взаимных приветствий и расшаркиваний мы с главой семейства и его старшим сыном поднялись наверх - о делах поговорить, оставив жену, Варвару Константиновну, и младших детей в гостиной на попечении Софьи Марковны.
Сынок купца мне понравился - вежливый, культурный парнишка двадцати лет отроду. Сюда прибыл прямиком из Швейцарии, учился там в Политехникуме города Цюриха. Зовут как и меня - Александром. При встрече на улице ни за что бы не причислил его к купечеству, по всем повадкам дворянин из старого богатого семейства.
Начали разговор, что интересно, не с пароходов, а с северного морского пути и с железной дороги. Как я понял, мои высказывания по ледокольному флоту и транссибирской магистрали в доме купца Кузнецова стали известны далеко за пределами нашего города.
- Простите, Александр, но, думаю, чугунку в наших местах ранее следующего века правительство строить не даст. Мы, иркутские купцы, не единожды предлагали за свой счёт её проложить, просили инженеров толковых прислать, да нет ходу нашим прожектам. Не верят нам. Боятся.
- И чего же боится правительство?
- Правительство касаемо Сибири всего боится. А нам отписывают лишь о невозможности строительства чугунки. И снегом пугают, и морозами. Хе-хе, это нас-то, сибиряков! Как будто в России и Европах ни снега нет, ни морозов, - он огладил бороду, на пару секунд замолк и, тяжело вздохнув, продолжил. - Но чую я, что они, политики, всё ж таки особливо боятся. Понимай так: не хотят конфликту с Китаем и Англией.
- Странно. Мы постоянно углубляемся в Азию в своих завоеваниях и приближаемся к Индии. По-моему, это должно сильнее тревожить англичан, чем железная дорога в Сибири.
- Всё так да не так. От Самарканда до Индии не степь лежит, а пески да горы сплошь. Еды и фуражу мало. Пройти там нелегко даже с небольшим караваном, не то что армию вести. Успешно с такой дорогой не повоюешь, и англичане про то знают. Опять же война серебро каждый день ест, а даст ли золото в конце, кто знает? А вот дорожка железная, через всю Сибирь проложенная, - дело другое. Вложишь, конечно, в строительство много - как же иначе, но потом уже она тебя кормить начнёт. А кто с неё добро наживать будет? Рассея... это ж понимать надо. Не-ет, англичане быстрого и неподконтрольного им пути из Китая в Европы не допустят. Виданное ли дело: им вокруг Африк суда гонять приходится, а мы здесь, с дорогой напрямки, жировать станем. Да они всё сделают, чтоб тому помешать. И войной пригрозить не забудут. Этой-то заковыки и боятся у нас в верхах.
"Ну, скоро нагличане Суэцкий канал оседлают, и затраты на транспорт у них существенно снизятся, - подумалось мне. - Спадёт и острота проблем с дорогами в Сибири." Хотя... как бы Англия ни снижала свои расходы, она всё равно будет резко против улучшения связей России с Китаем.
- А Китай?
- А что Китай? Его все кому не лень с Европ жмут нещадно. А коли сибирская дорога быстра станет для подвоза войск, неужто в Петербурге не задумаются от их пирога кусок откусить? Вон сколько рядом с нами землицы последни годы от синьцев отложилось. Почитай, весь Восточный Туркестан у них из рук ушёл. Я так смекаю, в Пекине умные люди тоже догадываются: если будет у нас чугунка, то не будет у них западных провинций. Оттого и говорю: для Сибири железная дорога - вопрос дюже политический, а морем к нам кого хошь привлечь можно, лишь бы судам помехи не было.
Дальше говорить пришлось в основном мне. Опять рассказал про ледоколы, про трудности проводки караванов, ну а закончил перспективами развития Восточной Сибири вообще и пароходов в частности. Поделился достижениями нашей с Потапом Владимировичем мастерской. О судоверфи заикнулся, она, кстати, Михаила Александровича сильно заинтересовала.
- И какая мощность машин возможна при закладке пароходов?
- Да любая. Хоть в тысячу сил, если возникнет такая потребность.
- Ишь ты... в тысячу! Мне о том годе на механическом заводе Гуллета в Тюмени пароход в четыреста восемьдесят сил сделали. Может, слышали? "Святым Иннокентием" назван, - я кивнул. - Так затруднений у них много было со столь мощной машиной.
- Слышал. И о пароходе, и о проблемах с машиной. Вы, насколько знаю, тоже немало трудностей испытали с доставкой его по частям?
- То да! Денег, пока дотащили, утекло изрядно. Потому и интересуюсь вашими возможностями, всё ж таки Красноярск ближе к нам, чем Тюмень.
- Думаю, когда заработает построенная нами судоверфь, ничего по частям тащить уже не придётся. Проще будет перегонять пароходы на Лену своим ходом. А что касаемо крупных пароходных машин, то с ними и в Европе не всегда всё гладко идёт. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.