КОСМОС КАК НИРВАНА или ОРГАЗМ ЛИБЕРАЛА
(не вполне серьезные, хотя и ехидные мысли о полемике А.Г. Ивакина и Ю Глезаровой и одновременно - краткий культурологический анализ фильма «Бумажный солдат»).
Начну издалека.
Был у меня в школьные времена приятель-одноклассник, от всех нас отличавшийся маленьким ростом и субтильным сложением.
Казалось бы, ничего страшного, тем более, что в скором времени он догнал всех нас и ростом, и статью. Однако же комплекс неполноценности, который сформировался у приятеля в пубертатном возрасте, остался с ним по сию пору. И деформирует реальность самым непредсказуемым образом.
К примеру - встречаемся мы с одноклассником на улице. Спрашиваю - ты откуда? В кино ходил, отвечает он. Что за фильм? - Да этот… «Фанат». - О, и как тебе?.. - Да хороший такой фильм… Все как в жизни… Все бабы - шлюхи…»
Вот в это-то момент я и понял, что коли человек чем озабочен - так во всех предметах искусства и культуры, его окружающих, он будет ловить не объективных взгляд на вещи, а искать подтверждение своим комплексам. И поделать с этим решительно ничего нельзя.
Обращение сценариста Юлии Глезаровой к теме первого космического полета отнюдь не случайно, хотя сама она об этом может и не подозревать.
Я не буду комментировать идею Ю. Глезаровой о взаимосвязи кризиса СССР и отсутствия предметов женской гигиены; вкратце отмечу, что в основе данного суждения лежит наивный физиологизм вкупе с феминизмом самого примитивного свойства.
Зато имеет смысл прокомментировать идею Ю. Глезаровой о том, что распад СССР является следствием не только отсутствия женских прокладок, но и одноразовых подгузников, сиречь - памперсов.
Напомню, что т.н. «памперсы» были изобретены ведущим химиком-технологом компании Prоcter & Gamble Виктором Миллсом в 1958 г.
Поскольку даже изобретения атомного оружия не повлекло никаких геополитических катаклизмов, странно звучит утверждение о том, что отсутствие одноразовых подгузников могло привести к распаду СССР всего лишь в течение 30 лет после их изобретения.
Однако же история создания сценария фильма «Бумажный солдат», как я полагаю, гораздо сложнее и прихотливее, и истоки его лежат не в политических взглядах госпожи Глезаровой, а в дебрях ее подсознания, заполненными комплексами и фрустрациями.
Дело в том, что изобретение памперсов самым непосредственным образом связано с началом эпохи космических полетов: изобретение Виктора Миллса едва ли не в первую очередь востребовано было именно космонавтами, что неудивительно, учитывая сложности их санитарно-гигиенического обслуживания.
Полагаю, что данный факт Ю. Глезаровой хорошо известен, и именно эта информация трансформировалась в идею написания сценария об отряде советских космонавтов как жертв избирательности НТР в СССР (а как иначе прикажете понимать заявление Ю. Глезаровой о том, что без прокладок и памперсов любое государство обречено на стагнацию?).
К сожалению, формат настоящего очерка не позволяет раскрыть тему экскрементов и разного рода физиологических отправлений как творческого импульса некоторых постсоветских деятелей искусства, а потому ограничусь констатацией факта - убежденность Ю. Глезаровой в том, что прогресс государства определяется наличием/отсутствием в житейском обороте прокладок и памперсов (странно, как ею позабыта была туалетная бумага), лег в основу сценария фильма «Бумажный солдат», сверхзадача которого, по сути, сводится к тому, что подвиг космонавтов был лишен какого бы то ни было смысла, если он не решил проблем с обеспечением населения СССР предметами личной гигиены.
Впрочем, в сценарии фильма «Бумажный солдат» можно прочесть и иные смыслы.
В самом визуальном ряде фильма зашифрованы примитивная фрейдистская символика, читающаяся, с учетом личности Ю. Глезаровой, как реализация подспудных комплексов, сформировавшихся на фоне отсутствия регулярной сексуальной практики. Увы, немалое число деятелей либерального движения пришли к идее диссидентства через собственные фрустрации, а потому смерть главного героя фильма «Бумажный солдат» в момент старта космического корабля читается в контексте картины как оргазм Ю. Глезаровой, достигнутый ею от постижения высшей истины - памперсы и Господь Бог взаимосвязаны…