Кстати об англичанах. Помнится, я не раз и не два упоминал о литературе жанра альтернативная история? Ну да, конечно- поскольку мы сейчас в этой самой «альтернативной истории» и находимся, я, ещё до печальных Московских событий, навсегда (во всяком случае - надолго) отрезавших нас от «родных» времен, перечитал всё стоящее в этом жанре, о чего смог дотянуться. Из тех, что посвежее, разумеется - я наивно полагал, что до 90-х годов в нашей литературе «альтеративки» отсутствовали как явление, ну а западные - по большей части, переигранные варианты войны Севера и Юга или очередное не слитое Буонапартием Ватерлоо - меня не сильно интересовали.
И представьте, каково было моё удивление, когда я открыл книжицу, позаимствованную скуки ради, у «корейского» минёра! Именно с ней я и прохлаждаюсь сейчас на фор-марсе; роман «Крейсер «Русская Надежда», написанный неким Конкевичем и изданный в 1887-м году в Санкт-Петербурге в издательстве Любавина, оказался типичнейшей альтернативкой - в наше время подобную книгу назвали бы «боевой фантастикой ближнего прицела». Знаете, много было таких - со страницы на страницу бравые русские спецназовцы и лётчики отвоёвывали то Арктику, то Калининград, то Донбасс, в резали американских «морских котиков», сотнями жгли, как картонные коробки «Абрамсы», десятками топили авианосцы. При этом, конечно и сами несли потери - в виде отстреленного уха или пробитой очередью из американской тяжёлой гаубицы покрышки БТРа главного героя. Хотя, это я, пожалуй, зря; в чём-чём, а в описании технических деталей - «заклёпках», как принято говорить на тематических форумах - эти авторы не знают себе равных.
Так вот. «Крейсер Русская надежда» оказался типичным - и, похоже, самым первым! - представителем этого жанра, столь востребованного в нашем родимом 2014-м году. Но, кстати, и понятно - как и в 1885-м, когда был написан этот роман, в нашем 2014-м отчётливо пахло большой войной; а малая уже вовсю шла - и на Украине и в Сирии и в Ираке и бог знает ещё где. Так что неудивительно, что схожие ожидания породили схожую литературу - точнее, одноразовый книжный продукт, с успехом, тем не менее, отвечаюший вполне реальные, злободневным запросам на патриотический энтуиазм в стиле «милитари». Эдакий танковый биатлон от литературы - эффектно, востребованно и даже, пожалуй, полезно - но обречено на скорое забвение вне актуальной линии внутренней и внешней политики.
Открыв творение господина Конкевича с таким вот примерно настроем, я неожиданно увлёкся сравнением образчиков жанра «боевой фантастики», разделённых почти что ста тридцатью годами. Понятное дело, корабль, имя которого носит роман (продвинутый вариант того клипера, что следовал за «Корейцем» вторым мателотом) геройствовал на просторах мирового океана, всячески истребляя главную гадину - Британскую империю. А точнее - её морскую торговлю; как и какое-нибудь «Зона боёв - град Собачинск», в основе сюжета лежала господствующая в настоящий момент военно-морская доктрина.
Сходства добавляло ещё и то, что здесь, в 1888 году, российский Императорский флот только-только выкарабкался из ничтожного состояния, и начал громко заявлять о себе. Символом этой «Русской надежды», безусловно, были клиперы и корветы - белокрылые «гончие морей», призванные заставить дрожать в страхе английские биржи и страховые компании. Точно так же после первой чеченской войны российская армия принялась - потихоньку, но неотвратимо - выбираться выбралась из гнилого болота 90-х. Только символом этого явления стали танки и пятнистые банданы спецназа.
Конечно, у книжных «водителей фрегатов» всё получалось как по писанному - снаряды попадали в цель, вражеские корабли тонули, уцелевшие спускали флаги, а старая базарная торговка Британия колотилась в приступе паники. В общем, шапкозакидательство - хорошим, старым литературным слогом.
А что? Ну неймется России повоевать с англичанами из-за Средней Азии! Наш ответ Чемберлену - или кто у них там, маркиз Солсбери? - давно готов: заблаговременно вывести из Севастополя и Кронштадта корабли, у которых рангоут и парусность достаточны, а индикаторных сил аж 6500 (эх, во Владивостоке бы базу!); заслать надежных офицеров агентами к нейтралам. А дальше - в нужный момент вскрыть запечатанный пакет и — БИТЬ. По торговле - коническими новейшими снарядами, согласно последним артиллерийским наставлениям. Ага, как же, новейшими - поговорите об этом с нашим старшим артиллеристом, он вам много чего расскажет - и всё по матери. Всю политику объяснит…
Ну да, разумеется; в книге, тем не менее, снаряды, как вы понимаете, были отпущены нужного типа и точно в срок. И понеслось, в Индийском океане, в Атлантике: «Пенька, сигары, сахар, чай, кофе, гуттаперча, тик, камфора и прочие ценные материалы — вместо лондонских доков — шли ко дну или горели среди океана ... попались два драгоценных груза — пароходы «Жардина», оптового торговца опиумом». Уголь - ерунда, не проблема; углём снабдят дружественные германцы, раненых же можно оставить на попечение нейтральной Голландии. Блокада Мельбурна, разгром Ванкувера, Бомбей горит «благодаря двойной порции коньяку ничего не понимавшим арабам и усердию своих матросов». Всеобщим восстанием охвачены Ирландия и Индия, русская армия перешла Инд, а эскадра Кузнецова идет в ставший и навсегда отныне русский Гонконг. Ничего не напоминает?
И самое забавное - в судовой библиотеке имеется эта книга ещё и в английском, лондонском, текушего, 1888 года издании. Вот они, истоки политической толерантности 21-го века - в полный рост и по всей роже!
Фантастика? Пожалуй, что и фантастика. Ну вот скажете - кому придёт в голову, что можно в реальности поставить на колени Британскую империю при помощи четырнадцати пушек и шести торпедных аппаратов? Да кому только не придёт! Официально, высочайше утверждённой, выношенной под шпицем военно-морской доктриной как раз и рекомендовалось, крейсерское «бей, беги»- всеобщая идея фикс XIX-го века, завладевшая умами моряков после крейсерства «Алабамы»… а ведь всего каких-то пару месяцев назад, я сам - САМ! - предлагал маститым капитанам первого ранга бесспорные, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ПРИНЯТИЮ ВО ВНИМАНИЕ статьи о том, как трижды за 20-й век давал сбой этот эффектный внешне сценарий. Как уже в русско-японскую войну воплощение этой концепции создатель «Jane fighting ships» обозвал пародией, годной лишь для того, чтобы загружать работой призовые трибуналы.
В общем, хихикать, упиваясь своим послезнанием можно долго и со вкусом; но куда,с кажите на милость, деться от того, что я - здесь и сейчас! - иду чуть ли не вокруг света для того, чтобы, если придётся, воплощать в жизнь эту самую концепцию? А что? Отец, перед тем, как отправиться в в Африку, не раз говорил о том - информация о нашей «капсуле времени», прими её всерьёз высокие европейские кабинеты, вполне может привести к Мировой Войне. И эта информация, давно уже просочилась, и давно обсуждается где следует - мне ли не знать этого, после той лихой погони в Выборгского заливе? И во время очередного захода в какой-нибудь Вальпараисо господин капитан 1-го ранга Остолецкий получит от русского морского агента запечатанный пакет, а то и просто развернёт газету - и объявит, собрав офицеров в кат-кампании: «Господа, война Великобритании объявлена; Россия и Государь ждут, что мы честно исполним свой долг». Матросы дружно прокричат «ура» - и раненько утром мы выйдем на внешний рейд, навстречу застилающим горизонт дымам английской эскадры...
И почему это меня не тянет больше хихикать над военными альтернативками?

Обложка английского издания 1888 г.
Отредактировано Ромей (25-12-2014 19:34:50)