Позволю себе немного отступить назад.
Дополнение и изменение ближе к концу первой части книги (11-я глава)- когда Семёнов рассуждает об экспедиции в Африку.
Итак, путь наш лежит теперь через Красное море, вокруг Африканского рога, мимо абиссинских берегов, и далее - в Занзибар.
Когда путешествие это только планировалось, было высказано предположение начать сухопутную часть нашего маршрута отнюдь не из владений занзибарского султана, а много севернее - из залива Таджура. Связано это было с авантюрой совершено в духе Джека Лондона - каковую я тут и приведу целиком.
Некий Николай Иванович Аршинов, выдавая себя за атамана «вольных казаков» вознамерился ни много ни мало, как основать на Африканском Роге, в заливе Таджуру (в 21-м веке там находится Джибути) колонию «Новая Москва». Персонаж этот - уроженец волжского Царицына, к своим 30-ти годам успел уже приобрести скандальную известность захватом острова на Волге, попыткой создания станицы Черноморского казачьего войска на Кавказе, женитьбой на некоей миллионерше и путешествием в Абиссинию. Репутация отъявленного авантюриста тем не менее, не помешала Аршинову заручиться некоторой поддержкой власть предержащих, а так же петербургских изданий славянофильского толка - о нём всерьёз говорили, как о новом Ермаке. Столичная публика зачитывалась статьями о поседениях «православных казаков» в Африке - «Современные известия» на полном серьёзе написала, что-де, «Ермак и Кольцо триста лет тому назад поклонились царю Сибирью, ныне вольные казаки, те же и такие же, кланяются Русскому Царю Абиссиниею. (...) Продолжают они славить русское имя, являть русское мужество и на верховьях Нила, и в пустынях Судана, и в пажитях Месопотамии». А известный путешественник, доктор Елисеев, припоминал, что что «еще в 1882 г., в бытность мою в Египте, я слышал о наших казаках, пробирающихся в Абиссинию и кое-где живущих среди бедуинов Суакимской пустыни. С 1883 г. начинается более постоянное движение вольного казачества на Восток через Анатолию, Палестину и Суэцкий перешеек...».
Презабавный персонаж этой истории - сам Аршинов - находился во время подготовки нашей экспедиции в Москве, представляя публике свою персону как полномочного представителя казаков осевших на берегах далекой Африки. Старания его не пропали даром - в числе покровителей абиссинского атамана довольно скоро оказались советник обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, известные литераторы Катков Аксаков. Адмиралтейство так же проявило к этому некоторый интерес - ещё бы, станция на пути на Дальний Восток - это и возможность угольных погрузок и ремонта, и база для крейсерских операций - гп случай войны с Англией, к которой флот упорно готовится с самого начала 80-х.
В итоге, с армейских складов было выделено некоторое количество старого оружия, а для перевозки всего этого добра, а так же полусотни добровольцев в Африку предполагалось отрядить корабли Добровольческого флота.
Мне стоило немалых трудов отвертеться от участия в «абиссинском» проекте - я-то хорошо знал, что закончится эта затея довольно печально. В известной мне истории Аршинов и его сотоварищи сумели закрепиться в окрестностях брошенной египетской крепости Сагалло и основали там станицу «Новая Москва». Объявив земли вдоль моря на 100 верст и на 50 верст вглубь континента российскими владениями, они Началось строительство домов и разбивка плантаций. Но «Новая Москва» просуществовала недолго. Экономическим базисом предприятия стал банальный грабёж местного населения - казачки вследствие подступившего голода принялись изымать у аборигенов коров, коз, баранов - изрядно возбудив абиссинцев против русских.
К тому же русское поселение не пришлось по вкусу властям расположенных неподалеку французских колоний. 1889 году эскадра, с которую входили крейсер «Примоге» и канонерская лодка «Метеор», бомбардировали «Новую Москву». За 15 минут погибло шесть русских колонистов и еще 22 человека получили ранения. Не имея возможности сопротивляться, русские капитулировали и на следующей день были вывезены победителями в порт Обок.
Казус белли? Да ни в коем разе. К тому времени только-только был заключён союзный договор с Франции с Россией, скандал вокруг «Новой Москвы» благополучно замяли. Раздраженный Александр III выразил свое недовольство Аршиновым несколькими нецензурными словами, и на этом эпопея «абиссинских казаков» закончилась.
Всё это я, конечно, поведал барону Корфу - так что теперь есть хоть небольшая, а надежда, что в этом мире история русского поселения в Африке сложится более счастливо. В конце концов, «Манчжур» опоздала к пакостной выходке французов на какие-то недели; командовавший канлодкой Чухнин узнал о разгроме Новой Москвы, будучи в Адене, откуда до Таджуру рукой подать. И окажись в на рейде казачьей колонии новейшая русская канонерка… и дело тут даже не в превосходных восьми дюймовых орудиях - ни один из французских капитанов не сошёл с ума настолько, чтобы открывать боевые действия в подобных условиях, рискуя карьерой за столь наглое нарушение всх и всяческих международных норм.
Тем не менее, как база для экспедиции, залив Таджуру нас решительно не устраивал. Оставался, как это и было, запланировано с самого начала, Занзибар.
Отредактировано Ромей (13-12-2014 19:04:58)