. Глава 21
Так уж получилось, что на первый настоящий взрослый бал из нашей красноярской команды поехал я один, но, естественно, в сопровождении клана Ростовцевых. А всё потому, что Машке о танцах со взрослыми ещё рано думать, а Софа со Светланой у нас по сословию пока мещанки, и на истинно дворянский бал до свадьбы им вход закрыт. В их распоряжении остаются только общественные балы и балы-маскарады, на которых может присутствовать любая прилично одетая дама, причём бесплатно, платят за вход лишь мужчины.
Бал, на который я попал, давала вдовствующая княгиня Разумова. Женщина под шестьдесят, но с волевым характером, под стать характеру мамули графа Ростовцева. Они, кстати, подруги, и, как понимаю, именно поэтому я получил приглашение на бал, да ещё всего за день до его начала (меж тем как приглашать гостей на частные светские мероприятия следует за неделю, а то и две, чтобы люди успели подготовиться). Полагаю, княгиня посмотрела на меня у Ростовцевых на детских танцулях (я там ей даже представлен был) и решила поддержать начинания своей подруги по выводу в свет моей персоны.
Мандражировал ли я? Ну-у... да. Чего уж скрывать, трясло немного. Но настрой был боевой: я и потанцевать хотел, и с людьми поговорить, может, новые знакомства заведу. А почему нет? Балы для этого и проводят. Они для многих дам и кавалеров являются единственным местом, где те могут свободно пообщаться наедине. Дворянское сообщество, можно сказать, варится на балах в собственном соку. Хм... дурацкое, конечно, сравнение, но другое из-за нервяка в голову что-то не приходит.
В первую очередь, как нынче принято, мы выказали почтение хозяйке дома. Нас радушно поприветствовали, а меня ещё и кое-кому из присутствующих дам представили. И как мне показалось, с определённым умыслом - больно уж заинтересованно меня осматривали. Ох, ядрён батон, а не мамашки ли это девиц на выданье? Молодым девушкам сейчас по этикету не комильфо принимать приглашение на танец от незнакомого мужчины, но если дамочки, уже представленные мне, станут по ходу бала ненавязчиво знакомить меня со своими дочками, то приличия будут соблюдены. Выбирай, Саша, любую и "танцуй даму". Там, глядишь, и до свадьбы дело дойдёт.
Правда, согласно современным правилам, кавалер должен сначала пригласить на танцы хозяйку дома, далее всех её родственниц, и уж потом других дам. Но сегодня не тот случай: хозяйка давно не танцует, и молодых родственниц у неё тут нет. Так что в выборе партнёрш я, пожалуй, не ограничен. Между прочим, современные дамы уже с двадцати шести-двадцати восеми лет начинают переходить в разряд "не танцующих" (мужчины примерно с тридцати пяти). Они, естественно, ещё могут "тряхнуть стариной" и покружиться в вальсе или попрыгать в мазурке, а также обязательно поучаствуют в полонезе (который, на мой взгляд, и танцем-то не является), но в основном и господа, и дамы после прихода "столь почтенного" возраста только смотрят на то, как танцуют другие, - контролируют процесс, следят за соблюдением приличий.
Что интересно, Софью Марковну учили танцам по большей части именно с целью привить ей правильный взгляд на происходящее в зале, чтобы она могла отслеживать возникающие недоразумения и понимать, кто чего стоит.
Дворец княгини меня впечатлил. Ну прям волшебный замок какой-то! Везде пышная иллюминация, свечей и газовых ламп горит несметное количество, десятки лакеев, облачённых в золочёные ливреи, замерли каменными статУями на ступенях всех лестниц. А в бальном зале уже несколько сотен гостей собрались. Сверкают бриллианты, сияет золото эполет и мундиров. Сам зал огромен и занимает центральную часть здания, а по сторонам от него расположились великолепно сервированные гостиные, буфетные, столовые, и явств разнообразных там у-у-у... море. Чувствую, и потанцую я, и поем этой ночью знатно.
Блин, как подумаю, сколько средств надо выложить, чтобы обеспечить такое великолепие, мне аж дурно делается. Это ж сумасшедшие деньги! Завод Путилова, наверно, меньше стоит. Тысячи свечей и ламп, большой оркестр, обслуга, питание на несколько сот человек, причём все блюда, как говорят Ростовцевы, чуть ли не произведения искусства. А гости, заметьте, ни за что не платят. Ой, мама! А если представить количество похожих сабантуйчиков, что проходит в империи за год, то вообще с ума сойти можно. Миллионы по ветру летят!
Эх... вбухать бы эти деньжищи в промышленность и сельское хозяйство России, и уверен, страна уже лет через десять мировым лидером стала бы. Но куда там! Лучше танцевать и веселиться, чем заводы отстраивать. И ведь что интересно, некоторые, понимая, что разоряются, балы устраивать не перестают. Урон престижу! Как там у классика написано: "Давал три бала ежегодно и промотался наконец"*. А потом эти люди засыпают императора прошениями: "Не дайте угаснуть древнему роду, помогите материально", и ,что хреново, казна их спасает.
Не-е... от меня дворянское общество балов не дождётся. Нет уж! Я и в старости останусь скромным, может быть даже скаредным... мультимиллиардером.
* Пушкин А.С. "Евгений Онегин".
Мои подозрения по поводу мам с дочками на выданье быстро оправдались - танцы ещё не успели начаться, а мне уже троих девиц представили. Ну... девушки, конечно, не фонтан, но надо же с кого-то начинать. И с партнёршами на полонез, мазурку и кадриль первого тура я тут же определился. Потом увидел пятнадцатилетнюю девчонку, с которой на детском балу танцевал, и пошёл поприветствовать. Оказалось, это её первый выход в свет. Я решил поддержать, можно сказать, соратника-дебютанта и пригласил её на вальс, он хоть и идёт вторым танцем, но у меня всё ещё оставался свободным. Судя по засиявшим глазам, приглашение было принято с большой радостью.
Ох, не завидую я молодым девушкам этого времени! Трудно им нынче произвести впечатление на кавалеров, слишком много строгих "но" предписывает этикет. Ярко одеваться, в отличие от замужних дам, нельзя. Скромные платья светлых тонов - вот и весь выбор (замужние могут носить любые). Скромная прическа, скромные украшения. Нельзя чрезмерно кокетничать, нельзя демонстрировать откровенный интерес к кому бы то ни было, нельзя первой заговаривать, нельзя много болтать, но и НЕ болтать тоже нельзя. Нельзя-нельзя-нельзя! Девушкам остаётся лишь один крючок, на который можно подцепить кавалеров, - красота и очарование. А когда их нет, то...
Сами собой в памяти всплыли строчки стихов Фёдора Алексеевича Кони, прочтённые недавно.
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
Но вот наконец и танцы. Ах, этот полонез! Изучая его в небольшой компании, трудно понять всю торжественность "прогулки с девушкой за ручку", а вот когда несколько сотен человек выстраиваются парами в колонну и такой извивающейся вереницей шествуют под музыку по бальному залу и по соседствующим с ним гостиным, то ты волей-неволей начинаешь осознавать сакральный смысл этого древнего танца. Главная его задача - объединение собравшихся в единый коллектив, чтоб господа и дамы прониклись общностью праздника.
За полонезом после пятиминутного перерыва шёл вальс, на мой взгляд самый страстный танец из тех, что мне пришлось изучать в этом мире. И да, мне он очень нравится. Сейчас его танцуют не на три такта, как в будущем (раз-два-три, раз-два-три), а на два, и в данное время он более стремителен, более безумен, более волнующ. Это в основном молодежный танец, и воспринимается он молодёжью как альтернатива старым классическим. Все хотят протанцевать его с тем, кто больше всего понравился.
Следующей шла мазурка, и она считается кульминацией бала, его центральной интригой. Это самый веселый, непринужденный танец, включающий множество шутливых вариаций, предполагающий многочисленные мужские танцевальные соло, смену стилей и импровизацию. Этот танец требует серьёзной хореографической подготовки, и я его не очень люблю. Всё же, несмотря на тренинг Ростовцевых, мне пока не удалось достичь тех высот, до которых поднялись завсегдатаи столичных балов.
В мазурке, как в балете, надо подпрыгивать и бить ногой о ногу или разворачиваться в прыжке. Брать даму "на грудь", то есть поднимать над собой, сгибая одну ногу и стоя на второй. И хорошо ещё сейчас мазурка стала спокойней: говорят, лет тридцать назад особо экспрессивные кавалеры, беря даму "на грудь", били себя пяткой по заднице. Ну... разумеется, если приходили на бал без шпор.
Кадриль прошла уже не столь бурно - народ притомился. А по окончании первого тура наступил длительный перерыв в танцах: необходимо было проветрить зал, и общество потянулось в гостиные и буфеты. Кое-кто из кавалеров сразу ринулся угощать дам, кто-то преподносил им цветы, но я этим заморачиваться не стал и просто пошёл в буфет - очень хотелось пить.
Большой бал, а именно на такой я сегодня попал, состоит из пяти туров, или, как ещё говорят, отделений, в каждом из которых по четыре танца. Между танцами небольшие промежутки для отдыха, между отделениями большие, после третьего отделения ужин. Хотя какой это ужин для нормального человека, скорее уж ранний завтрак. Ведь сытно покормят нас в шестом часу утра - бал начался в двенадцать ночи и закончится в семь часов.
Промочив горло в буфете и подсластив жизнь мороженым, я быстро нашёл себе партнёрш на следующий тур. Не так всё страшно оказалось, как в мыслях представлялось. Опять дежурные разговоры с девицами - и в танцах, и между ними. Парочку блеснувших умом я даже в буфет сводил, с ними было приятно пообщаться. К третьему туру мой пыл заметно угас. На вальс я ещё пригласил девушку, а вот на оставшееся время до ужина решил взять тайм-аут. Отдохну, а заодно и на танцующих посмотрю.
Встал скромненько у одной из колонн и стал наблюдать. Сейчас хороший тон требует, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, особенно холостые. Как мне объясняли, если в танцевальном зале холостой мужчина сидит, то общество за кавалера его уже не принимает. И беседовать мужчины должны стоя, в том числе и с сидящими дамами.
Немного понаблюдал, и опять вспомнилась строчка стихов известного поэта. Я даже произнёс её вслух:
- Толпа мазуркой занята. Кругом и шум, и теснота.
- Любите Пушкина?
Незаметно подошедший молодой офицер встал рядом и с лёгкой улыбкой меня рассматривал. Блин, длинный-то какой! Моя макушка ему еле до плеча достаёт. Он над всей толпой чуть ли не на голову возвышается. Не дожидаясь моего ответа, офицер продолжил:
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня…
- Прекрасные стихи! Но если уж говорить о балах, то мне нравятся другие:
О, эти петербургские балы!
Очарованье блеска светской пыли,
Где тонкий стан и кудри Натали
Безудержно мужчин в себя влюбили.*
*стихи Эмилии Нечаевой
- Что-то я не припомню у Пушкина таких стихов.
- Это стихи моего папА.
Ха... реклама - наше всё! Никогда не поздно поднимать рейтинг старшего Патрушева. Очень хочется заработать на как бы "его" стихах.
- Вот как! А весь стих вы не могли бы прочесть?
Ой, да что мне, жалко, что ли? Взял и прочёл. Потом ещё один стих, потом ещё. А после наконец вспомнил о приличиях, вдалбливаемых мне Ростовцевыми.
- Простите, за красотой поэзии я забыл об учтивости. Разрешите представиться - Александр Владимирович Патрушев.
- Не стоит извинений. Я первый с вами заговорил, первый и должен был представиться.
Он щёлкнул каблуками и повторил при этом мой лёгкий кивок.
- Великий Князь Николай Константинович.
Отредактировано Kot leo (20-06-2019 11:29:42)