Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рецензионная палата


Рецензионная палата

Сообщений 251 страница 257 из 257

251

Отзыв на роман Елены Яворской и Александра Воронкова "Отыгрыш"

Не люблю книги про «попаданцев». Особенно про «попаданцев» на Великую Отечественную Войну . Слишком уж опошлили и охалтурили эту достойную и перспективную тему множество писателей, подвизавшихся в теме так называемой «патриотической фантастики» за последние несколько лет. Поэтому, честно сказать, открыв для себя в первый раз «Отыгрыш», не ожидала открыть для себя что-то новое. Ну попаданец. Очередной.  В страшный и кровавый 1941-й, прямо на оборону славного города Орел. И была в самом хорошем смысле сначала жестоко разочарована, потом очарована, а потом просто восхищена произведением. Очень уж нестандартное произведение написали Елена Яворская и Александр Воронков. По-хорошему нестандартное. Зацепила уже трагическая, так непохожая на остальные завязка романа  - как разворачивалась и проходила  оборона  Орла на самом деле, о героических боях на подступах к городу и пронзительный рассказ о судьбах трёх девушек-жительниц Орла,  каждая из которых не дождалась любимого, или близких, с фронтов самой кровавой в ХХ веке войны.  Этот рассказ простой, переданный самыми обычными словами, глубоко тронул за душу. Три подружки… Сразу же вспомнилась судьба прабабушки, которая осталась вдовой и поднимала четверых детей…  А сколько похожих историй было по всей стране в ту войну? Миллионы. Одна простая история, а в ней – судьба целого поколения…
Второе, что сразу же вдребезги разбило мое впечатление об «Отыгрыше», как о каноническом «попаданческом» романе – это фигура главного героя, Александра Годунова. Он живой. Не спецназовец, ломающий о колено танковые стволы и захватывающий в плен фон Брауна, Гудериана или Гитлера (нужное подчеркнуть), не всезнайка с ноутбуком, знающий наизусть план «Барбаросса» и записи из ЦАМО или немецких архивов. Простой отставной военный, ныне скромный учитель, холостяк, слегка неудачлив в жизни, и с коллегами общий язык не может найти. Такие, как он, живут в любом городке, возможно, даже в одном доме или на одной лестничной площадке с кем-то из читателей, которым, надеюсь, еще выпадет это счастье – прочесть «Отыгрыш» в первый раз от начала и до конца. Он живой человек – не картонный безликий персонаж,а прекрасно выписанная личность со своими недостатками и достоинствами.  И когда главный герой  непостижимым образом  и неожиданно для себя проваливается в 1941-й, он реагирует как любой из нас – теряется и сначала совершенно не понимает, что надо делать. А потом поступает как человек, родившийся в СССР, как военный, служивший своей стране: берет на себя тяжелую, непосильную во многом ношу, как отцы и деды наших современников – пытается организовать оборону города, задержать гитлеровских захватчиков… На час, на сутки, на несколько дней… Выгрызая драгоценные мгновения, минуты, часы… Мобилизуя и изыскивая все возможные резервы, и спасая людей, меняя их судьбы. Судьбы православного священника, когда-то артиллерийского офицера, и его семьи, врачей из областной больницы, раненых из госпиталя, простого парня Вани и лётчицы Марины…. А с ними и судьбу Великой войны и целой страны. Один человек,  оказавшись в нужное время в нужном месте, ценой неимоверных усилий, километров нервов и собственного здоровья он сделал всё, что мог и вот уже качнулись весы истории… Эта книга еще и о том, что на самом деле всё зависит от нас….
При всём при этом книга в плане обороны Орла совершенно не фантастична, в распоряжении Годунова лишь те ресурсы, которые были во фронтовом Орле на самом деле в реальной истории. И это придает особую цену подвигу самозваного командующего, принявшего на себя командование обороной города, солдат и офицеров РККА и простых горожан, которые чем могли, помогали в обороне родных деревень, городков и города Орла.  И показывает читателям, каким образом Люди выиграли ту войну. Каких сил и лишений им это стоило. В романе также рассказано то, о чем нынче как-то не принято говорить о героизме участвовавших в обороне города сотрудников НКВД. Да-да, те самые «кроваффые чекисты», они тоже сражались и умирали на фронтах Великой Войны. Наравне со всеми. Поэтому их подвиг не должен быть забыт.  Действие картины происходит в Орле и окрестностях, и место действия авторы прописывают очень подробно и живо. Читая, видишь сонные улочки Орла начала сороковых, чувствуешь дух истории в старинных Кромах, видишь небольшую деревеньку, с ее не желающими бросать нажитое хозяйство жителями… История обороны Орла и та, какой она была  в реальной истории, и изменившаяся, воспроизведена скорпулезно и тщательно, а с  ней перплелась и история всей страны…
И третье, что меня очаровало в «Отыгрыше»: авторы со знанием дела и очень правдоподобно описывают практически каждого персонажа своего произведения. Там нет проходных эпизодов и эпизодических персонажей, они все запоминаются, врезаются в память. И маленькая девочка, испачкавшая платье кровью, когда немцы вошли в город, и подросток Степа, которого судьба ненароком свела с Годуновым, да так, что эту встречу он запомнил навсегда, и потом пронес  с собой через всю свою жизнь, и завхоз из отделения НКВД, горячо переживавший из-за корма для вверенной ему лошадки, и женщины и дети, вынужденные эвакуироваться из родных домов куда-то туда, в страшную неизвестность, и военные, исполняющие свой долг перед Родиной, и даже легендарный командарм Будённый – все выписаны так живо, что их воспринимаешь, как живых людей. И жизнь, и смерть в «Отыгрыше» не картонны и поэтому цепляют за душу. Иногда на книжных страницах кровь льется реками и океанами, и совершенно не трогают душу. А вот старика, присевшего на скамейку перед самой эвакуацией в любимом саду, и там и умершего, и последний бой БеПо «Красный Орел» я буду помнить очень-очень долго…  Книжная смерть, да. Не совсем настоящая. Но от этого – не менее трагичная. 
Отдельно стоит остановиться на образах противников-немцев. Ведь и книга начинается с письма немецкого солдата и в дальнейшем несколько фрагментов даётся именно глазами фашистов. В «Отыгрыше» фашисты отнюдь не бездушные твари, пришедшие на СССР во имя воплощения идей бесноватого фюрера. Душа у них есть… Только нечеловеческая, как и разум.  Они, может и были когда-то людьми, но стали нелюдью. Потому что фашизм играет на примитивных чувствах человека и превращает его  из человека в зверя. Персонажей, и положительных, и отрицательных, воспринимаешь остро, и при этом от книги невозможно оторваться, она держит, не отпускает и не забывается. И Годунов здесь отнюдь не привычный попаданец. Казалось бы, уже в финале произведения, что называется, «по его душу» приезжает командарм Буденный. Еще немного – и близко встреча с Вождем, промежуточный патрон и торжественное водружение командирской башенки на Т-34… Но нет. Вместо этого – бой на окраине Орла. Кровавый, за каждую пядь земли, до последней гранаты и патрона – и вот уже Годунов падает в окоп, чтобы быть спасенным местной крестьянкой, и потом продолжить сражение уже как командир партизанского отряда. А  имя майора Годунова, командующего обороной Орла, ушло в историю и в золото мемориальной плиты, установленной в честь героев.  Ведь за судьбами персонажей изменилась и судьба страны. Уже в финале произведения авторы, чтобы показать, каким образом решения, которые принял Годунов, отразились на ходе войны, авторы нашли очень нестандартное решение: фрагшмент романа представляет собой кусочек общения на военно-историческом форуме. Той, другой страны. И снова все участники перепалки в Сети абсолютно узнаваемы, их прототипы можно найти на любом подобном ресурсе, что придает завершающей части книги свое очарование…
Ну и в финале авторы как и положено сказали «И жили они долго и счастливо», приоткрыв читателям дальнейшие судьбы персонажей, которые изменил фактом своего «попадания в историю» скромный военный моряк и школьный учитель. Изменил в лучшую сторону, уменьшив срок кровавой войны и сохранив многие жизни и страну. Пройдя дорогой отцов и дедов и вытащив вместе с ними трудную, подчас непосильную ношу. Как и подобает настоящему Человеку.
В заключении надо бы наверное, сказать о недостатках, но я их как-то не нашла. Может быть, плохо смотрела.  Поэтому с полным для себя основанием пишу в заключительных строках письма: спасибо уважаемым авторам за их долгий труд, подаривший нам читателям, «Отыгрыш» - незаурядную книгу. Нет, не о  попаданце. О человеке, который сделал свой выбор. О людях, хороших и плохих, мерзавцах и героях, совершивших свой маленький и большой подвиг, о городе Орле и нашей истории — такой, какой она могла бы быть. В общем, о том, о чем и должна говорить настоящая литература, с большой буквы. Спасибо авторам за эту увлекательную, драматическую и очень нужную книгу.

+3

252

Соболенок написал(а):

Здравствуйте, могу ли я кому либо отправить отрывок на рецензию?

Рекомендую Вам ознакомиться с Правилами форума - многое сразу же станет значительно понятнее.

Если Вы желаете узнать мнение участников форума по Вашему произведению, то тогда Вам стоит создать соответствующую тему в разделе "Конкурс соискателей", и приступить к поэтапной выкладке фрагментов.

0

253

Отдельное замечание по одной фразе из романа Serge Orloff (Здесь зарегистрировавшийся как Serglius) "Призраки в Берлине" Призраки в Берлине
Выложенный текст автор удалил, потому даю ссылку на Автор-тудэй:
https://author.today/work/37648

.........

В общем, думал я-думал - писать или не писать, но в конце концов все же решил запостить сюда свои соображения... Ибо:
1. Вдруг кому пригодится
2. Ну такой крепости косяк еще очень поискать надо. (При том что автор, видимо, искренне не понимает, что он написал)
.....................
Фраза - сохранилась в цитате :) - всего одна:

Serglius написал(а):

Серебряное детище Ленд-лиза громко гудело своими винтовыми моторами, и Алексей не сомневался, что засунь он в работающий двигатель свою руку, - для проверки объективной реальности, так сказать, - её тут же оторвёт.

А вот ошибок в ней... Натурально как блох. И даже больше...
Ну, касательно "серебряного детища ленд-лиза" автора критиковали без меня
Про то что детище это громко гудело - тоже
А вот на подчеркнутое никто как-то внимания не обратил.
Представим: вы стоите возле автомобиля (все равно какого, но проще, конечно, легкового) Мотор работает, вы смотрите на гладкий лакированный капот - и думаете что вот как бы вы засунули туда (куда - "туда"?) руку? Придет вам такая мысль в голову?
И любому - я это гарантирую! - нормальному человеку подобная идея в голову не придет, потому что засунуть руку в автомобильный капот невозможно физически. И это каждый понимает.
А причем тут автомобильный капот?..
А при том, что двигатели у "дугласа" такие же внутреннего сгорания и так же закрыты капотом - засунуть руку туда точно так же физически невозможно.
Такая идея сильно напоминает анекдот про наркомана: что-то вроде "Вот слон... Вот он идет, идет... И полетел!.." Вот там подобный урвоень реализма (или сюрреализма? Или как оно называется) на своем месте. А здесь что? Ну, если не принять, что герой как раз такой укуренный торчок (Но автор возражал)
Но невозможность описанного действий - и невозможность нормальному человеку такое придумать! - это бы еще ладно...
ИМХО - потому что от автора добиться не удалось, а из текста никак утверждать нельзя, потому тут уже чисто моя экстраполяция - автор хотел написать-то, что герой имел в виду ПОПРОБОВАТЬ засунуть руку в двиЖИТЕЛЬ. То есть - попросту говоря - сунуть руку в диск винта. Вот тогда без вопросов ему отчекрыжило бы все, что он туда сунул.
Вот такое действие - оно действительно может прийти в голову, глядя на вращающиеся лопасти - потому что, опять же, каждому интуитивно понятно, что отрубит.
Но автор явным образом попутал объект действия. И в итоге описал сущую несуразицу. После чего принялся настаивать, что не понимает, об чем речь... (Ну, а как уж там он от остальных критиков отмахивался... :):))
В общем - вот совсем маленькая фраза, фактически три слова (четыре, вообще-то вроде: "засунуть руку в двигатель" - так как отдельно стоящая буква вроде бы за слово считается. Ну это так...) Мелочь. Но после этой мелочи пытаться читать дальше этот анекдот про слона (ну или еще что наркоделическое) абсолютно никакого желания нет (Впрочем, на том же автор-тудей читателей вполне достаточно - тут уж не поспоришь: есть  любители и такого чтива...) Автор явно не знает того о чем пишет.

Ну, там еще были всякие такие же мелочи (вроде бочек с керосином в задней части салона :)) но поскольку автор текст убрал - ну так и ладно

+3

254

П. Макаров написал(а):

герой имел в виду ПОПРОБОВАТЬ засунуть руку в двиЖИТЕЛЬ.

И та же "лабуда"(тм) с "винтовыми моторами"(с), которые у всех боле-мене адекватов - поршневые...

+1

255

Мамоныч написал(а):
П. Макаров написал(а):

герой имел в виду ПОПРОБОВАТЬ засунуть руку в двиЖИТЕЛЬ.

И та же "лабуда"(тм) с "винтовыми моторами"(с), которые у всех боле-мене адекватов - поршневые...

Да, и это тоже (хотя бочки с керосином в описании указаны не просто так   http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif  Ну - наверное :))
Но у него вообще весь текст так написан - каждое такое лыко отдельно рассматривать никаких сил не хватит

Отредактировано П. Макаров (29-07-2020 11:51:39)

+1

256

Итак, прочитана серия книг "Проект Орлан". Попаданцы, теперь уже целый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" попадает в 80-е годы 20 века. В серии пять книг:
1. Одинокий рейд
2. Курс на прорыв
3. Фактор умолчания
4. Цепкие лапы времени
5. Виражи эскалации
Начну с очень серьезной особенности книг - автор любит писать нестандартно, используя самосконтруированные выражения или не совсем привычные значения слов. Из-за этого смысл текст иногда теряется за вязью смыслов, намеков, коннотаций и прочих измов (шутка, но про трудности чтения - реальность).  Пожалуй, некоторые даже отнесут это к одному из недостатков книги.
Однако у этих книг достаточно много достоинств, чтобы их читать.
Во первых, неожиданные и весьма захватывающие повороты сюжета. Причем есть и войнушка и шпионские страсти и политические интриги. А сцена встречи одного из главных героев с самим собой - ребенком, вообще получилась изумительная и берущая за душу.
Во вторых, время попадания выбрано просто идеально. Корабль, задуманный и предназначенный для войны именно того времени, правда с очень незначительным преимуществом, за счет некоторой модернизации и устранения недостатков борется против практически равного ему противника. При этом автору удается удержаться на тонкой грани между всехпобедизмом и пораженчеством, успехи и поражения попаданцев и их оппонентов неплохо скалькулированы и в целом вполне реалистичны.
В третьих, политические реалии времени очень выигрышно ложатся в сюжет с попаданцами из близкого будущего.
В четвертых, автору неплохо удались главные герои. Их в принципе трое и они упоминаются, как я заметил, во всех книгах. Но и часть второстепенных героев тоже получилась довольно неплохо, а не просто статистами.
Чего, честно признать, почти не получилось с остальными членами экипажа, которые смотрятся просто приложениями к функциональным обязанностям.
Отмечу также, что первые три книги получились все же более интересными. Продолжения смотрятся на их фоне не столь удачными, перегруженными рассуждениями и затянутыми.
Ну и разочаровал меня финал. Какой-то он пессимистический и не вписывается в настрой всей серии. Хотя и оставляет возможность продолжения...

Отредактировано Логинов (18-09-2020 11:45:15)

+3

257

Самый Лучший Ветер
Сергеев Артем
Роман / Фэнтези

Надо признаться, что я редко читаю фэнтези от незнакомых авторов. Точнее читаю, если только мне кто-то из друзей порекомендует. Но вот эта книга просто попала мне на глаза абсолютно случайно, когда я серфил по сайту Автор Тудей. Решил открыть, посмотреть, прочел первый абзац, потом второй и... скачал себе на чтение.

Потом и прочитал, не отрываясь. Книга - хорошее доброе приключенческое фэнтези. По сюжету - приключение группы друзей, состоящей из человека, гнома и мага-четверть эльфа, в постапокалиптическом стимпанковом/дизельпанковом мире, в котором существует магия.  Приключения самые разнообразные, друзья борются с магическими опасностями  - нечистью, вызванной магами и преступниками - людьми, попадают в жернова разборок между спецслужбами двух княжеств. Автор очень удачно включает описание мира и поясняющие предысторию воспоминания в текущие сюжетные события. Несмотря на то, что мир именно панковый, описан он оптимистично и по-доброму. Даже нежить, вроде домовых и саламандр, описана так симпатично, что начинаешь испытывать к ней симпатию. При этом автор непротиворечиво показал, что нежить рядом с людьми начинает очеловечиваться.

Особенно хочется отметить удачную и неожиданную находку автора с магическим дирижаблем, и двигателем Стирлинга, обогреваемым саламандрой.  Обычно в любой магическом мире дирижабли - простые газонаполненные пузыри, использующие магию для защиты от ветров и для движения. Полностью магический вакуумный дирижабль вообще вызвал у меня, как авиатора, восхищение. Придумать именно чисто магическую технологию для такого  - это действительно вызывает восхищение, как и правдоподобное описание процессов взлета, посадки и полета.

Кроме всего прочего, написана книга хорошим русским языком, не заметил ни ошибок, ни косноязычных предложений. Единственный недостаток, с моей точки зрения - слишком стремительный финал, словно автор боялся превысить заданный объем книги. Но даже и в финале все рояли логично вытекают из предыдущего текста.
В тексте чувствуется некоторое влияние книг Круза с тщательно выписанной  оружейной темой. Только в ней добавляется столь же тщательно ( и при том неплохо) описанная авиационная тема.

Вывод - читать всем любителям фэнтези стоит.
И по-хорошему завидую автору...

Отредактировано Логинов (03-01-2021 22:37:55)

+9


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рецензионная палата