Франческа написал(а):... Женщина на фото вообще выглядит странно.
Она ПРОСТОВОЛОСАЯ. Замужняя женщина - и ПРОСТОВОЛОСАЯ, без головного убора? Девочка или девица без головного убора- это еще куда ни шло, но вот замужняя женщина с ребенком, что вышла на люди в таком виде да ещё и фотографируется таким образом - это совсем нетипично и, скорее, даже провокационно...Казачка вышла в люди и фотографируется ВОТ В ЭТОМ?
Вы делаете поспешный вывод из неверно истолковываемого фотофакта.
Безусловно - на фото никак не "казачка", за неимением таковых в Нижегородской губернии (после 1991 года они тут самозародились как мыши в стогу, но это уже просто ряженые клоуны). Владельцы раритета, из семейного архива которых он был извлечен, - уроженцы, в нескольких поколениях, ныне Починковского р-на, а на момент фотофиксации - Лукояновского уезда, что на юге Нижегородской губернии. По этническому составу - великоруссы, перемешанные с мордвой, крещеной очень поздно, в конце XVIII в, да и то не факт. Села трактовые, жившие извозом и, во-многом, как бы сейчас сказали, бизнесом на проезжающих, поскольку именно через Лукояновский уезд шла дорога в Пензенскую и Тамбовскую губернии, на юг. Очень оживленная магистраль, в сочетании с черноземными землями... вывоз хлеба на север, в НН, также шел по этому тракту. Выходцы, короче, из крестьян, но отнюдь не "незаможных", по кубанской терминологии ... Сумма подушной подати по Лукояновскому уезду была самой большой из всех уездов Ниж.губернии, 1 десятина облагалась налогами в сумме 2 руб., что было ОЧЕНЬ высокой ставкой.
Допустим, что перед нами какая-то из представительниц этого рода, осевшая в НН, или, как вариант, живущая временно там на время работы Ярмарочного торга (летние месяцы). Например, работала при лавке в хлебных рядах. На фото - маленький ребенок, гужевой переезд на расстояние ок. 170-200 км. из дальнего уезда в Нижний, по тем временам, был серьезным испытанием и детей лишний раз старались ему не подвергать.
Головной убор ... если вы поищете в сети коллекции фото Карелина и Дмитриева, а их очень много сохранилось, нижегородские мещанки уже на рубеже ХХ века сплошь и рядом запечатлены простоволосые. При этом, на улице шляпка носилась, а вот при фотосьемке - совершенно необязательно. Да, женщины крестьянского сословия из села и древлеправославные - почти всегда в платке, везде, а уж татарки Сергачского уезда - только в платке или головном нац. уборе, без вариантов.
Самая загадка в фото - личность мужчины. Мы уже, с любезной помощью форумчан, выяснили примерно его чин - в районе "ефрейтора", со специализацией. Ок. Лампас, если это не игра светотени, реально очень широк, но у драгун они такими и были, как я понял из пояснений в обсуждениях на иных ресурсах. Кстати, холодное оружие на боку - это все-таки сабля или кавалерийский палаш? Возможно ли отличить их? Далее, мне никак не удается выяснить, квартировала ли в НН после 1900 г какая-либо кавалерийская часть. Существовал 17-ый Нижегородский драгунский полк, но он служил на Кавказе. Кроме того, погоны у них были номерные.
Если фото сделано в 1915-1917 гг., тогда вопрос наличия в Нижнем казака с внезапным семейством снимаются. В НН свозилось огромное кол-во раненых со всего Западного фронта, для лечебниц были отданы многие крупные здания, а под захоронения скончавшихся отведен огромный квартал на Петропавловском кладбище. Плюс к тому, в столпотворение добавлял свой вклад эвакуированный в 1915 г. персонал заводов, учреждений и вузов из Привисленских губерний ... например Нижегородский университет "в девичестве" назывался Варшавский Политехнический. Так что появление казака в это время в Нижнем - обычное дело. Вот только когда он успел жениться на местной?
Но хронология-то нам пока и неясна. Единственно, фото точно сделано после 1892 года, поскольку на обороте в числе прочих наградных медалей присутствует одна, с надписью на французском языке. В 1892 г. Максим Дмитриев принимал участие в Парижской международной фотографической выставке и был отмечен золотой медалью, что и дает нам привязку к начальной точке отсчета.