А что вполне неплохо! Нет явных противоречий.
Отредактировано Генерал (16-12-2014 19:12:53)
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")
А что вполне неплохо! Нет явных противоречий.
Отредактировано Генерал (16-12-2014 19:12:53)
что ни день облуплялась снова
Немного перебор. а так вроде всё отлично.
С неделю думаю продержится.
тянулся к мачте витой тросик.
Заклёпочка - слово "витой" здесь лишнее, поскольку любой трос свивается из прядей (проволок). А у людей, далёких от моря "витой провод" ассоциируется в первую очередь со спиральным кабелем от телефонной трубки к телефонному аппарату.
Драить трёхсотметровый тросик, прихотливо развешанный на высоте клотиков,
Замечание о длине кажется мне лишним, точнее, сеющим сомнения в умы читателей. Корабль-то значительно короче. Логичнее сказать без количественных эпитетов, что-нибудь вроде "Надраить паутину тросиков, прихотливо раскинутую между мачтами на высоте клотиков ..."
А пока - визжал умформер; «излучающая сеть» с громом и треском посылала в эфир радиоволны.
Ну откуда там взяться грому? У Кренкеля, небось, гремел дизель с примитивным глушителем, а у ваших героев такого безобразия нет. Предлагаю вариант "... тарахтел мотор, визжал умформер, трещал передатчик и под эту какафонию "излучающая сеть" посылала в эфир радиоволны".
Кстати, ещё один нюанс забыл - в те времена генератор называли как правило динамомашиной или просто динамо. Соответственно, вместо "моторист включал возбуждение генератора" правдоподобнее сказать "... включал возбуждение динамо".
Окончание 12-й главы: пленная русская экспедиция.
***
Из переписки поручика Садыкова
со своим школьным товарищем,
мещанином города Кунгура
Картольевым Елистратом Бонифатьевичем.
«Привет тебе дружище Картошкин. Пишу тебе после долгого перерыва, да и письмо это моё вполне может оказаться последним. Дела наши невесёлые; не вдаваясь в подробности скажу только, что слуга нашей распрекрасной спутницы, о которой я уже не раз имел удовольствие писать тебе, оказался форменным иудой. И вот теперь сидим мы в темнице и гадаем, когда же «свобода нас встретил радостно у входа». Впрочем, имеется вероятность того, место этой дамы в античном хитоне займёт размалёванный туземец с ассагаем - только вот радости узникам это, боюсь, принесёт немного.
Но - обо всём по порядку. Вторую неделю, как мы пребываем на Центральной станции реки Конго; более отвратительную дыру ещё поискать. Не стану расстраивать тебя всеми здешними грустными обстоятельствами - скажу лишь, что не ожидал от европейцев, да ещё граждан такой просвещённой страны, как королевство Бельгия, столь отвратительной жестокости и бесчеловечности. Недаром говорят, что власть и деньги портят любого; в этой стране, где силой оружия можно добыть несметные богатства, власть развращает особенно быстро. В глазах наших тюремщиков жизнь чернокожего аборигена не стоит ровным счётом ничего, и мне остаётся только радоваться своему цвету кожи - в нас эти звери видят все же хоть и бесправных, но человеческих существ и обращаются с нами с известным пиететом. Что, впрочем, не мешает нам испытывать тяжкие сомнения насчёт нашей участи…
Но - во всяком мраке рано или поздно забрезжит лучик света; настал этот желанный миг и для нас. Ты не поверишь, братец Картошкин, но здесь, в самом центре Африки, на забытой богом и цивилизацией Центральной станции реки Конго, нашему начальнику посчастливилось встретить своего доброго знакомого!
Им оказался немецкий инженер-путеец, много работавший в России. Зовут этого господина Курт Вентцель; Олег Иванович познакомился с ним в пролом году при весьма драматических обстоятельствах - они оба пережили бунт дикарей-вогабитов в турецкой Бассоре и, как оказалось, с трудом вырвались на каком-то удивительном сухопутном броненосце, именуемом «шушпанцер». Герр Вентцель уверяет меня, что идея этой удивительной машины принадлежит - кому бы вы подумали? - четырнадцатилетнему сыну нашего начальника (название парового агрегата сочинено кстати тоже им.). Если это так - мне остаётся только жалеть о том, что этого молодого человека нет сейчас среди нас, поскольку тучи над нашей головой, как оказалось, сгущаются нешуточные.
Выяснилось, что на Центральной станции назревает кровавый бунт. Это неудивительно, если вспомнить о жестокостях, которые тут творятся - но обыкновенно вооружённого отряда местных «общественных сил» оказывается довольно, чтобы держать работников в узде. Но не сейчас - герр Вентцель поведал нам (он, кстати, прекрасно говорит по русски) - что в окрестностях станции скапливаются мятежные племена, только и мечтающие предать огню гнездовье своих лютых врагов. Бельгийцы озабочены; говорят, мятежников возглавляет какой-то местный Емельян Пугачёв, прославившийся уже кровавыми беспорядками в других уездах Свободного государства Конго.
«Вам бы радоваться, - скажешь ты - ведь повстанцы намерены сокрушить стены вашей темницы!» Ан нет - заняв станцию, мятежные негры перво-наперво предадут смерти всех белых, особо подвергая пыткам тех, кому не посчастливилось угодить к ним в руки живыми. То, что мы в свою очередь являемся пленниками их тиранов, мятежникам ещё надо понять - и боюсь, мы до этого светлого момента не доживём. Да и не поймут они, скорее всего - для них любой белокожий лютых враг и, право же, насмотревшись на то, что творят здесь слуги короля Леопольда, я этому нисколько не удивлюсь. Помяни моё слово, братец Картошкин - ещё не один десяток лет на берегах Конго стране будут всходить ядовитые всходы из семян, которые падают в эту несчастную землю сейчас.
Нападения племён ожидают со дня на день; герр Вентцель по многу часов не оставляет повреждённый пароходик, ремонтом которого он занят. Это единственный транспорт, на котором можно надеяться обречённую станцию - так что сам понимаешь, дружище Картошкин, настроение моё далеко от праздничного. Не буду утомлять тебя прощаниями -но всё же, если господь не даст нам более свидеться - помяни при случае добрым словом своего верного приятеля…
Писано на центральной станции Конго,
в заключении, бог знает какого числа
месяца апреля сего, 1888-го года.
Отредактировано Ромей (16-12-2014 21:30:11)
При всём моём уважении к автору на чём пишет поручик? У них же всё отобрали.Или как в <<белом солнце пустыни>> он мысленно.
Отредактировано Генерал (16-12-2014 20:26:54)
Так вроде было, что Садыков ухитрился сохранить лист бумаги и огрызок карандаша.
Было-было. Эдакий мини-рояль - специально, чтобы сохранить форму письма.
Отредактировано Ромей (16-12-2014 20:50:47)
размалёванный туземец с ассагаем
Есть небольшая проблемка конго это экваториальная африка а ассегаии использовали племена в южной и юго-восточной.
Я не слишком надоедаю?
Что вы.
В дневниках В.В. Юнкера я встречал слово "ассагай" по отношению к оружию племён в том числе и в этом регионе. Возможно, имеет место быть дрейф терминологии - но я пользуюсь наиболее характерной именно на тот момент, тем более, что экспедиция идёт по следам Юнкера и неоднократно ссылается на его дневники. Отсюда -и огромнейшие разночтения с принятыми географическими названиями и самоназваниями племён.
Кроме того, охотничьи копья в общем, все в той или иной степени похожи, и с чего бы путешественникам, привыкнув уже называть эти "пыряла с зубом" ассагаями, выдумывать какое-то иное название - тем более, что местное для них почти наверняка непроизносимо.
Это ещё Садыков, как человек интеллигентный и учёный употребляет этнографически корректный - как ему кажется - термин. Казак - тот просто скажет " с рогатиной" - и по своему будет совершенно прав.
Отредактировано Ромей (16-12-2014 21:23:25)
Само слово ассегай пошло от португальцев а они переделали на свой манер арабское слова аз-загай (копьё)
Отредактировано Генерал (16-12-2014 21:29:00)
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")