30 мая 1941 г. Аэродром Едлино. 162-й истребительный авиационный полк.
Николай Козлов.
Сегодня у нас день командирской подготовки. После утренней строевой сидим в классе и слушаем, как приехавший из дивизии инспектор Герослав Марченко нудным голосом зачитывает тактико-технические данные самолетов «вероятного противника». Как же хочется спать, елки-палки. От одной интонации хочется. Так нудит, черт бы его побрал, что я еле от того, чтобы во весь рот зевнуть, удерживаюсь. А ведь вещи-то он нужные рассказывает, без которых не выжить в настоящем бою. Но так как он рассказывает… лучше бы молчал и дал нам самим почитать свой конспект. Вот, даже обычно дисциплинированный Вячеслав, вместо того, чтобы слушать инструктора, что-то читает, пряча журнал под столом. Ох, если капитан заметит, будет скандал. Нудный он и какой-то не такой, как все. Боится как будто чего-то. В тридцать седьмом попадался, что ли?
Уф, наконец-то перерыв. Все разбегаются по курилкам и другим укромным местечкам, чтобы десять минут подышать свежим и не очень воздухом, прийти себя и подготовиться к следующему занятию.
- Колись, Вячеслав, что это ты так увлеченно читаешь, не слушая столь важную речь товарища «сверху»?
- А ты, Коля, в библиотеку давно заходил? – вопросом на вопрос отвечает Коротин.
- Не понял? Хочешь сказать, что-то новое пришло? Художественная литература? – удивляюсь, кто-то, кто-то, а Вячик в таком пристрастии к книгам, чтобы даже на занятиях читать, не замечен.
- Пришел новый номер «Вестника Воздушного Флота». А там така-а-ая статья, мама дарагая! - интонация Вячеслава так напоминает мне позавчерашний рассказ жены о покупке нового платья, что я невольно смеюсь.
- Чего ржешь, почитай сам лучше, - достает из планшетки толстую, толще обыкновенного, книжечку журнала Вячеслав.
Открываю и начинаю читать. Читаю и постепенно обалдеваю все больше и больше. Это кто же такое разрешил? Но главное – зачем? Неужели не ясно, что это сразу наши источники и нашу осведомленность об авиации стран, описанных в статье, открывает. Такие полные характеристики, да еще в сравнении друг с другом описать – это ж надо как минимум доступ на уровне наркомата, то есть, как там у них – министерства иметь. Но если все что здесь написано - правда, то как же легче летчикам продумать схему воздушного боя! Вот, например, написано, что горизонтальная маневренность у «Мессершмидта-109», даже последней модификации намного хуже, чем у истребителя «Чатос», при превосходстве в максимальной скорости и скороподъемности. То есть нашим «ишачкам» надо вести строго оборонительный бой и только на горизонталях, не лезть в высоту и не пытаться пикировать. Или вот – оборонительное вооружение и его размещение на бомбовозе «Хейнкель-111». Так это же готовое пособие для товарища инспектора! Я достаю свои записи и смотрю - цифры совпадают один в один. Вот ничего себе! Представляю, что будет в той же Германии, когда их начальство про этот журнал узнает. Не завидую нашим разведчикам.
- Да уж, теперь понял, почему ты лекцию не слушал. Тут гораздо полнее, чем товарищ капитан рассказал. Да и нагляднее изложено.
- Понял? Здорово, да? – тут Вячеслав оглядывается и переходит на шепот, - Одно не пойму – как это разрешили напечатать в простом журнале? Не через секретку, а всем сообщили? Немцы, да и англичане ведь тоже прочесть могут.
Отвечаю тоже шепотом. – Разрешили, я думаю не зря. Ты представь, какой сейчас переполох у их контрразведчиков. Небось волосы рвут, пытаясь утечку вычислить.
Вячеслав согласно кивает, но явно видно, что мои доводы его не убедили. Эх, и поговорить как следует некогда, перерыв заканчивается.
- После занятий соберемся звеном и поговорим, лады?
Да, придется к Иванову подойти и поговорить. Нет, ну кто такую статью разрешил напечатать, а? И английский «Ураган », и американский «Буйвол » описаны. Но в основном немецкие, румынские и итальянские самолеты. Сразу ясно, кто у нас вероятный противник. Вот тебе и договор о ненападении…