Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Стихия стихов

Сообщений 251 страница 260 из 277

251

Жива она еще жива,
и не увяла, не засохла,
и твоего лишь ждет пера
Ответь же, ты, поэт хороший!

Ой, шо щас Барон отве-етит!...  http://read.amahrov.ru/smile/girl_laugh.gif

Отредактировано Cherdak13 (17-12-2012 22:56:42)

0

252

Барон фон Тар написал(а):

тема еще жива?

Не дождетесь.

0

253

Угум-с... Ника, я там стишок накропала, глянь, кажется, последняя строчка вышла "наперекосяк"!

0

254

Cherdak13 написал(а):

кажется, последняя строчка вышла "наперекосяк"!

Ага. Явный перекос. Надо хотя бы в рифму к слову "засохла" попасть.

0

255

Мрак! Что-то рифма к "засохла" не подбирается никак...  http://read.amahrov.ru/smile/JC_thinking.gif 
*чешет озадаченно тыковку*
Ответь, чтоб рифма не подохла...   http://read.amahrov.ru/smile/rofl.gif  как-то не вяжется?

+1

256

Жива она еще жива,
и не увяла, не засохнет,
и твоего лишь ждет пера...
Ответь же, гад, или подохни!!!
  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif

+1

257

Гм... даже не знаю, как это назвать. Просто появилось.

Господи, иже еси... Иже еси как мы,
Слов твоих да прибудет свет, но тусклы те фонари.
Господи, еже твои дары нам подадут как хлеб,
Спину не гнувшим – иди, бери... Будет ли сладок обед?

Солью посыпав, а не слизнув кровью с разбитых губ,
Будем ли мы держать под огнем волею сердца круг?
Если на имя твое в бою радеет смертельный враг,
Готовы ли мы повторить за ним, что вера в тебя наш стяг?

Господи, иже еси… ты есть. Ежели нет тебя,
Будут ли дети твои расти без веры и без меча?
Там, где дороги ведут за край, но есть ли края у души?
Прости, но, Господи, этот рай сначала в себе сотвори.

+1

258

Если однажды мы сможем,
Если однажды поверим,
Если ...
Пусть даже трижды
Трижды сойдутся метели
Над крышею нашего дома
От Мурманска и до Дона.

Если однажды мы встанем,
Если поднимем главы,
Если...
Мы станем правы
В этой земной круговерти
В шаге седьмом от смерти.

Если однажды увидим,
Если глаза откроем,
Если…
Поднимем вии
Разлепим клейменые баксом
Веки и станем братством.

Но надо ли так стремиться?
И лезть с колеи наружу
Если…
Кто падает сверху
Нас погребает умело –
Давай же, радуйся тело!

Если… хотя мы сами,
Хотели в грошовом мире
Жить…
А если не станем
Если мы все же встанем?
Если мы все же увидим?
Если мы все же поверим?
То может быть все же
                              сможем?

Отредактировано Ника (15-01-2013 00:25:32)

+3

259

Такая вот рецензия получилась.

Люблю картины Сальвадора Дали. За стихийность и за антропоцентризм, которые не столько противостоят друг другу, сколько дополняют друг друга, а если и противостоят, то от их столкновения рождается что-то новое. За то, что сквозь даже самые мрачные и фантасмагорические образы проглядывает человечность (не хочется говорить «гуманизм», хочется именно о человечности). За цветовую гамму, как нельзя лучше отображающую взгляд на мир как на совокупность стихий. За парадоксальность, наконец, - а я не устаю повторять, что без парадоксов нельзя отобразить реальность во всем ее богатстве, без них она двухмерна.
Вот и название поэтического раздела Ники – «Стихия стихов» – много большее, нежели привычная игра слов. Это самая суть не только произведений, но и творческого метода автора. По мере чтения я все время чувствовала, что должно найтись емкое определение, подходящее ко всем без исключения стихотворениям раздела. И наконец, нашла: если бы Дали писал не картины, а стихи, родилось бы нечто подобное.
К слову, при чтении хороших стихов всегда возникают цветовые ассоциации. И палитра Ники совпадает с палитрой Дали – огненно-красный, огненно-желтый, все оттенки коричневого, графитно-серый. Стихия в красках. И в словах.
Не могу не начать с темы, которая всегда отзывается по-особому: война и человек. Не просто человек на войне, человек внутри войны, а своего рода диалог человека и войны, возникающий тогда, когда человек не растворяется в событии, а пропускает его сквозь себя – сквозь разум, сквозь чувства. Для того, чтобы так написать, надо срастись с темой. Или родиться, уже неся ее в себе. Знакома с обоими феноменами. Не осмелюсь предполагать, как это произошло у автора, но в том, что произошло, не сомневаюсь ничуть. Иначе бы откуда взялось это:

Наполовину поредевший взвод...
И жизнь моя течет – наполовину.
Не жить, а знать, что я б вот так не смог -
Но я остыну. Я внутри остыну.

И вот это:

Но друг опять захоронил меня
Под старою солдатскою звездою.

И:

А мы встаем, хоть мы давно убиты...
По сути дела вся поэзия – это рассказ о том, как человек выстраивает отношения с внешним и внутренним миром. У Ники даже погружение во внутренний мир героев – это поиск путей приобщения человека к миру внешнему. Не уходить в себя, а двигаться вперед. Навстречу миру – и не абы какому, а тому, который наилучшим образом подходит для героев. Нет, не идеально благоустроенному, без проблем и печалей, а такому, который позволяет человеку раскрыть дремлющие в нем силы. Герои Ники – не иждивенцы судьбы, а ее сотоварищи, работающие с судьбой на равных. Ну, а те, кто плывет по течению, – однозначные антигерои. В четкости расстановки акцентов – все та же стихийность. Мягкость и расчетливая осторожность не есть признаки стихии. И снова позволю себе аналогию: даже на мрачных полотнах Сальвадора Дали присутствует солнечный свет. То же самое и в стихах, о которых я веду речь. Они светлые. Но это куда чаще – солнечный луч, разорвавший тучи, отблеск костра, свеча в ночи, нежели торжествующий свет погожего утра. И куда сильнее ассоциируется со стихией. Той самой, которая изначально несет в себе дуализм – она разрушает, но она же необходима для жизни. И это в поэзии Ники тоже воплощено в полной мере.
Тут самое время от сути творчества перейти к творческому методу.
Стихи Ники изобилуют параллелизмами, парадоксами.
Параллелизмы, как правило, лежат в основе композиции, позволяя образам резонировать.
Приведу только один из многих примеров – стихотворение о герое (часть первая), который на поверку оказывается – о, примета времени! – геймером (часть вторая).
А вот о парадоксах – подробнее, ибо без обширного цитирования тут не обойтись.
Под образами-парадоксами я подразумеваю такие, встречаясь с которыми хочется восхищенно воскликнуть :«Ну ничего себе! Это ж надо так УВИДЕТЬ!» Именно увидеть, а не додуматься, потому что просто придумать так – невозможно. Вроде, и образ не очевидный, а картинка идет, видится. И каждый такой образ говорит больше, нежели следует из сочетания слов.
У Ники таких образов великое множество, если не в каждом стихотворении, то в каждом втором уж точно.
Вот – из упомянутого стихотворения о герое-геймере:

Под приветственный рокот трибуны,
Прославляющий слабую плоть…

Из него же:

Выйдет в поле герой-ребенок,
А в груди умрет человек.

Как неожиданно – и как точно – сказано!
А вот вся суть героя (правильнее сказать, антигероя) в одной строчке: «Вы – это все!  Вы – ничто! Вы – нелепость!» Снова блестящий парадокс! Так и хочется графически изобразить: сначала резко вверх, потом так же резко вниз, потом полого вверх и параллельно горизонту. Это больше чем антитеза, ибо от глобальной антитезы «все / ничто» автор переходит на бытовой уровень. И еще неизвестно, что для психологического портрета антигероя страшнее: глобальное «ничто» или бытовое «нелепость».

Как часто мы, забыв о круговерти,
Что скупо отражает наши сны,
Напишем другу и запрем в конверте
Великий сон про море и цветы.

Вы привыкли, что сны отражают жизнь? Сны урбанистического человека и вправду – продолжение того марафона, в котором он участвует наяву. Но ведь сон – это еще и суверенная территория мечты и фантазий, а они так или иначе проникают  нашу жизнь и воздействуют на нее наилучшим образом.

Как иногда… проснувшись среди ночи
Сквозь лунный свет увидим мы вдали
Как нас зовут в дорогу чьи-то очи…
И мы уснем, подумав: «Фонари».

Квинтэссенция одиночества урбанистического человека. Живая стихия противопоставлена безусловно нужному, но прагматически-прозаическому творению рук человеческих. Те самые стихийность и антропоцентризм, знаки «плюс» и «минус» рядом с которыми появляются только в зависимости от ситуации… и от того, как видит ее человек.
И далее: «прогнившее лето» (сразу увиделось, до дрожи), «Обычных слов великие дела», «Солью посыпав, а не слизнув кровью с разбитых губ», «звоном разбитого бала», «Нас учат жить – мы играем», «Границы не ложатся под линейку», «Из ровных спин китайская стена» … Только некоторые из парадоксальных образов, только те, что запомнились лично мне, проассоциировавшись с чем-то личным.
А вот целое стихотворение, построенное на парадоксах:

Мой одинокий воин, знал ли ты
Как падают в ладони с неба звезды?
Как струны плачут тихо и серьезно,
Мой одинокий воин, знал ли ты?
Когда к рассвету небо станет ближе,
Когда твой крик никто нигде не слышит,
Когда в огне сгорает листопад.
И ты молчишь, как право, невпопад.

Мой непонятный воин, знал ли ты,
Как падают росой на землю маки,
Как вдруг стоишь и понимаешь знаки
Бессовестной обманщицы судьбы.
Прощаясь с небом, станешь ближе раю,
И я тебя неспешно забываю,
В твои глаза уже не заглянуть,
Мой милый воин, не пора ли в путь?

Тут парадоксально все, начиная с общего впечатления – при фэнтезийном антураже герой реалистичен. Причем не просто реалистично прописан, а есть ощущение, что он из нашей реальности, из обыденности. Самые светлые люди, на мой взгляд, – это те, кто сохраняет свой свет именно в обыденности.
И на уровне отдельных образов – та же парадоксальность: «Как струны плачут… серьезно» (плач за счет этого определения подается не как признак слезливой трагедии, а как погружение в себя, без негативизма), «Когда в огне сгорает листопад» (не листья, а именно листопад! Удивило, зацепило… и ощутилась глобальность происходящего), «Как падают росой на землю маки» (сильный и даже устрашающий образ, идет ассоциативный ряд: красная роса – кровь). И финал – неожиданный, корректирующий смысл ранее сказанного. «Неспешно забываю» – финал, развязка. «Не пора ли в путь?» – начало, завязка, обещание нового.
И еще одно, просто не могу отказать себе в удовольствии процитировать:

Стечкин в кобуру, в ножны ятаган –
Я давно не жду. Просто я упрям.
Водка не дает спиться до конца –
У моей звезды вырвана чека.

Грязно и светло в храме средь осин,
Небо под ногой превратилось в дым.
На скаку смахну голову с плеча,
Не молчи – кричи. Просто ты одна.

И в расколе век неба на глоток,
Пуля, не спеши – подожди чуток.
Вот взмахну крылом, и подстрелишь влет -
Я приму, как рай, твой кровавый лед.

Тот случай, когда образы эклектичны, принадлежат разным реальностям, перекрывают друг друга, потому что не успевают последовательно друг друга сменять, интонация напряженная (под интонацией я подразумеваю и сам по себе бурный поток образов, и формальную сторону, т.е. ритм), и даже неточные, фактически – условные, рифмы подчеркивают чрезвычайную взволнованность поэтической речи. И это все – шедевр. Разве что вдруг возникшие в последней строфе точные рифмы смущают: ведь чувства лирического героя, несмотря на наличие итога размышлений, не стали упорядоченнее. Ну а что касается моей любимой парадоксальности – здесь она вообще зашкаливает, каждая фраза и удивляет, и ложится на душу.
Для того, чтобы писать лаконичные, афористичные стихи (а их у Ники немало) автор должен уметь находить единственный образ, который лучше многих и многих покажет явление. Стихи-афоризмы – это своего рода прозрачный намек, понятный всем и каждому. И потому умение писать такого рода произведения, по моему давнему убеждению, – признак мастерства. Ну а уж если они разворачиваются в целый роман… Берем любое из стихотворений, состоящих из одной строфы, – и убеждаемся, что это так. Дисциплинированная мысль стихотворного афоризма так и норовит стихийно обратиться в большое произведение.
В том мастерстве, с каким автор создает ритмические рисунки, тоже присутствует стихийность: отказаться от традиционного одинакового количества стоп в рифмующихся строках – да запросто! И рядом с «классическими»» ритмическими рисунками появляются нестандартные, экспрессивные, усиливающие эффект обнаженного нерва.
Признаюсь, в некоторых стихах я (лично я, один из множества читателей) не приняла констатирующих фрагментов, но не могу не настаивать: декларативность, возвышаясь до трибунности, добавляет стихам силы звучания.
Непосредственнее всего стихийность проявляется в стихотворениях, которые я для себя называю стихотворениями-настроениями. Это слепки сиюминутного состояния вполне конкретного человека – и при этом они понятны каждому и в любой момент.

Еще не кончилась война.
Война с безликою судьбою -
Она стояла у окна,
А он гонялся за луною.

Еще не вытерт был стакан,
Воняла жутко лужа браги.
И на сиреневый туман
Рабочие одели краги.

Еще не кончилось нытье –
Мол, в этом мире все не ладно.
И разлетелось воронье
Из-под перины папы Карло.

Но вот растаскана печаль
На мародерские подкладки,
А дома тихо стынет чай –
И нет войны. И взятки гладки.

В данном случае правильнее говорить даже не о настроении, а о состоянии. Вдвойне здорово потому, что состояние (явно длительное) передано через «молниеносные», похожие на случайно подмеченное и случайно проассоциировавшееся, образы. Статика и динамика соединены. Более того – зафиксированы и сиюминутное, и очень типичное состояние (хотя люди редко могут выразить его словами). Стихийно! И – вернусь к тому лично для меня важному, с чего начинала, – при всем ощущении сумбура и неправильности бытия, герои несут свои внутренние переживания во внешний мир, гоняясь за луною… да чего уж там – просто стоя у окна. Многим нравятся стихи об одиночестве – ох уж это изысканное творческое одиночество, притча во языцех! А меня стихи Ники затронули, прежде всего, ощущением неодиночества, сопричастности. Стихийность и антропоцентризм – и именно со знаком «плюс».

+5

260

Нет, не сыграю я себя - 
Такую роль не потяну.
Сжигают душу холода
И ад в снегу.

А по утру капели звон -
В ушах набат
Да крики хриплые ворон
И боль как брат.

Играть себя – дурная роль,
Молчит статист.
И где улыбки, и где соль -
Потерян лист.

Как Станиславский говорил:
Не верю я.
В слова, что ты произносил,
В мои слова.

И глухо щелкает курок -
Добра здесь нет.
А мы играем между строк
Плохой сонет.

Не мне мои читать стихи –
В них нет огня,
Я говорю себе: Прости,
Такая жизнь не для тебя.

+5