Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Социальные модели при миротворчестве


Социальные модели при миротворчестве

Сообщений 251 страница 260 из 325

251

Поручик написал(а):

Уважаемый Прибылов, самый яркий пример- Польша.
Множество пассионариев, но их слишком много.
Рокош.

Рокош не из-за пассионариев происходит, а из-за феодальной "демократии" - король первый среди равных, ага. И рокош явление отнюдь не только польское.

+1

252

Прибылов написал(а):

Рокош не из-за пассионариев происходит, а из-за феодальной "демократии" - король первый среди равных, ага. И рокош явление отнюдь не только польское.

Уважаемый Прибылов, а вот это- интересный вопрос для рассмотрения истории.
Условно говоря, пассионарий- это волк-под"ярок, претендующий на место Акелы.
Прикольно, но "Маугли" можно рассматривать, как политический памфлет 30-40-х в СССР, где Маугли- Сталин.

0

253

Поручик, точно с таким же успехом можно рассматривать как пародию на СССР стихи Маршака про Тараканище, ага. Просто, и Киплинг и Маршак были родствениками Ванги, да.

Простите за сарказм, но это тоже сова натянутая на глобус. Примерно как теория пассионарности: в определенном возрасте определенный процент мужчин (вне зависимости от расы, нации и культуры) проходит стадию "полка подярка". И путать это с историческим процессом не рекомендую. В отличие от другого факта: влияния раннего политического взросления в определенные эпохи и определенных местах, когда 15-летние становились полководцами, царями и т.д.

0

254

Следующим в порядке рассмотрения - Понтийское царство. Много говорить не буду (тем более, что в сети не трудно найти интересные и весьма развернутые описания политической истории, экономики и военного дела этого царства в период его наивысшего расцвета), оговорю самое главное, о чем успел уже упомянуть ранее - Понтийское царство является одним из примеров того, во что могло развиться персидское государство без Македонского погрома. Дело в том, что сформировано оно было при главенстве иранской знати над греческими городами-колониями, при том, что греческий элемент этой самой иранской верхушкой был воспринят как жизненно необходимый, а потому достойный высокого положения, уважения. В результате сложилось земноводное государство с сильно различным региональным производством (побережье/нагорье), но дополняющим друг друга в государственной системе разделения труда (опять же основа отнюдь не рабовладение!). Административный аппарат был калькирован с персидского (и в этом был похож на селевкидский) и хорошо приспособлен для управления многоэтничным (греки, иранцы, фракийцы, анатолицы...) обществом. Итог - широкие союзные отношения с соседями, очень эффективное взаимодействие, позволившее долгое время доминировать на всем бассейне Черного Моря, включая его северную часть. Более того, в период наивысшего расцвета греки посчитали это полуварварское государство вполне достойным для равного и партнерского отношения.
Транспортная система - море (за которое отвечала греческая часть социума) и в большинстве "вертикальные" сухопутные связи, которые при запараллеливании с морем резко проигрывали по пропускной способности и скорости. Обращаю на это особое внимание по той причине, что скоро, при рассмотрении греческих государств Малой Азии, это будет одним из направлений при сравнении.

Отредактировано Прибылов (14-01-2018 19:40:26)

0

255

Галаты (а так же фракийцы, анатолицы и другие). Если честно, иных слов, кроме матерных подобрать сложно. Ибо если в тот котел, который там уже варился, добавить еще и кельтов, то описать результат нормальным разговорным языком вряд ли получится. Жили не богато (как и все горцы), любили ходить в гости, вваливали соседям с их фалангами и конницей, получали сами. Пользовались популярностью как наемники у всех соседей и даже не соседей (по всему восточному средиземноморью отметились).

0

256

По некоторому размышлению решил выделить Вифинию в отдельный субъект. Это не значит, что написано про нее будет много, нет. Просто, она отличается и от Пергама с Понтом (как эллинистических малоазийских монархий), так и от собственно греческих полисов побережья.
Как и Понт, Вифиния смогла уцелеть во время Македонского похода, но позднее попала под власть Лисимаха (македонского же царя), тем не менее сохранив свое внутреннее устройство. При этом сильнее пострадали именно греческие полисы, входившие в царство, что и привело с одной стороны к подчиненному положению греческого элемента, а с другой стороны сопровождалось копированием греческих же технологий во всей полноте (так уж получается, что при копировании технологии пушек, заимствуется покрой платья и социальные институты), исключая полисную государственность. Получилась фракийская (с примесью анатолийской, кельтской и собственно греческой) физиономия (властные институты и традиции) ряженная в греческие одежды (военные поселения, финансы, армия, флот, культура). Чем и отличались от понтийцев с боспорцами, которые здорово обиранились.
По итогу не имея персидской имперской закалки больших успехов Вифиния на политической арене достигла пожалуй только при участии Ганнибала (последнее его пристанище перед окончательной выдачей римлянам), когда умудрилась вломить конкурентам из Пергама не только на суше, но и на море (под руководством того же Ганнибала, в морском деле до того не блиставшего). Отметилась Вифиния и строительством городов, причем часть из них изначально были НЕ греческими (как минимум один полноценный) и статусом полисов не обладали. Вообще, видимо из-за претензий на один ресурс - эллинскость -, города и царь (местной динасии, да) постоянно находились в сильном противоречии.
Пожалуй по Вифинии все.

Ах, да! Вспомнил еще одну интересную особенность характеризующую восточный эллинизм. "Полигамность"!
В кавычки беру этот термин по одной причине - полигамия была присуща отнюдь не только азиатам. Однако, в самой Греции с женским бесправием именно статус законной жены, обеспечивал женщину в институте брака (а дионисийские оргии снимали психофизиологические стрессы, да). Все побочные женщины в постели мужа чаще всего были наложницами рабского статуса. И дети их были весьма ограничены в правах. И хотя, разнообразие законов все же не делало вышеописанную ситуацию единственно возможной (см. личную жизнь Перикла и приключения его детей и внуков), и в самой Греции все же существовала прослойка свободных сожительниц (опять же вспомним гетер, которые периодически становились наложницами), из-за дефицита женщин такая “полигамия” была развлечением очень малой части нобилитета и не получила распространения даже в царских семьях, и часто жестко осуждалась.
В Азии же ситуация отличалась и весьма. Здесь женщина имела имущественные и наследственные права, что обеспечивало ее даже при наличии конкурентки в постели. Появилась возможность брать вторую полноценную жену, чем и пользовались некоторые диадохи.

Вот жеж... По ассоциации выскочила еще одна особенность. Персы практиковали браки с сестрами, что не ведет к вырождению при отсутствии генетических дефектов, но наоборот к закреплению здоровой генетики. Ряд эллинистических династий эту практику подхватил. Те же Птолемеи. Женились на сестрах и некоторые цари вифинской династии.

Отредактировано Прибылов (16-01-2018 12:29:10)

+1

257

Собственно, осталось прописать Пергам и приступить к выводам. Вот.

0

258

Чтитаю про Понт, понтийских греков и мысля такая: "Понты - наше всё!"  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif    http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif    http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif

0

259

В каком-то смысле оно так. Для меня все более вероятным представляется, что способность византийцев эффективно взаимодействовать с кучей этносов есть результат описываемых мной сейчас подходов к "имперской штанге". А мы позднее заимствовали эту способность, как варварская окраина Византии (хотя не только у византийцев заимствовали, да). А вот у римлян такого не получилось. И большинство западных империй шли по пути хищнического Райха...

0

260

В Польше скорее не пассионарии, а какая то патологическая неспособность к социальному коллективному поведению, а пассионарии то как раз сильны умением объединятся и действовать во имя единой цели, чего в Польше мы и не видим.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Социальные модели при миротворчестве