***
- Гардемарин, связь с крейсером!
Я лихорадочно защелкал кнопками.
- Скорее! - зарычал Никонов! - Что вы там копаетесь, Семёнов?
В наушнике зашипело, затрещало, и через треск помех (откуда он здесь в таком количестве? Вроде, мы одни в эфоре?) - пробился монотонный голос Каретникова:
- Я - «Ильин», я «Ильин», вызываю «Дождь», Я «Ильин», вызываю!
- Есть, Сергей Алекс… простите, есть, господин капитан второго ранга! Есть связь с крейсером!
Никонов буквально вырвал у меня резервную гарнитуру. Мама дорогая… и куда девался наш интеллигентный, мягкий лейтенант?
- Я «Дождь»… Евгений Петрович, ты?
- Серж? - Это уже голос барона. - Серж, что там у вас? Куда вы, масть вашу через коромысло, пропадаете?
- Обнаружили цель, ложимся на курс преследования, как поняли? Цель - на Вест-Зюйд-Вест от нас, дистанция по радару… гардемарин?
- Дистанция примерно восемь миль. Скорость… я навёл курсор на отметку, обозначающую шхуну контрабандистов, и рядом с яркой точкой тут же появилось окошко с рядами цифр и букв.
- Скорость пять , курс зюйд двадцать… отставить, цель меняет курс, повернула на вест, скорость шесть и растёт! Уже семь с половиной!
Никонов скверно выругался.
- Гардемарин, дистанция от цели до крейсера?
Да что я вам робот, что ли? Или профессиональный диспетчер?
_ Сеёчас, я только…
- Дистанция, гардемарин! - зарычал Никонов. - Живо!
- Двадцать четыре мили и сокращается! - выпалил я. - Цель сближается с «Ильиным!
- Евгений Петрович, цель идёт на вас. - сказал Никонов в микрофон уже почти спокойно. Курс Вест-Зюйт-Вест, скорость… о, чёрт, восемь узлов! Да что там на этой щведской посудине за машина?
Старина «Дождь» трясся всем корпусом. Канонерку била крупная дрожь; в машинное отделение были отправлены дополнительно матросы в помощь кочегарам. Мичман, старший (и единственный) механик, не вылезал из низов и чередовал молитвы Николе Угоднику с матерными отповедями - но всё равно счётчик механического лага никак не желал переползти за семь с половиной узлов. Где-то там, в тумане, ползла через пролив шведская шхуна; на перерез ей, надрывая машины, летел минный крейсер «Лейтенант Ильин», но всем было ясно, что ему не поспеть - неожиданно ходкая посудина шмыгнёт в лабиринт финских шхер задолго до того, как на «Ильине» увидят ее. Еще бы… в таком-то тумане…
- Что там с миноноской? Гардемарин Бармин!
Воленька что-то буркнул в переговорник и протянул чёрную коробочку рации Никольскому. Тот скривился, будто от зубной боли, взял, нажал тангету.
- Гардемарин Романов? Докладывайте.
В рации снова затрещало. Чёрт, Жора, лопух,с канала уходит!
-Эй, на миноноске! Не слышу ни пса! Гардемарин, мать вашу…м-м-м… гардемарин Семёнов, в чём дело!
Ну конечно, я ещё и виноват!
- Один-четыре, как слышишь? Жора, третий канал, проверь….
Наконец-то слышно ясно и чётко!
- Говорите, господин капитан второго ранга, один-четыре на связи.
- Гардемарин Романов? Передайте мичману, идти прежним курсом, обороты до полного. Сейчас только вы можете перехватить шхуну. Мы не догоняем, «Ильин» далеко. Отожмите его с веста на зюйд, пусть повернёт на нас, тогда поймаем. Как поняли, на миноноске?
- Поняли вас, «Дождь», исполняем. Отбой.
Я выдохнул - про себя, конечно. Ну хоть связь нормальная, и на то спасибо…
Когда сорок минут назад на экране появилась засветка от неопознанного судна, на мостике «Дождя» немедленно приободрились - вот она. Цель! Чужак резво бежал поперёк залива; судя по всему, он ухитрился выскочить из-за острова Писаари у нас под кормой, милях в семи-восьми; почему мы не увидели его раньше - Бог весть, но только злодеи уже были западнее нас, и таким ходом непременно оторвались бы от тихоходной канонерки. Сыграли боевую тревогу; обороты немедленно подняли до полных. В конце концов, на шхуне не знают о нашем присутствии; в таком тумане вообще-то логично было бы ползти неспешно, на мягких лапках. ТО ли шведский шкипер непоколебимо уверен в себе, то ли груз его и правда такой «горячий», что он не желает ждать лишней минуты - а только шхуна летела поперёк Выборгского залива так, будто видимость была «миллион на миллион». Чёрт, а может у них тоже радар? Нет, бред - в наш навороченный девайс встроена функция обнаружения радиолокационного облучения, и, если аппарат до сих пор не отозвался курлыкающей трелью, то значит никакой радио-сигнатуры, кроме нашей не наблюдается. Да откуда у этих шведов радар? Фу ты, ну и чертовщина в голову лезет...
Никонов отодвинулся от стойки монитора.
- Гардемарин, если цель сменит курс-немедленно докладывайте. А вы, лейтенант, - это уже командиру лодки, - проследите, чтобы обороты были доведены до полного.
Константинов кивнул и, удерживаясь за поручни, полез с мостика. Канонерку мотало всё сильнее - с Финского залива шла крупная зыбь.
- Сергей Алексеевич, кажется туман становится пореже? И ветерок, вроде? - обратился к командиру Отряда мичман Посьет. Нет, определённо - ещё час-полтора и развиднеется!
Отметка шхуны на экране мигнула, пунктир предполагаемого курса резко пошёл вправо - цель меняла курс.
- Господин капитан второго ранга, шхуна повернула на…. На четыре с половиной румба к весту! Идёт теперь прямо на берег, дистанция - четырнадцать миль!
Никонов довольно кивнул.
- Отлично! Идём тем же курсом, так они скоро окажутся между нами и миноноской. Ещё полчаса, - ложимся на курсы сближения, зажмём голубчиков, как в клещи.
- А не уйдут? - озабоченно спросил Константинов. - Что-то они уж слишком резвые.
- Не переживайте, Ермей Листратыч, - успокил командира канонерки Никонов. - Машина-то у них, может, и хорошая, да только - это всё же не военное судно. Это мы, грешные, хоть пару раз за выход да и ходим на полных оборотах; у нас и кочегары натренированы уголёк шустро в топки кидать, и подолгу, да и матросов - вот, как сейчас, - в помощь им давать привычны. Команда своё дело знает, если машина не подведёт - можно подолгу высокие обороты давать. А торговец -что с него взять? Машина у него может и хорошая, да только ходит всё больше экономическим. К длительным авралам не привыкли, если сейчас надрывают силы - то, надо понимать, надолго их не хватит; или машина сдаст, вряд ли он часто вот так-то на больших ходах бегают - всё больше по шхерам прячутся, тишком да ползком, на самом малом…
- Это у кого ещё раньше сдаст. - проворчал Константинов. Вы же знаете, Сергей Алексеич, у нас в эту навигацию поломка за поломкой. Двух недель не прошло как холодильники перебирали.
- Не каркайте, Ермей Листратыч, глядишь - и пронесёт. Пока, вроде бы, машинка стучит, как часы, спасибо вашему механику…
Погоня продолжается уже почти полчаса. Цель упрямо идёт прежним курсом - каждый оборот винтов приближает её к болотистому, испещрённому мелкими заливчиками, пестрящему островками, мелями и каменистыми косами, финскому берегу. Никонов с регулярностью метронома - раз в пять минут, - вызывал миноноску №141 и «Лейтенанта Ильина». Крейсер никак не поспевал к празднику - с того момента, как шхуна повернула к весту, ему оставалось лишь следовать параллельным курсом, на случай, если контрабандистам придёт в голову снова повернуть в открытое море. Дистанция между канонеркой, шхуной и миноноской медленно сокращалась. Даже слишком медленно - мичман, командир этого крошечного судёнышка докладывал, что в корпусе от вибрации на волне открылась течь; сильно качает, и есть опасность что может сорвать с фундамента машину. Пока помпа справляется, но…. Никонов велел заткнуться и добавить оборотов. Я не отрываюсь от монитора - до цели уже всего ничего, спасибо туману, они нас не слышат. А так бы… впрочем, если бы тумана не было бы, мы бы, пожалуй, увидели свою добычу.
За мостиком, позади рубки (на «Дожде» её без всякого почтения называют курятником; сейчас почти половина курятника, отгороженная лёгкой парусиновой ширмой отведена под наше хозяйство и гордо именуется радиорубка) гулко шумит тонкая высокая дымовая труба. Временами из нее выбрасываются огромные клубы черного дыма. Константинов косится на трубу - это никуда не годится.. Конечно, туман; а все же мало ли? Эдакую «дымовую завесу» может увидеть раньше времени кто-нибудь, кому видеть этого вовсе не надо…
— Еремеев! Узнать в первой кочегарке, зачем дымят?
Еремеев, сигнальный кондуктор, которому по случаю тумана и локатора делать совершено нечего, бодро отвечает «Есть!» мячиком скатывается с мостика.
Правое крыло прямоугольного, широкого мостика украшает револьверная пушка системы Гочкиса. Рядом с ней уложены брезенты, под ними - аккуратно прикрытые от сырости «кранцы первых выстрелов», два десятка 37-ми миллиметровых «патронов» с медными гильзами. В кого это они собираются стрелять? А пёс его знает… порядок такой, раз уж на судне пробита боевая тревога…
Вот чёрт, а туман и правда становится реже, прав мичман Посьет… гладь залива видна уже метров на четыреста. Хотя. Какая там гладь - с юго-запада катят короткие, злые валы и канонерка с шумом врезается в них под острым углом. От каждого удара корпус судна дрожит до каждой заклёпки.. о, чёрт, а это что?
Экран радара мигнул, на мгновение картинка исчезла, потом возникла снова. Снова толчок от встречной волны - и снова экран мигнул. И ещё. И снова. И…
- Господин капитан второго… Сергей Лексеич! - в отчаянии ору я. - С антенной что-то, с проводом! Разъём, наверное, от тряски отошёл!
Волна - не чета прежним, - с размаху бьёт «Дождь» в левую скулу. Канонерская лодка чуть ли не ложится на борт, и я с ужасом вижу, как прикрученный на живую нитку кабель, отлетает от постамента локатора и змеёй начинает мотаться вокруг кургузой мачты «Дождя». Экран монитора сначала гаснет, а потом на нём высвечивается сакраментальное «Источник сигнала потерян».
Что за хрень?! У «Фуруны» разъемы такие, что на этом кабеле вешаться можно; а не вставить его до конца я просто не мог - без полной фиксации не заработал бы. Здоровый такой разъём, с четырьмя винтами и защелкой, его выдрать немыслимо - если о сам кабель споткнуться… неужто перетёрся?? Ну тогда всё, кирдык, быстро кабель не поменять, да и не помню, есть ли у меня второй нужной длины… вот ведь засада! Ну да, точно - и антенна рации тоже порвана, они у меня в один жгут были скручены, вот, наверное,размахами мачты и перетёрло… Да что ж это за день такой?!
- «Ильин»! «Ильин»! «Ильин»! Я «Дождь», слышите меня?!
Ничего. Только треск, завывание помех в гарнитуре.
Ну и что мне теперь, утопиться?
Отредактировано Ромей (20-11-2014 22:59:45)