Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")


Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")

Сообщений 881 страница 890 из 906

881

Зануда написал(а):

Кажется, стереоскопические дальномеры тогда ещё не вошли в обиход - даже в Русско-Японскую ещё встречались микрометры (принцип действия - как у шкалы на современном снайперском прицеле: измеряется видимая высота мачт мишени и пересчитывается из угла в дальность по взятой из справочника их (мачт) высоте в метрах). Осмелюсь предложить вариант "Комюсу" пришлось жарко с первого же залпа, будто на "Корейце" у артиллеристов был спиритический хрустальный шар. Капитан маневрировал, пытаясь сбить русским прицел, но безрезультатно.

Согласен. Изменю.
- Увы - развёл руками Худ. - «Комюсу» пришлось жарко с первых же залпов - будто у артиллеристов «Корейца» имелся спиритический хрустальный шар, безошибочно указывающий им дистанцию и скорость цели.

Зануда написал(а):

Коллеги, я сейчас в поездке, много писать не могу, но не могу и удержаться от замечаний. Возможно, запоздалых:

1) По мачтам лазить и канаты вязать много кто умеет. А вот если рухнула грот-мачта и выведена из строя часть корабельной артиллерии, то и радиорубка с большой вероятностью повреждена. Потому осмелюсь предложить изменить подвиг Георгия Романова с лихого лазания по мачтам например, на сбор в кратчайшие сроки из ЗИПа и других комплектов радиоаппаратуры (упоминались в начале романа) работоспособного передатчика взамен разбитого. Ну или что-нибудь в этом роде.

С точки зрения технической и заклёпочной логики - вы, безусловно, правы.
Но это всё же приключенческая книга, адресованная в том числе и подросткам.
Так пусть уж его лезет - в угоду пущей зрелищности и событийности.
Тем более, он там не булини вязал, а как подобает герою-связисту срастил кабель.... а для такого дела не всякого матросика пошлёшь.

Отредактировано Ромей (28-01-2015 19:17:44)

0

882

Зануда написал(а):

Кажется, стереоскопические дальномеры тогда ещё не вошли в обиход - даже в Русско-Японскую ещё встречались микрометры (принцип действия - как у шкалы на современном снайперском прицеле

Вошли но не в полной мере. Микрометры ставились на башни г.к.(главного калибра) (чаще всего)как вспомогательные, ими пользовались  при повреждении дальномера, или утрате связи с главным дальномерным постом

+1

883

Нашёл. На "Корейце" были микрометры.

- Увы - развёл руками Худ. - «Комюсу» пришлось жарко с первых же залпов - будто на дальномерном посту  «Корейца» вместо штатных микрометров Люжоля* стоял спиритический хрустальный шар, безошибочно подсказывающий дистанцию до цели и её скорость.

Вот. Пустячок , а приятно. Заклёпка.
Спасибо что указали на ляп.

Отредактировано Ромей (Сегодня 20:27:29)

Отредактировано Ромей (28-01-2015 21:11:03)

0

884

Вариант в сообщении 883 не вяжется с просьбой черчилля-ст. рассказывать без технических подробностей. Может, сократить до "как будто у русских были не обычные микрометры (ссылка с разъяснением), а спиритический хрустальный шар...

+1

885

Зануда написал(а):

Вариант в сообщении 883 не вяжется с просьбой черчилля-ст. рассказывать без технических подробностей. Может, сократить до "как будто у русских были не обычные микрометры (ссылка с разъяснением), а спиритический хрустальный шар...

Ну это настолько мелкая деталь что не важно будет ли упомянут Люжоль в тексте или ссылке к нему.

0

886

Всё не могу остановиться.
пара дополнений.
Первое - к эпизоду с плаваньем по реке, уже после побега с Центральной станции.
Необходимое дополнение касательно инженера Курта Вентцеля, а то что-то он у меня в воздухе повис....

Следует сказать несколько слов о нашем новом спутнике, моём добром приятеле, инженере Курте Вентцеле. Судьба свела меня с ним почти два года назд, в Басоре, во время вогабитского мятежа. Тогда мы вместе выбирались из охваченного кровавым безумием города на самодельном безрельсовом бронепоезде. Позже, в Александрии, Курт - спасибо ему! - познакомил нас с Бурхардтом, и с этого начался новый виток приключений, приведший меня сюда, на берега Конго.
Я, разумеется, не забыл признания археолога в сотрудничестве с германской разведкой - и у меня есть немало причин полагать, что герр Вентцель так или иначе, причастен к тому же занятию. С чего иначе ему так резко менять планы, отказываясь от солидного поста в России в пользу этой гнилой африканской дыры? Тем не менее, Вентцель здесь - и, насколько я разбираюсь в людях, его вовсе не радует то, что вытворяют на берегах Конго агенты короля Леопольда. Видимо, германский Генеральный штаб полагает полезным присматривать за сомнительными начнаниями бельгийцев в этой части Африки… а может, их осведомлённость куда глубже, чем это представляется на первый взгляд? И объектом их внимания являемся именно мы, а вовсе не колониальная коммерция короля-маклера Леопольда 2-го и афериста Стрейкера? Хотя - интересы кайзеровского генштаба весьма многогранны, и Африка всегда занимала в их планах не последнее место. И если Вентцель действительно разведчик - он, конечно, не мог обойти вниманием столь любопытные события.
Я старательно избегаю говорить с Куртом о счастливых совпадениях или внезапных переменах планов. Он, похоже, прекрасно всё понимает - что ж, такой молчаливый нейтралитет устраивает нас обоих. К тому же я чувствую себя перед немцем в долгу - без помощи Вентцеля мы нипочём не сумели бы вырваться с Центральной станции. История Бассоры и парового шушпанцера повторилась, правда в неожиданном ракурсе.
Остаётся, правда, вопрос -а стал бы Курт содействовать нашему побегу, не случись столь вовремя нападения дикарей? Но это, как говорится, «скрыто туманом неизвестности»; гадать же на пустом месте - занятие неблагодарное и пустое…

Далее: к эпизоду с Семёновым, на борту "Корейца", на обратном пути:

....Есть и иные достижения - но для того, чтобы рассказать о них боюсь, не хватит тех нескольких страниц моей дорожной тетради, что остаются ещё незаполненными.
И, кстати - можно быть совершено уверенным, что никакой катастрофы царского поезда 29 октября сего, 1888 года, близ Борки не случится. Собственно, её и так могло бы не случиться - слишком уж тонка ткань Истории и слишком сильно она пошла морщинами после наших вмешательств. Но тут - причина куда более очевидная; оказывается, Александр 3-й, прочтя любезно подготовленный для него Корфом доклад, долго кряхтел, качал головой - а потом взял да и распорядился учинить ревизию всего путейского хозяйства: сверху донизу, начиная с царских составов и Николаевского вокзала столицы, заканчивая полустанком близ города Собачинска. Так что, учитывая особое внимание, которое уделяет Каретников августейшему здоровью - царствовать теперь Александру не одно десятилетие. И слава богу - лучшего правителя у России ещё не было.

Судя по рассказам Корфа, в России исподволь начинаются процессы, вовсе не имеющие - на первый взгляд - отношения ни к информации из будущего, ни к подхлёстнутому ею техническому прогрессу. История с предотвращённой катастрофой царского поезда в этом плане весьма показательна: похоже, в верхах - в САМЫХ верхах - задумались: «почему система (и люди в ней) работают именно так, и могут ли они работать иначе? И сколько ещё можно не трогать систему, не решаться на её структурные изменения А ведь они давно назрели - причём не говорильня парламента и "права и свободы", а глубокая перекройка общества и экономики. И если и дальше благодушествовать, пряча голову в песок и упиваясь триединством «Самодержавия, православия и народности» - то ведь доупиваешься до того, что однажды систему снесут  - вместе со всеми, кто в неё вовлечён.Как случилось это у нас, в 1917-м году, а началось, увы,  куда как раньше. Теории, касающиеся разумного переустройства общества давно уже бродят в кулуарах, да и в доставленной из 21-го века информации хватает материалов для размышления.  Хочется верить, что те, кому положено решать,  не станут ждать  прихода спасителей, вроде Столыпина и Зубатова* - а уже сейчас начнут принимать меры. Между прочим,   Серёжа Зубатов, отчисленный четыре года назад из гимназии за связи с нигилистическим кружком, уже пристроен к делу в ведомстве Корфа - вместе с молодым, подающим надежды, да к тому же только что пожалованным в камер-юнкеры столоначальником  Департамента земледелия и сельской промышленности, Петром Аркадьевичем Столыпиным.

#* Серге́й Васи́льевич Зуба́тов -  создатель системы политического сыска дореволюционной России. Приобрёл широкую известность благодаря созданной им системе легальных рабочих организаций, направленых на установление союза рабочего класса и монархии.

Так вот, о переменах… и не только о них. Скорее уж о людях -и о тех местах, которые они занимают. Взять хоть ту же историю с  царским поездом -  который, исходя из формальной логики,  должен быть образцово-показушным, тютелька в тютельку, по инструкции. А на деле - оказался составлен с нарушением всех норм, установленных действующими документами! Вопрос: почему? Простейший, он же неправильный ответ: «привычка озираться на руководство, подавление любой разумной инициативы снизу».
Как бы не так: привыкший озираться на руководство, отученный от инициативы служащий  предпочтёт в любом случае увильнуть от ответственности. Причём - простейшим способом: сделает все СТРОГО по инструкции. Написано "чугуний" - грузим чугуний, и по плевать, что не взлетит…

А  те, кто отвечал за составление царского поезда, инициативу, как раз  проявили, да ещё какую! С прямым нарушением требований многочисленных инструкций, прекрасно понимая, чем это грозит. Но  взяли-таки на себя  ответственность за возможную аварию - причём, на всех уровнях, включая и высокое руководство,  которому, казалось бы, подставляться под возможное ЧП, да ещё с таким поездом и такими пассажирами не резон; последствия ведь - дураку ясно...
А железнодорожному начальству и исполнителям, выходит, не ясно; правда, они и не дураки. Только двигали ими не те соображения, какие подсказывает формальная логика. Во главе угла стояла не безопасность поезда, а комфорт августейших пассажиров. Ведь авария - она может случиться, а может и не случиться (раньше-то обходилось, причём не раз!), зато монарший гнев с оргвыводами случится непременно - если заставить государя скучать и ждать, как простолюдина,  или скажем,  государыню укачает в дороге…
И так - во всём, во всех звеньях управления государства. Впрочем, не буду повторять то, что давно уже сказано и Гоголем и Салтыковым-Щедриным - да кто только не изощрялся в остроумии на тему русского чиновничества! Выходит, дошли руки? Что ж, оно будет поважнее любых радио-и фотопроектов… если, конечно, не уйдёт водой в песок, как привычная расейская кампанейщина. Работы предстоит невпроворот,  и становится дурно, стоит только прикинуть, сколько сопротивления придётся преодолеть новым реформаторам:  от глухого кухонного бухтения до прямого саботажа; от парламентских - будут ещё и такие! - протестов до того самого, «бессмысленного и беспощадного». И убеждать придётся и доказывать, и агитировать, и спорить с пеной у рта. И  уж конечно, стрелять - никуда от этого не деться,  по другому подобные дела не решаются. «Ваще» -как сказал бы Ванька.
Одно утешение - делать это придётся не мне. И не подумайте, что я таким образом уклоняюсь от ответственности - хотя и это есть, чего уж скрывать. По моему глубокому убеждению, верх безнравственности - пытаться лезть с преобразованиями и скороспелыми реформами туда, где ты и сам ориентируешься лишь умозрительно. А уж естли ты и вовсе чужак в этом мире - ну хорошо, не совсем  чужак, скорее  только-только освоившийся новосёл - то о попытках решать что-то за его обитателей лучше забыть. И оставить правл принимать большие решения тем, кто имеет на это самое что ни на есть исконное право.  «Миропомазан» на это,  так сказать - странное, но на редкость удачное в данной ситуации слово!

Но - вернёмся к нашим баранам. Как это ни удивительно, Корф отнёсся к моим словам о фиаско экспедиции довольно скептически. Он внимательно выслушал соображения о возможностях, которые могли бы открыть артефакты Скитальцев - собери мы их воедино - и постарался, как мог, меня успокоить. Хотя, я к тому моменту уже не нуждался в утешениях; жизнь есть жизнь и она, в отличие от иных книжиц, состоит не их одних триумфов. Сделано, что ни говори, немало - и то, что статуя тетрадигитуса оказалась у англичан - ещё не означает, что он потеряна для нас совершенно. «Будем посмотреть» как говорит наш дорогой друг Яша; в конце концов, гордые бритты - нация торгашей, и видит бог, нам есть чем с ними сейчас поторговаться…

Там же - финальные рассуждения о Вентцеле:

В самый разгар торжеств как-то незаметно исчез Курт Вентцель. Он проделал с экспедицией весь путь в Европу - от самой Центральной Станции, через Бому, Санта-Крус-де-Тенерифе, Лиссабон - и вот здесь, в Бресте избавил нас от своего общества. Немецкий инженер вызывает у меня двойственные чувства: с одной стороны, я не сомневаюсь, что герр Вентцель оказывает услуги кайзеровским секретным службам, а с другой - уж очень многим мы обязаны этому человеку. И если чутьё меня не обманывает, это не последняя наша встреча - недаром прежде чем уйти по английски, не прощаясь, Курт подсунул под дверь моей каюты кремовую картонку с берлинским адресом и инициалами.

Отредактировано Ромей (29-01-2015 16:22:14)

+3

887

и ещё - необходимая концовка эпистолярного романа поручика Садыкова:

***
Из письма поручика Садыкова,
адресованных его школьному товарищу,
мещанину города Кунгура
Картольеву Елистрату Бонифатьевичу.

Ну вот, братец Картошкин, я и шлю тебе письмо - первый раз, с того момента, как мы покинули границы цивилизованного мира. Собирался отправить депешу ещё с испанского острова Тенерифе - да рассудил, что «Кореец» прибудет в Европу уж всяко не позже рейсового пакетбота, да и решил отложить до европейских портов.
Стоим мы во французском Бресте, в окружении французских, британских и бог знает ещё чьих военных кораблей; скромная канонерская лодка неожиданно приобрела статус флагмана, и ей теперь салютуют и иностранные броневые калоши, и русские фрегаты и даже элегантная красотка, царская яхта «Держава». Она-то и должна была приютить в своих роскошных каютах Великого князя Георгия - но государев сын категорически отказался покидать канонерку и своих друзей. Так что великокняжеский брейд-вымпел по прежнему полощется на стеньге «Корейца» - и плавучие стальные махины  приветствуют его со всем положенным пиететом.

Почтовая служба в Европе работает с точностью швейцарского часового механизма; тем не менее, следуя совету вежливого консульского чиновника, я отправил пакет с письмами  - а и немало накопилось за это время! - с русской дипломатической почтой. Пакет любезно приняли и обещали доставить как можно скорее - двух недель не пройдёт, как ты будешь надолго обеспечен увлекательным чтением. А то наберись терпения - и услышишь обо всём из первых, можно сказать, уст.
Хотя - сомнительно, чтобы я оказался дома в скором времени. По прибытии в Петербург нас ожидает бездна писанины - и тебе отчёты по экспедиции, и обработка собранных твоим покорным слугой картографических материалов. В пути я не забывал всё же о своей специальности - и все эти кипы заметок, набросок, кроков мне удалось сберечь во всех перипетиях путешествия и плена. Занятие это на долгие месяцы - а если учесть, что плоды исследований надо будет согласовывать с результатами Василия Васильевича Юнкера, то заниматься этим придётся непосредственно в столице.
Как выяснилось, и мне не чужд бес тщеславия - здесь, на борту канонерки, я уже предвкушаю дождь почестей, что прольётся на меня по возвращении в стенах Русского Географического общества. Первая большая русская экспедиция в тех диких краях - это чего-то да стоит: хотя, конечно, я ни на секунду не забываю, чем обязаны мы трудам нашего предшественника. К тому же, есть подозрения, что я не задержусь в картографическом корпусе Генерального штаба: мне сделано крайне заманчивое, да и чего скрывать, лестное предложение - и к тому же относящееся к разряду тех, от которых не принято отказываться. Я полагаю, что и в вашей патриархальной глуши уже известно о новом Департаменте Особых Проектов, не так давно пополнившем список высоких имперских учреждений. Там и продолжится моя карьера - а о том, чем предстоит заниматься на новом месте службы мне остаётся пока только догадываться.
К тому же всё чаще одолевают меня сомнения - а не попробовать ли свои силы на ниве беллетристики? Собирая для тебя эту корреспонденцию, я невольно перечитал свои письма - право же, приключений, о которых я писал тебе из письма в письмо не постыдились бы и персонажи увлекательных романов мсье Буссенара с Жюлем Верном. Может и правда мне взяться за перо, как ты полагаешь, дружище? Беда только, что в гимназии я никогда не имел приличных баллов по словесности - так может ты примешь на себя обязанности моего жизнеописателя? Не зря твоим талантам дружно поют дифирамбы литературные круги нашей кунгурской провинции,  проча их владельцу славу большого литератора и публициста. Вот тебе и повод - а, впрочем, поступай, как знаешь. Если откажешься - в обиде не останусь и принуждён буду самолично испытать свою хромую писательскую музу.
Так что - надеюсь всё же выкроить время и навестить в скором времени родные пенаты. Так что встреча наша, дюша мой Картошкин, если и откладывается - то ненадолго…

Писано на борту канонерской лодки «Кореец»
в августе сего, 1888-го года,
на рейде французского порта Брест.

Отредактировано Ромей (29-01-2015 14:26:28)

+2

888

Генерал написал(а):

Ну это настолько мелкая деталь что не важно будет ли упомянут Люжоль в тексте или ссылке к нему.

Не беда. Упомянул  между прочим.
А читателям полезно - с сугубо познавательной точки зрения.
К тому же есть у меня убеждение - ещё с детства, со знакомства с Пикулем - что такие вот неожиданные технические детали придают тексту убедительности и правдоподобия. Не в плане "автор типа всё знает", а своего рода рельефности восприятия обстановки.

Отредактировано Ромей (29-01-2015 11:47:58)

0

889

Ромей написал(а):

российская компанейщина

кАмпанейщина.
А вообще +100500 конечно. Жаль, что в плюсомёте столько припасов нет.

+1

890

Спасибо за столь лестную оценку!

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")