24 августа 1941 г. Западный фронт.Полевой аэродром 162-го иап.
Николай Козлов.
«Мы взлетали как утки, с размокших полей. Десять вылетов в сутки, куда веселей» - крутятся в голове слова недавно услышанной песни, авторство которой приписывают самому Василию Сталину. Поле конечно не размокшее, лето по-прежнему сухое. Зато слова про десять вылетов точные. После пятого-шестого вылета хочется только лечь и заснуть, ни о чем не думая. Но немцы отдохнуть не дают, черт бы их побрал. Приходится глотать таблетки, которые выдают доктора и снова летать, прикрывая пехоту на земле, разведывая и штурмуя фрицев. Вот, опять поспать не дали. Вместе с Вячиком летим на разведку.
Нет, все же хорошая машина МиГ. Мне бы такую в Барановичи, сколько бы еще немцев я уничтожил. Но с другой стороны – «ишачки» бросить пришлось? Пришлось. Жалко было, но сожгли сами, чтобы фрицам не достались. МиГ, пожалуй, еще жальче было бы. Хороша машина, хотя и тяжеловата на малых высотах. Так мы стараемся там и не особо воевать. Налетел сверху, ударил и опять на высоту. А там мы короли, даже «мессы» нас побаиваются. Скорость, маневр, вооружение из двух пушек – что еще надо истребителю.
Ага, в рации щелчок – это Вячик предупреждает, что подлетаем к возможному месту базирования немцев. Я и сам помню, но порядок есть порядок. Снижаемся, пробивая кучевые облака, негустые, но все же мешающие разглядеть нас с земли. А вот и аэродром. Щелкаю кнопкой слева, запуская АФА, установленный на тот вылет под крылом. Есть! Немцы не успевают опомниться, видно, как бегут к зениткам расчеты. Пара орудий, видимо дежурная, открывает огонь, пытаясь нас подбить. Поздно, набравшие скорость самолеты змейкой пробивают облака, уходя в сияющую высоту небес.
Нажимаю кнопку передачи:
- Первый ноль, первый ноль, ноль седьмому. База лапотников, полсотни штук, квадрат шесть по улитке восемь, ориентир – лес Долгий, правее три. Как поняли? Прием.
Не успеваю повторить передачу, как приходит квитанция . Задание выполнено, пора нам домой.
Уже на рулежке замечаю, что аэродром пуст. Ни одного нашего истребителя, ни Лаггов первой эскадрильи, ни МиГов второй и третьей не видно. Заруливаю на стоянку и, пока выбираюсь из кабины, узнаю от механика моего самолета, Сергея Саргаева, что полк всем составом вылетел на штурмовку обнаруженного аэродрома. Мы с Вячиком остались на аэродроме вдвоем.
- Что приуныл, Вячеслав?
- Да вот, что-то с движком, температура масла зашкаливает. Сейчас будут разбираться.
- Понятно. Ничего страшного, сделают.
Пока технари возятся с нашими самолетами, идем в столовую и немного подкрепляемся, завтрак-то мы пропустили. Допиваем компот, когда подбегает взволнованный боец из стартовой команды.
- Товарищ лейтенант, тревога! Приказано вылететь на перехват бомбардировщиков.
- Твою ж мать! – успевает выругаться на бегу Вячик. – Мой не готов!
Как горный козел, заскакиваю в кабину, на лету пристегивая подвесные ремни. Привычная процедура запуска движка успокаивает. Выруливаю, получаю добро от КПП и взлетаю один. Так, машину Вячика, похоже, все же не успели подготовить.
- … идут к станции, где выгружаются войска. Курс… скорость… высота… - передает оператор наведения.
Разворачиваю машину на пересекающийся курс и набираю скорость и высоту. Высота и маневр сейчас единственное мое спасение. А вот и они. Шестерка «юнкерсов» под охраной звена «мессеров». Немного но для меня одного хватит вполне. Ну , и где я вас всех хоронить буду, сволочи?
Боевым разворотом выхожу прямо им в переднюю полусферу. Перевожу самолет в пике, целясь точно на кабину ведущего. Скорость растет, с крыльев начинает белыми вихрями срываться воздух, самолет весь дрожит, как будто в предвкушении драки. Силуэт «восемьдесят восьмого» растет в прицеле. Вот, наконец летчики заметили меня, бомбер пытается увильнуть в сторону, но я уже откинул защитный колпачок и жму на гашетку. Успеваю заметить разрывы первых снарядов, пока рву на себя рукоятку. В глазах темнеет, самолет, постанывая всей конструкцией, выходит из пике, одновременно переходя в боевой разворот. Доворачиваю и словно специально угадываю так, что в прицел попадает второй бомбер. Очередь, сваливается… «Так, а вон там упорный какой. Мало того, что не испугался, так еще и на боевой курс становится, сволочь! Ну, погоди, покажу я тебе боевой курс!» Не успеваю атаковать его, как сверху сваливается пара охраняющих мессеров. Не на того напали, гады. Выпускаю щитки, самолет «вспухает». Торможу, мессеры проносятся мимо. Даю очередь, но, похоже, промахиваюсь. Зато они пока ушли. Где же тот гад? Еще доворачиваю, скорость позволяет. Догоняю с мертвого угла, его стрелок палит в белый свет, как в копеечку. У меня идеальные условия для стрельбы. Жму гашетку! Молчание. Срываю предохранительный колпачок и жму на кнопку перезарядки. Опят гашетка. Пушки молчат. Отказ оружия! Чтоб тебе ….! Еще раз жму гашетку. Тишина, даже звуки двигателя не улавливаются ушами. Если бы не отблески солнца на вращающемся винте… «Винт!» - мелькает радостная мысль и чуть прибавив газу, догоняю фрица. Так, слегка прибираю газ, уравнивая скорости. Еще чуть меньше. Еще… Есть. Доворачиваю. Удар! Темнота…
Сколько я был без сознания? Минуту, две? МиГ горит и полого снижается к земле. Надо прыгать. Сбрасываю фонарь и переваливаюсь через борт кабины.
«И - раз, и - два, и – три». Дергаю кольцо. Рывок, над головой разворачивается белоснежный купол. «Бл…, это же…» По ноге словно резанули ножом, а в куполе появилось множество не предусмотренных конструкцией дырок. Мимо , ревя мотором проскакивают мессеры. Сволочи, решили отомстить, пока я беспомощный. «А как хочется жить, господи… Мама!». Сейчас наверное вторая пара зайдет и мне конец. Жаль, мало фашистских стервятников успел уничтожить. «Отомстите за …» - не успеваю додумать, сверху слышны отчетливые очереди наших ШВАК. Ведущий мессер, уже докрутивший половину виража, вспыхивает и, объятый пламенем, пикирует к земле. Ведомый резко сваливает в сторону, вслед ему проноситься еще одна очередь. Затем становится виден МиГ Коротина, ранее прикрытый куполом парашюта. Вячик выходит из пике и переходит в набор высоты. А где вторая пара фрицев? Не видно. Значит, их он тоже отогнал.
Земля приближается с устрашающей быстротой. Черт и запасной уже не откроешь, слишком низко. Дыры в куполе увеличиваются, похоже, воздух рвет парашют на части…
Удар! Бл… как больно! Правая нога! Опять темнеет в глазах и последнее, что я успеваю услышать – чьи-то неразборчивые крики.
«…вылетев на перехват в одиночку, Козлов смело атаковал шестерку бомбардировщиков неприятеля, прикрытую звеном «мессершмиттов». […]
Этот бой, длившийся двадцать минут, наблюдало командование Западного фронта - командующий Жуков и член военного совета Пономаренко. 26 августа Николай Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. Его боевой счет после того памятного боя составлял 9 сбитых самолетов. Но награждение не состоялось – войска фронта попали в тяжелое положение и стало не до наград.
В ходе этого боя Николай Козлов получил серьезные ранения: была перебита левая нога, при приземлении на разодранном парашюте повреждена правая. Требовалось длительное лечение. Николая отправили на санитарном поезде в тыл, но в Саратове он от поезда «отстал».
«Герой Советского Союза Николай Козлов »
Страница рус: бви: авиация: история: асы_вов:Н_Козлов»
(Реальный случай. Бой Николая Козлова происходил над штабом Брянского фронта, его наблюдал генерал Еременко)
Отредактировано Логинов (19-12-2011 11:52:21)