Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")


Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")

Сообщений 241 страница 250 из 897

241

***
К концу второго часа погони миноноска № 141 начала сдавать; помпа не справлялась, в щели разболтанного  таранными ударами волн корпуса хлестала вода, одна из растяжек передней трубы лопнула, и жестяной цилиндр, отчаянно извергающий клубы чёрного дыма опасно покосился и болтался теперь при каждом размахе качки.
«Дождь», севший позади на мель, громыхнул вдогонку шведской шхуны своей одиннадцатидюймовкой. Крупная латунная картечь с густым визгом пролетела в опасной близости от миноноски. От грот-мачты шхуны полетели какие-то клочья, снесло за борт гафель. Однако же ход  она не уменьшила, а только вильнув на курсе, шустро выкатилась влево, уходя за пределы досягаемости калибра канонерской лодки. Оттуда пару несколько раз хлопнули револьверные пушки - но легкие их снарядики лишь вспенили воду, не разрываясь - дистанция была слишком велика.
Усталость была отчаянная; держаться на мотающемся туда-сюда судёнышке само по себе оказалось нелёгким испытанием. Команда однако, на усталость внимания уже не обращала - в кабельтове с небольшим, впереди по курсу, маячила высокая корма шхуны-беглянки. Вот только догнать её никак не получалось - при попытке поднять обороты, вода принималась поступать с такой скоростью, что миноноска садилась носом. Скрепя сердце, мичман скомандовал сбросить обороты и попытался отвернуть в сторону, так, чтобы шведская посудина оказалась в пределах углов обстрела единственной ретирадной пушчонки. Первая же попытка сманеврировать закончилась тем, что судно на десятиузловом ходу скребануло днищем по отмели и чудом только не села на грунт; к толчкам волн добавилась неприятная вибрация в кормовой части.
«Вал погнуло» - крикнул машинный кондуктОр, безуспешно пытавшийся что-то разглядеть в буруне под кормой миноноски. Мичман скверно выругался, но более попыток сманеврировать не делал - было видно, что шкипер контрабандистов прекрасно знает здешние фарватеры и вполне надеется на свой опыт. Дистанция до шхуны то сокращалась то наоборот росла; и в какой-то момент с высокой, слегка приподнятой кормы беглянки по миноноске ударил ружейный залп.
Командир без звука повалился на палубу; шинель на груди его топорщилась, пробитая в двух местах. Николка, по волосам которого шикнуло раскалённым металлом, кинулся было к мичману, но в этот момент канонерка покатила вправо, и мальчик вцепился в рукоятки штурвала, возвращая судёнышко на прежний курс. Выстрелы гремели не переставая; пули с громким жестяным звуком пробивали тонкую обшивку миноноски. Позади затянул жалобный стон простреленный минёр. Николку рванули за плечо. Он обернулся - Георгий. Царский сын уставился на товарища совершенно бешеными глазами, в которых сквозила, однако, и растерянность - в другой руке он сжимал какие-то чёрные ошмётки. Николка пригляделся - рация, их бесценный переговорник, вдребезги разбитый пулями. Было слышно, как под палубой  заверещал  пар из простреленного котла, и свист его перекрыл вопли, полные мучительной боли - раскалённая струя обварила кочегара. Мичман лежал на палубе, не шевелясь - остекленевшие серые глаза невидяще уставились в темнеющее небо, на губах опадали кровавые пузыри. «Убит!» - понял Николка, и тут от нового залпа полетели щепки палубного настила.
Миноноску затрясло ещё сильнее. «Что делать вашбродие?» - заорал  с кормы кондуктОр. - Дейдвуд* разбило вибрацией, вода так и хлещет! Потопнем!»
  Судёнышко садилось кормой, резко теряя ход. Николка растерянно оглянулся по сторонам - корма шхуны быстро отдалялась, до неё было уже шагов тридцать.

#* Устройство, служащее опорой гребного вала и обеспечивающее его водонепроницаемый выход из корпуса судна.

«Принимаю командование судном!- отчаянно заорал Георгий. - НикОл, держи курс точно под корму! - и, запнувшись о тело мичмана, кинулся на острый нос.
«Минный аппарат» - понял Николка. Дистанция подходящая, но неужели…
А Георгий уже возился возле тонкой трубы метательного аппарата, подкручивая штурвальчик вертикальной наводки. Николка вцепился внезапно вспотевшими ладонями в рукоятки штурвала - сейчас их лаковая гладкость вызывала неудобство и острое раздражение. Корма шхуны, с которой то и дело взвивались дымки выстрелов, снова покатилась влево. Георгий перестал возиться у аппарата и отскочил назад - Николка разглядел, что в руках он держит обшитый кожей спускового механизма
«Вот сейчас!..» - Георгий пригнулся и резко подаваясь назад, дёрнул. Хлопок, облако дымного пороха окутало аппарат и узкое, остроконечное тело метательной мины мелькнуло и плюхнулось впереди миноноски. На корме шхуны испуганно закричали, а Николка, замерев, принялся считать про себя - «Раз, два, три… «
На счет «двенадцать" он шумно выдохнул - взрыва не было. Корма шхуны еще отдалилась, дым от метательного заряда унесло в сторону.
«Промазали!» - горестно завопил Георгий и, едва не растянувшись на палубе, кинулся ко второму аппарату, приткнувшемуся между двумя дымовыми трубами. Николка, не дожидаясь команды, принял вправо; нос миноноски пришёл в сторону, открывая Георгию линию стрельбы.
Николку толкнули - мимо него, зажимая простреленное плечо, пробежал минный квартирмейстер* Никифор.
- Выше бери, вашбродь! - орал он.  - Мина, она в полутора саженях под водой идёт, болтается вверх-вниз ещё на пол-сажени - вот и прошла у их под килем! Выше берите, пущай мина поверху пойдёт, в самую корму!

#* На военном флоте  квартирмейстер – нижний чин, соответствующий армейскому младшему унтер-офицеру.

Георгий низко присел, копаясь у аппарата; набежавший минёр принялся помогать. Снова хлопнуло, палубу заволок пороховой дым, смешиваясь с чёрным, угольным из ближней трубы. Николка снова замер - и тут сгущающуюся полутьму впереди разорвал грохот, и в небо взметнулся столб воды, подсвеченный изнутри оранжевым пламенем. Николка навалился на ручки штурвала и торопливо закрутил его; почти потерявшая ход миноноска медленно покатилась в сторону, проходя мимо стремительно оседающей в воду шхуны. Корма у неё было оторвана и в воде вперемешку плавали какие-то обломки и вопящие не по русски люди.
-  К берегу, гардемарин! - закричал Георгий. -  Выкидывайтесь, пока мы не нахлебались! - и сын Государя швырнул в сторону погибающих шведов плоский пробковый круг.

Отредактировано Ромей (23-11-2014 00:12:45)

+7

242

Игорь К. написал(а):

А вот что же именно он ему открыл?

Терпение, господа...

0

243

Ромей написал(а):

ведь на носу новый период засухи продолжительностью в один или несколько месяцев, а значит, посевы дурры и хлебные деревья, сорго, ещё долго не получат живительной влаги.

Сорго - засухоустойчивое растение. Влагу берет из глубоких слоев почвы. И без дождя прекрасно растет.

0

244

Однако ж видимо, страдало и от засухи  с какого-то момента. Не сам же я это придумал :)

0

245

Ромей написал(а):

Предвижу заранее, что на очередной ночёвке наши забайкальцев ждёт особое внимание  со стороны местных  красоток;

наших

Ромей написал(а):

Пол-ночи нам не давало спать его рыканье,
пока
внезапно не раздались испуганные вопли носильщиков и сопровождавших их женщин - оказывается, царь зверей добыл себе в жертву одну их этих несчастных.

разрыв строки

Отредактировано Bespravil (22-11-2014 14:29:07)

+1

246

Ромей написал(а):

Однако ж видимо, страдало и от засухи  с какого-то момента.

Принципиально невозможно. Если стебель сорго сформировал корневую систему, то до воды он дотянется. Сорго сажают в засушливых районах, там где другие культуры вырастить проблемно. в России это Сальские степи Ростовской области и Заволжье (Саратовская и Волгоградская области). В иных местах выращивать смысла нету.

0

247

Но ведь насыщение водоносных слоёв может меняться. Юнкеру верю, раз уж он так написал

0

248

Ромей написал(а):

пока не открылся перед нами холм Бели -Бели во всей красе. Он был совершенно ткой, как описал нам его старик-негр из деревни Ма-дибдо;

пробел не нужен, такой, Мадибдо

Ромей написал(а):

Начальник экспедиции (был) вне себя от радости; (уже) с ура он принялся размечать уже место под будущий раскоп.

утра

Ромей написал(а):

Несмотря на мои уговоры, господин Семёнов открыл ей то же самое, что и мне_ что всё же любовь способна сделать с очень неглупым но увы, немолодым и одиноким мужчиной!

- всё же, что способна сделать любовь

Ромей написал(а):

Да и у мня оно вызывает неприятные чувства;  в чем дело понят не могу, а только не нравится - и всё!

меня, понять

Отредактировано Bespravil (22-11-2014 14:53:23)

+1

249

Bespravil написал(а):

пробел не нужен, такой, Мадибдо
)

Почему вы так решили? Именно Ма-Дибдо. Так вождя зовут.

0

250

***
Семёнов, вконец умаявшийся, сидел под полотняным навесом. Смена его закончилась час назад; сейчас в раскопе орудовали мотыгами кондуктОр и Антип под чутким руководством Садыкова. Самому поручику за лопату браться не велено - по случаю недавнего ранения, - что его изрядно смущает и нервирует. Не хочет, видите ли, бездельничать, пока другие работают…
Руки нестерпимо болели - всё же неделя непрерывных упражнений с лопатой, в его 45 с бо-ольшим гаком годков - это не шутки. Хотя - не стоит прибедняться, он уже давно не был в такой хорошей форме, как сейчас. Путешествие выгнало лишний жир из тела, заставило натянуться струнами мускулы, выдубило кожу. Пожалуй, он мог бы дать сейчас фору многим своим тридцатилетним знакомым - из той, прежней жизни, в которой были мобильные телефоны, пластиковые карты и автомобильные пробки.  Есть о чём жалеть? Пожалуй, нет - во всяком случае, пока не иссякает запас антибиотиков и обеззараживающих средств в походной аптечке.
«Я, кажется, становлюсь романтиком?» - лениво подумал Олег Иванович, отгоняя очередного назойливого москита. Их под навесом было не то чтобы много - умника Кабанга отыскал кору какого-то местного дерева, и она, тлеющая на манер зелёных противо-комариных спиралей из «той» жизни, отгоняла местную кровососущую летучую мерзость.
«Впрочем, почему становлюсь? Давно уже стал… а как тогда иначе объяснить эти фанфаронские путешествия - два за какой-то год, причём до завершения второго предстоит пройти ещё пол-Африки?»
Он что, и вправду верит, что из-под холма удастся выкопать эдакие «Звёздные Врата» или портал в иное измерение? Да хоть бы и удалось -чему тут радоваться? Мало ли какая Ктулха или гоаулд* оттуда выползет - при неосторожном-то обращении? Создатели металлических листов, конечно, могли написать что угодно - в том числе, и насчёт своей потери интереса к жизни, -но просто так на чужих планетах не прячутся, что-то тут явно не так….
Нет, не в открывающихся ослепительных перспективах путешествий по иным мирам тут дело. Точнее - не только в них… да и будут ли они еще? А вот так, плюнуть на весь мир, перекинуть через плечо карабин, да и пойти куда глаза глядят - совершенно точно зная, что на карте ещё хватает белых пятен, и что в очередном городишке, куда придёт твой караван, никак не получится встретить ни «Макдоналдс», ни типовую, как обёртка от одноразового шприца, бензозаправку, ни офис ЮпиЭс… Да, он уже год живёт не придуманной, виртуальной, искусственной в каждом её мелочном проявлении жизнью, а дышит полной грудью, радуется полной радостью и, если чего и опасается, так это того, что песок не вовремя попадёт в затвор верного «лебеля»…

#* Ктулху -  божество, владыка миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта. Гоаулд - разумный паразит из фантастической вселенной телесериала "Звездные врата".

«Гумилёвщина» - с усмешкой подумал начальник экспедиции. - Именно так говорили литературные критики в моё время - «Гумилёвщина». И это был приговор, не такой, кончено, категорический, как «диссидентщина», но всё жа ставящий некое трудносмываемое, стыдное клеймо. А смешные люди, эти критики - они, порой, всё же упускали то здесь, то там строку - и для нас звучали порой строки автора, имя которого было не то чтобы запрещено, а как-то неприлично упоминать…
Двадцать дней, как плыли каравеллы,
Встречных волн проламывая грудь.
Двадцать дней, как компасные стрелы
Вместо карт указывали путь.

Так, кажется, поёт девушка в Центральном посту звездолёта из далёкого коммунистического послезавтра, выписанного самым, наверное талантливым фантастом советской эпохи? Впрочем, Ефремовская «Час быка» тоже ведь не относилась к числу книг, обласканных тогдашним официозом;  после знаменитого издания 70-го года в «Молодой Гварди» о романе забыли на долгих 19 лет. Да и потом книге не везло - в разгаре были новые веяния, приближались 90-е с их маниакальным стремлением перекрашивать чёрное в белое и наоборот по нескольку раз подряд, немало не задумываясь о сути происходящего. Так что изрядная часть тогдашней интеллигентной публики не преминула стыдливо забыть  автора - вдохновенного певца коммунистического будущего , которому в своё время безоглядно поверило их поколение. Когда же он сам прочёл «Час быка?» В  седьмом, что ли, классе, когда принялся вдруг вечерами просиживать в Некрасовской библиотеке, проглатывая  всю фантастику, до которой только мог дотянуться в их читальном зале… Зал был маленьким, длинным, и находился на втором этаже невысокого дома, выходящего торцом на Пушкинскую площадь. Помнится, он просиживал там до самого открытия библиотеки, а потом не спеша шёл вдоль улицы Горького в сторону Маяковки - а на углу, примерно там где через десять лет открыли первый в стране «МакДональдс», непременно выстаивал недлинную очередь к тележке, с которой в разлив продавали другую заморскую диковину - пузырящуюся «Фанту», только-только появившуюся в единственном в Москве месте - в преддверии предстоящей Олимпиады. И школьники из Черёмушек или Выхина ездили на недавно открывшуюся «Горьковскую»*. Интересно, он отучится когда-нибудь от старых, советских, времен его юности названий улиц и станций метро?

#* Сегодня ст. м. «Тверская»; открылась в 1979 г.

Да, вот вам и «гумилёвшина»… усмехнулся Семёнов.  - Чем, в конце концов, Чёрная Африка отличается от Абиссинии? А мир впереди - такой же непознанный, в известной нему истории - даже, пожалуй, ещё более непознанный, поскольку тогда люди просто не знали, что будет дальше, а теперь мы знаем - вернее догадываемся, - как НЕ будет дальше. Или - мы опять слишком много на себя берем?
За спиной забухали сапоги. Семёнов обернулся - от раскопа бежал Пронька.
- Олег Иваныч! - издали, на бегу принялся кричать казак. - Олег Иваныч, там Антип с Кондрат Филимонычем стенку продолбили - а за ней пещера с каменной истуканой! Идемте скорей, Олег Иваныч, а то господин поручик уже усих наружу повыгоняли и никого пускать не велели! Нельзя, говорит, армеуты вы эдакие , соваться, пока господин начальник искпидиции - вы, значить, -  самолично, не пожалует…

Отредактировано Ромей (23-11-2014 03:01:19)

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")