Не со всеми моими предложениями по разбивке территории Николай Иванович соглашался. Доходило у нас и до споров - и с ним, и с директором Путиловского завода, отставным поручиком Федором Егоровичем Петровым. Между прочим, хороший мужик, мы с ним на третий день познакомились, когда он, проведав родителей, из Москвы вернулся. Чем-то напоминает самого Путилова. В меру дотошный, отлично ориентируется в современной механике и металлургии, о подведомственном производстве знает всё. Ко мне поначалу, узнав, что я стану совладельцем завода, отнёсся довольно настороженно, но после пары дней общения оттаял и в дальнейшем уже был вполне адекватным.
- Александр, у вас наполеоновские планы. Выкупать новые земли, когда нет средств на обустройство даже тех цехов, что уже построены, - это, право, расточительство.
- Я думаю о перспективе. Нам всё равно придётся расширяться, и лучше подумать об этом заранее. Возьмите того же Круппа, до уровня которого мы можем дойти года за три. На территории его завода с лёгкостью разместятся шесть таких, как наш. По всему заводу у него рельсовые пути проложены - более семи верст, насколько я знаю. Шесть паровозов по ним бегает, и товарных вагонов различных под сотню имеется.
- Всё так. И дай бог мы к этому придём. Но... постепенно.
- Понимаю вас, но, поверьте, сейчас нам просто необходимо сделать рывок в строительстве и обустройстве.
- Полагаю, за счёт кредита?
- За счёт очень крупного кредита.
Путилов решил пояснить мою мысль.
- Фёдор Егорович, видите ли, Александр уверен, что через три-четыре года нас ждёт очередной кризис, а в условиях кризиса, сами понимаете, в развитии завода может наступить тягостная неопределённость. Те же крупные министерские заказы мы вряд ли получим. Поостерегётся правительство деньги давать. Поэтому и спешит Александр завод до кризиса в надлежащий вид привести.
- Бог ты мой! Да почему же вы решили, что будет кризис?
- Анализ показывает, всё к этому идёт, и биржевой обвал акций летом и осенью прошедшего года лишь первая ласточка к тому.
- Да как же можно сравнивать игрища акционеров и промышленность?
- Деньги, Фёдор Егорович. И там, и тут всё решают деньги. Движение капиталов подвержено одним и тем же законам, в какой бы области они ни крутились.
Ох, етишкина жизнь! Как я устал рассказывать всем про кризис, кто бы знал! Никто в него не верит. Ага... в родном отечестве не может быть пророков. Хм... пока не может. Но вот начнут события сбываться так, как я предсказал, тогда и придёт время моей мести - никому больше про будущее рассказывать не буду. Дайте только денег серьёзных заработать, и стану я посылать всех неверующих с вопросами о грядущих событиях далеко и надолго.
Правда, у Путилова я всё же умудрился зародить червячок сомненья в безоблачности дальнейшей жизни, и он психологически, похоже, уже готов к неприятным явлениям в экономике и, как следствие, свои замыслы начал корректировать согласно предстоящих кризисных явлений.
Проведя всесторонний анализ положения дел Путиловского завода и обстановки на рынке, я понял, что без большого кредита нам до кризиса завод нормально обустроить не удастся, соответственно, и Криворожское месторождение начать разрабатывать через три-четыре года, как мне хотелось бы, мы тоже не сможем. Денег на крупномасштабные работы чисто физически не хватит, а небольшое предприятие на юге организовывать смысла нет. Этим мы лишь западных инвесторов дразнить будем, и в результате они туда ломанутся гораздо раньше, чем в моей реальности.
Слава богу, в вопросе кредита Путилов меня поддерживает целиком и полностью. Он, по сути, и заводы свои в единое акционерное общество собирается объединять именно поэтому. По нынешним временам акционерным обществам легче взять кредит; они по закону обязаны публиковать балансовую отчётность, их бугалтерия более прозрачна, и кредиторам удобней контролировать использование своих вложений.
Но я считаю, нам стоит поспешить. Мне помнится из когда-то прочитанного о Путилове, что крупный кредит до кризиса он получить так и не успеет, ну а потом уж и подавно ничего у него не получилось. Значит, процесс надо ускорять - и акционерное общество регистрировать как можно быстрее, и кредит вслед за этим запрашивать сразу же. Оптимальным было бы получить кредит в Германии, когда туда после франко-прусской войны деньги с французской контрибуции хлынут. В тот период немецкие банки просто не знали, куда свои средства вкладывать, на рынок пришли сотни миллионов свободного капитала, искавшие себе выгодное применение. За какие-то год-два кредитный процент в стране скатился до минимума.
К сожалению, точной даты начала кризиса я не помню, но то, что он будет в семьдесят третьем году, уверен на все сто процентов. Получается, с окончания франко-прусской войны и до конца семьдесят второго года нам с Николаем Ивановичем от лица своего акционерного общества необходимо во что бы то ни стало выбить в Германии кредит миллионов этак на десять, а лучше на пятнадцать. В России, как ни корячься, мы таких денег не найдём. Вон сам Путилов за последние годы наскрёб не больше миллиона, и то часть ему друзья и знакомые одолжили.
Эх-х... одного боюсь: сам Николай Иванович со своим принципом никогда не давать взяток слишком долго будет АО регистрировать. И я тут вряд ли чем-либо смогу помочь. Ну, разве что мне вместе с Софьей Марковной удастся убедить его обратиться за помощью к брату императора - великому князю Константину Николаевичу. Великий князь, как сейчас говорят, благоволит Путилову, то есть испытывает к нему большую симпатию и расположение. Уж он-то способен решить эту проблему быстро.
Ну и опять прода
Всё время первой недели нового года у нашей тесной компании прошло в продолжении развлекалова (после обеда и я к этой беспечной вакханалии подключался). Плюс к этому мы начали подготовку к первому совместному балу. Ну или к балам - тут уж как дело пойдёт. Ах... "Балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки". Господи, сколько восторженных эмоций они вызывают у дам (сужу по клану Ростовцевых) и сколько негатива у меня! Клянусь, была бы возможность от них откреститься, я б ни на минуту не задумался. Все современные танцы, за исключением вальса, мне не нравятся, слишком сильно отличаются они от того, к чему я привык.
Ещё в Красноярске задолбало их разучивать. Полька трамблан, мазурка, галоп, кадриль французская, кадриль лансье. Всякие бальные па (не путать с балетными!): шассе, шассе круазе, батман, жете, па галопа, а также разнообразные выходы, проходы и прочее, прочее, прочее приелись мне за время учёбы хуже горькой редьки. Но... нельзя сейчас дворянину не уметь танцевать. Вот нельзя, и всё тут! Ну... если, конечно, дворянин не хочет стать посмешищем для общества. Я не хотел. Так что скрипя зубами пересиливал своё нежелание и учился, учился и ещё раз учился, говоря себе при этом как один герой в хорошем старом фильме: "Надо Федя. Надо".
Почти с самого переезда в Красноярск Софа наняла нам с сестрёнкой учителя танцев, и раз в неделю три часа он пичкал нас своими премудростями. Постепенно процесс наладился, всё же неуклюжестью мы с Машулей не страдаем. Первое время сестрёнка меня даже опережала, а потом посмотрел я как-то однажды на свои мучения со стороны и оторопел: ёлы-палы, это ж как в поединке отрабатывать связки передвижений, просто нужно психологически настроиться. И вот дальше проблем уже не было. Завзятым танцором я, естественно, стать не успел, но в красноярском дворянском собрании отплясывал перед отъездом, уже не чувствуя скованности.
Хуже дело с танцами обстоит у Светланы (Софья Марковна взялась за её обучение, когда узнала о сватовстве Вяземского), как-то тяжело ей всё даётся, но девчонка старается. Она вообще упорная и если за что-то берётся, то изучает досконально, перед трудностями не отступает. Да и бойцовые качества руководителя у неё имеются, за что мы с Софой и выбрали её в старшие косметологи. В салоне она со всеми ладит, но и спуску никому не даёт. Тут, скорее всего, сказалось её детство: у них в семье восемь детей, и она самая старшая. В таких условиях поневоле станешь начальником, следя за малышнёй и разбирая их конфликты.
Ой, да ладно бы дело ограничивалось одними танцами, но, к сожалению, танцы на балу - это ещё не всё. Бал, особенно столичный, включает в себя целый комплекс всяких условностей, которые дворяне усваивают с детства, а нам с Машулей и тем более Светлане приходилось их заучивать с нуля, сразу вникая во все мелочи. Блин, сплошная потеря времени и засорение мозгов! Но... "Надо Федя. Надо". Коль хочется общаться с современной аристократией без стеснения, то будь добр, принимай их правила.
Костюм подчёркивает социальный статус человека и сообщает посвящённым о его вкусе. Стало быть, одевайся согласно принятым нормам: чёрная фрачная пара, белый жилет и белый галстук (на балы в столице в другом виде тебя и не пустят). По костюму судят о достатке человека, о его положении в обществе, о звании или о чине, и поэтому порядок в костюме, чистота его особенно важны в создании первоначального впечатления. Фасон же остаётся на ваше усмотрение, но лучше сшить фрак по последней моде - это покажет, что вы за ней следите. Не нужно выделяться из общей среды излишней оригинальностью. Перстни с дорогими брилиантами, массивные цепочки для часов, вышивка на сорочках, вычурные жилеты и галстуки на балах в столице не приветствуются. Ими вы лишь покажете незнание вами хорошего тона.
Перчатки - особый случай, без них дворянину и в обычной-то жизни нельзя обходиться, чего уж тут про балы говорить. Полагаю, постоянное ношение перчаток для данного времени напрямую связано с частыми эпидемиями заразных болезней - дополнительная защита рук хоть как-то предохраняет от контактов с заразой. Даже на балах их снимают только во время ужина или игры в карты. Мужчины, одетые в гражданское, надевают на бал белые лайковые перчатки, мужчины в форме - замшевые, дамы - белые шёлковые или лайковые. Лакеи и официанты носят нитяные. Так как перчатки используются часто, то и нужно их много. Ростовцев говорит, он в год до шестидесяти пар разнообразных перчаток приобретает, а некоторые, по его словам, бывает, и более трёхсот покупают.
У дам свои сложности. Современные бальные платья, по моему мнению, просто жуть. Там столько всего наверчено, у-у-у! Начнём с того, что платьев как бы два: верхнее и нижнее, у каждого свой фасон и своя ткань. Верхнее должно слегка просвечивая показывать нижнее. На обоих куча оборочек и складочек, и все они должны быть отглажены. Верхнее платье на бал украшается бантиками, ленточками и цветами (и живыми, и искусственными), причём не абы как, а по определённой методе. Да-да... цветок или бантик, приколотый не в том месте, может разрушить репутацию, а то и всю будущность девушки, впервые пришедшей на бал. Какой-нибудь козёл ляпнет что-нибудь типа "elle a l'air bourgeois" (у неё вид мещанки (фр.) - и всё, в приличные дома ей путь уже заказан.
Кроме этого, от поведения девушки на балу зависит не только её репутация, но также и репутация её близких. А это вам не хухры-мухры, репутация нынче дорогого стоит. Поэтому, кстати, Вера Николаевна, мамуля графа, очень серьёзно подошла к обучению нас манерам. Софу, меня, Машулю, а заодно с нами и Светулю весь клан Ростовцевых взялся довести до "приемлемого уровня" (по выражению Веры Николаевны). Ой не знаю, до какого уровня мы, в конце концов, дойдём, но вот до белого каления я уже дошёл.
- Александр, повторите Светлане, как надо есть рыбу, если к ней не поданы серебряные ножи.
- Резать обычным ножом - верх неприличия, лучше взять в левую руку корочку хлеба, а в правую вилку и разделять рыбу по слоям.
- Правильно. И помните: выходя из-за стола, не кладите салфетку на стол, положите её на спинку стула. Если она случайно упадёт, ни в коем случае не поднимайте - это дело прислуги. Ну а теперь, Мария, позовите тапёра*.
* тапёр (фр. tapeur от taper, буквально - хлопать, стучать) - во второй половине XIX - начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах и балах.
И снова танцы. Ох, мама мия!
Отредактировано Kot leo (18-03-2019 19:08:25)