"В однобортном сейчас никто не воюет!"(с)
или о логике мундира...
Собственно, когда открыл эту тему (на мысль натолкнул "Гвардеец" уважаемого Dimsona), собирался высказаться об отношении Авторов к обмундированию попавших их волей армий в энергичные руки их ГГ...
Действительно, почему бы армию 1730-го
не переодеть в форму 1870-го ?
Аргумент простой: автору эта форма нравится. Мне она тоже нравится. То, что она просуществовала до 1917 г.,
затем была ненадолго реанимирована в 1955,
а потом всплыла и в Президентском полку,
объективно говорит о ее безусловных достоинствах.
Почему бы тогда эту форму не оценить Анне Иоановне, Миниху и Бирону?
Представьте на минуту, что к Вам приходит засланец из будущего и говорит, что гораздо красивее, логичнее и удобнее погоны пришивать на карман, а лампас на спину... он знает, что так будут носить через 200 лет.
Но Вы то этого не знаете! Ваши знания говорят Вам, что погон появился от крепления плечевого ремня, а лампас - от защитной кожаной полосы на шов шаровар степных всадников. Логично, что предложение засланца покажется Вам идиотским.
Как появился на мундире 1870 г. пластрон?
К началу XVIII в. все европейские армии, включая и российскую, уже униформированы и переодеты в соответствии с французской модой - в жюстокоры (которые у нас называют кафтанами) и камзолы. Кафтан-жюстокор - штука довольно объемная, в расстегнутом или полурасстегнутом состоянии (как его носили в большинстве случаев) под ремнями собирается в кашу и сидит не особенно ловко. Возникла мысль окультурить отвисающие борта кафтана и освободить грудь от лишних складок; второй ряд пуговиц позволял сделать это, отогнув борта наружу, и настегнув их петлями на пуговицы своего же борта.
Одновременно решалась и эстетическая задача - кафтан приобретал дополнительное украшение в виде цветных отворотов. Борт кафтана, отвернутый по всей высоте, плохо сочетается с подвернутыми полами, поэтому в основном ограничивались верхней частью, отгибая ее углом.
Постепенное изменение покроя привело к тому, что отворачивание бортов утратило практический смысл - кафтан/мундир стал более компактным, и акцент окончательно сместился в область украшений. Борт кафтана начинают выкраивать ступенькой, четко отделяя ту часть, которую предполагается отворачивать наружу. Расхристанный воин эпохи барокко постепенно уходит в прошлое.
Довольно долгое время мундир с лацканами носили и в открытом, и в закрытом состоянии; во второй половине XVIII в. появляется и расцветает идея крючков - поскольку при открытом лацкане все пуговицы заняты, мундир стягивается на груди крючками, ибо начинается мода на зауживание всего подряд.
Примерно к 1810-м годам свистопляска улеглась, и европейский мундир повсеместно принял законченный фрачный вид - с лацканом или без. При наличии лацкана, который сохранял по-прежнему свои конструктивные особенности ОТВОРОТА, мундир застегивался на крючки по всему борту - от горла до талии.
В конце 1840-х гг. армии Европы и Америки нчинают переходить от старого фрачного мундира к длиннополым сюртукам (frock coat, полукафтан). При этом сложившиеся традиции отдельных частей требовали, чтобы были сохранены их цветные лацканы. Покрой полукафтана и мундирные моды XIX в. не позволяли решить вопрос напрямую, выворачиванием бортов; выход был найден с изобретением фальшивого накладного лацкана - пластрона. Пластрон целиком повторял привычный силуэт и имитировал конструкцию настоящего лацкана - два ряда пуговичных петель по краям и центральный вертикальный шов, где раньше были крючки. Впоследствии центральный шов иногда и отсутствовал - пластрон можно было кроить из одного куска.
В России переход совершился в 1855 г.; части, до того имевшие лацканы, получили замену в виде пластрона для парадных вариантов формы.
Теперь, когда нам ясна логика появления на мундире пластрона, становится понятным, почему историки мундира взъелись на проект формы Юдашкина.
Им, бедным, не понять, почему на грудь однобортного мундира наглухо присобачен распиленный пополам цветной пластрон. Никаких исторических корней сей изыск не имеет, и является гольным выдрючиванием модельера...
А автор приведенной выше обложки С.Зверев, "Господа офицеры", Эксмо, 2009. судя по всему, насмотрелся Юдашкина - пуговица посредине совершенно лишняя...
(использованы материалы из ЖЖ Н. Зубкова.)