С вашего позволения - вернусь к своему сочинению...
***
- Ну так вот. До середины этого века, Конго было как бы сердцем независимой Африки - рассказывал Олег Иванович. Казаки, кондуктор Кондрат Филимоныч, «ординарец» начальника экспедиции Антип - все собрались у костра и, затаив дыхание слушали. Даже Кабанга, проводник-суахеле, забравшийся вместе с экспедицией так далеко от родных краёв - завороженно слушал «Белого Мгангу», как он именовал Семёнова. По русски Кабанга, разумеется, понимал лишь два-три слова - но всё равно сидел, не шевелясь и, казалось, впитывал каждый звук. В тёмных, навыкате, глазах суахеле отплясывали языки пламени костра - и они же плясали на отростках лезвия трумбаша, метательного ножа, с которым Кабангане расстаётся в джунглях ни на мгновение.
Садыков устроился в стороне от костерка - с винчестером на коленях. Он нарочно отпустил Проньку с караула, чтобы малый набрался ума, слушая ставшие с некоторых пор ежевечерними лекции начальника экспедиции.
- Европейцы в джунгли лезть мало рисковали - да небось и сами видите, почему. Тут дело не только в жестоком сопротивлении, что оказывают белым людям - как, впрочем, и арабам - уже знакомые нам с вами племена азанде. Живет тут много разных племен - банту, базунды, убанги, дикие людоеды бакуто, бассонго и бакуба; имеется среди низ даже раса карликов-пигмеев. Но дело не только в дикарях-людоедах -продвижение европейцев вглубь Центральной Африки сдерживают малярийные болота и сонная болезнь. Спасибо есть хинин или иезуитская кора, как называли раньше это средство - только он и позволяет белым активнее продвигаться вглубь внутренних областей экваториальной Африки и устраивать тут свои фактории.
А что им тут надо? Поинтересовался Кондрат Филимоныч. - Глушь ведь… неужто какую руду в этой земле копают?
- Деревня! - усмехнулся урядник. - А зуб слоновий? Из его в Европах бильярдные шары делают, да набалдашники к тростям - каких, небось, деньжищ стоит! А нямнямы его и вовсе за горсть пороха цельный бивень отдать готовы, или за лоскут яркий….
- Верно - подтвердил Семёнов. Вот с торговли слоновьей костью всё и началось. А потом - в Конго стали выращивать привезённое из Южной Америки каучуковое дерево - из его сока делают гуттаперчу, то есть резину - и тут-то возник уже совсем другой интерес , серьезный, денежный. И за Конго тут же принялись спорить европейские державы. Пока одиннадцать лет назад, в 1876 году, бельгийский король Леопольд 2-1 iосновал Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Центральной Африки - и себя же и назначил её председателем.
- Циви… чой-та? - удивился малограмотный Пронька.
- Цихфилизация - это по нашему обустройство жизни и порядок. - пояснил урядник - Чтоб города были или сёла, чтобы не корешки собирали и червяков жрали - а выращивали, как все добрые люди хлебушко. Нам господин поручик ишо на яхте рассказывали. А ты, неуч, меньше бы на чаек пялился!
Сконфуженный Пронька умолк, и Олег Иванович продолжил импровизированную лекцию:
- И этот бельгийский Леопольд - кстати, папаша его, первый король Бельгии, дослужился до генерал-лейтенанта на русской службе, командовал лейб-гвардии Кирасирским полком и в наполеоновских войнах, получил за храбрость золотую шпагу - так вот , сынок этого самого лейб-кирасирского полковника привлёк к работе самых известных европейских и даже американских учёных и путешественников. И послал своих агентов - под видом миссионеров и учёных - к местным племенам, чтобы те навязывали их вождям кабальные договоры. К примеру - знаменитого путешественника Генри Мортона Стэнли, да и не только его. Как раз этот самый Стэнли и привлёк внимание короля к бассейну реки Конго - раньше европейцы о нем и знать не знали.
И этот хитрый король пользуясь тем, что британцы никак не могли договориться ни с французами ни с германцами, подгрёб под себя огромные территории. Два гда три назад в Берлине европейские державы признали Леопольда II «сувереном» - ну, вроде как, единоличным правителем - захваченной территории, получившей отныне название «Свободное государство Конго». Только свободой в тех краях и поныне не пахнет - бельгийцы стали покорять местных негров, да так жестоко, что кровь рекой полилась.
Казаки притихли - всем было интересно послушать про зверства подозрительного нерусского короля с таким трудным именем.
Народу-то в бассейне рек Конго, Уэлле и Арувими - как листьев в лесу. - рассказывал начальник экспедиции. = Миллионы и миллионы! Чтобы держать их в покорности, Леопольд создал из разного местного сброда «Общественные силы» - а командовать ими поставил наёмных европейцев. Свою частную армию Леопольд вооружил лучшими бельгийскими винтовками и револьверами, и те принялись грабить местное население.
- От кровопийцы! - охнул Антип, живо сочувствовавший угнетённым конголезцам! Креста на ём нет, на энтом Леопольде!
- Крест-то может и есть, а вот совести точно нет и никогда не было. - подтвердил Семёнов. - Сначала бельгийцы стали грабить слоновую кость - посылали вглубь страны вооружённые отряды, брали с племён дань бивнями, ка кто сопротивлялся - жгли деревни. Дальше-больше, когда колонизаторам понадобились работники на каучуковые плантации, они стали силой брать туда местных обитателей - как рабов. Из этих место ещё 400 лет назад возили в большом количестве невольников. Чернокожие жители нынешних Североамериканских Штатов - как раз и есть потомки привезённых из этих мест рабов. Правда, тоггда европейцы не сами их ловили - покупали у прибрежных племён, которые несколько веков жили оной лишь работорговлей.
- Это что ж, своих же в неволю продавали? - удивился урядник. - Вот уж истинно, нехристи!
- а то у нас такого не было? - буркнул в ответ кондуктор. Вона, родитель мой рассказывал, как при запрошлом анператоре людей как собак продавали…
- так это у вас, в Расее - высокомерно хмыкнул казак. А у нас, в Сибири, отродясь такого не знали!
Так вот - рассказывал дальше Олег Иванович - Такие вот отряды «Общественной армии» опустошают огромные территории - и никто не может с ними что-то поделать. Условия работы на каучуковых плантациях ужасающие - негры тысячами тысяч гибнут от голода и болезней. А чтоб не бунтовали - власти берут женщин, детей, родню по деревням в заложники до конца сезона работ, и чуть что - рубят головы. Но каучук пошёл в Европу потоком - Леопольд Второй богатеет на глазах. Только в этом году бельгийцы вывезли из Конго аж две тысячи пудов каучука -и все увеличивают добычу.
А бельгийские плантаторы до того люты , что запрещают своим работникам-африканцам молиться не только своим негритянским богам, но даже и Христу.
- Да как же это - поразился уже урядник. - Как же их, нехристей бельгийских, земля-то носит?
- да вот так и носит - невесело усмехнулся Олег Иванович. - зато сколько народу перевели - не счесть! Ещё три года назад в Конго обитало миллионов 30; теперь уже на четверть меньше. А дальше…. И он безнадёжно махнул рукой.
В общем, на плантациях с неграми обращаются похуже чем с скотом. За малейшую провинность работников калечат и убивают а от солдат этих самых «Общественных сил» , для подтверждения того, что не зря переводят патроны, требуют отрубленные руки убитых.
Вот ведь изверги…. - пробормотал Урядник. А деньжищи-то куда? Бельгийский король в казну складывает?
- Если бы! отозвался Олег Иванович. Тут вот ведь какая штука - казна Бельгии - это казна Бельгии, а Конго - это вроде как личное владение короля Леопольда, и доходы с него - его частная собственность. Так что казне не достаётся ровным счётом ничего, а на деньги, полученные кровью местных негров король, говорят, содержит свою любовницу, Бланш Делакруа, прозванную европейскими газетчиками «королевой Конго». А всякий раз, когда короля обвиняют в том, что его люди творят здесь безобразные жестокости - его комиссары заявляют, что это совершенно необходимо для усмирения племен людоедов!
Как вам не стыдно, мсье Олег - раздался из-за костра недовольный голосок Берты. - Ну сколько можно повторять эти отвратительные сплетни? Поверьте мне, я лично знаю короля Леопольда - это милейший и очень культурный человек! Я уверена, что он просто неспособен творить все эти ужасные вещи, о которых вы рассказывает с таким пылом.
Семёнов, услыхав Берту, смутился и запнулся; казаки же недовольно загудели - рассказ начальника экспедиции произвел на них сильное впечатление. Ободрённый этой поддержкой, Олег Иванович ответил?
Ваш культурный Леопольд, мадемуазель Берта, ведёт себя в Конго как кровавый деспот. Ни Калигула, ни Нерон, ни все тираны древности, вместе взятые, не сделали того, что совершил в Африке этот скромный конституционный монарх маленькой Бельгии. Да он по сути ввёл здесь самое лютое крепостничество - такого и при Хмельницком на Украине не было, не то что в России! У него на плантации работника за малую повинность могут не выпороть, а просто съесть - а вы мне тут рассказываете о воспитании Леопольда второго! К тому же у этого вашего "короля-суверена" явственная мания величия - скоро молиться на свои статуи местных негров заставит, а столицу уже назвал своим именем - Леопольдвиль.
Ваш великий Пётр, как мне вспоминается, тоже назвал столицу своим именем - Санкт-Петербург - отпарировала, нимало не смущённая Берта. - И вообще, господа - не забывайте всё же, что я подданная этого короля - и хотя бы из уважения ко мне не отзывайтесь о нём дурно в моём присутствии!
Отредактировано Ромей (06-12-2014 02:17:14)