Set Sever написал(а):Нужно попадание в игру? К чёрту предисловие. Никто же не расписывает межвременной информационный перенос сознания посредством тахионного потока, дабы подселиться в тело Тухачевского. Если элемент ослабляет конструкцию и вызывает нарекания - попробуйте обойтись без его.
Занятно. А вот у меня такое впечатление, что именно пренебрежение этим элементом "конструкции" во многом породило жанр РПГ.
Тут немало прозвучало обвинений в несерьёзности, меркантильности и вторичности...
Но в определённом смысле жанр лит-РПГ не вторичен, а как раз первичен. И я попробую объяснить, в каком.
Если кто интересовался романами века XVII - XVIII, то мог заметить, что каждый из них начинается предисловием автора, разъясняющим читателю, что это подлинные воспоминания или, как минимум, найденная рукопись, или, в крайнем случае, записано со слов главного героя. Независимо от степени фантастичности сюжета. Объяснялось это просто, у неизбалованного еще романами читателя (священные книги не в счет) была плохо развита вторичная вера - способность переживать вымышленные события как реальные - и потому заведомо вымышленную историю он бы не стал покупать и читать. Потом романтики успешно преодолели этот барьер, хотя даже Достоевский называл свой рассказ "Кроткая" фантастическим на том основании, что там представлен монолог совершенно правдоподобный, но который никто не мог записать. "Если б мог подслушать его и всё записать за ним стенограф, то вышло бы несколько шершавее, необделаннее, чем представлено у меня, но, сколько мне кажется, психологический порядок, может быть, и остался бы тот же самый. Вот это предположение о записавшем всё стенографе (после которого я обделал бы записанное) и есть то, что я называю в этом рассказе фантастическим" .
К концу 20 века фантастика набрала уже такие обороты, что объяснение фантдопущения стало совершенно не обязательным, не говоря уж об убеждении читателя, что "все так и было на самом деле"
И первые произведения в жанре АИ появились еще на этой волне старой книжной культуры.
Но вот пришло новое поколение, которое проходит "Алладина" полностью за 15 минут в 4 года от роду (потому что родители не разрешают больше 15 минут сидеть за компом). А вот со старыми книгами у них проблемы. Даже Дюма скучен и нечитаем. Что говорить о "высокой" фантастике, которая требует (и нехило требует) этой самой книжной культуры в бэкграунде? А приключений в иных мирах хочется. Появляется литРПГ.
В чём особенность литРПГ?
В том, что это почти не фантастика. Она не требует вторичной веры, ну или очень-очень мало. Для попадания в другой мир тут не нужны древние боги или сбоящий тахионный генератор инопланетной расы. Достаточно купить новую игру, нейрошлем или капсулу. Вот наличие таких технологий - это самое большое фантдопущение в литРПГ. А остальное вполне объяснимо с точки зрения здравого смысла. Монстры? Созданы разработчиками. Простой школьник становится героем? Ну, в этом же и есть смысл игры. Нет окончательной смерти? Ну, это же игра, верно?
Игровые логи - это тот самый якорь, который позволяет читателю все время помнить, что речь идет об игре, "все по-настоящему, это не фэнтези какая-нибудь". Читателей старой формации они, естественно, раздражают. Но раз они востребованы в книгах жанра, а жанр востребован читателем, значит "это кому-нибудь нужно" (с).
В то же время литРПГ - это именно "приключения в другом мире", а не роман о буднях геймера, поэтому игровой мир в нём идеализирован.
В настоящих ММОРПГ, как тут справедливо замечали, есть жесткие рамки, и баланс, и вредные админы, которые спешат лишить игрока счастливого шанса вырваться вперёд без больших затрат времени и сил либо денег. Это потому что в игру играют тысячи человек и шанс должен быть у каждого.
А в романе-приключении герой обычно один и он должен быть особенным. Кстати, как и в обычных, "сингловых" играх. Поэтому, хотя новеллизации таких игр появились раньше чем литРПГ, они не создали особого ажиотажа. Ну приключение по мотивам игры, ну и что. Если вы в эту игру не играли - обычная фэнтези или постап. Если играли - фанфик.
Нет внутреннего противоречия - нет и развития.
В литРПГ оно есть и требует решения. В результате нужны новые допущения.
Во-первых, наличие мощных ИИ, позволяющих отказаться от жестких алгоритмов прохождения. Во-вторых, возможность их выхода из подчинения админам. Появляется элемент киберпанка.
Следующий шаг - ...отказ от собственно игры в игре, как занятия по определению несерьезного. Вот тут авторы задумываются о том, чтобы дать "игрокам" какую-либо мотивацию. Появляется "срыв", или необходимость заработать много денег, причем для благой цели. "Меркантильность" - это именно попытка придать серьезности, ведь деньги - это серьезно, правда? Есть и другие варианты, например:
1) Игра как борьба с инопланетным владычеством ("Великолепная игра" Павлова, хороший задел, к сожалению, автор слишком увлекся собственно игрой и тему не развил)
2) Самовоспитание и попытка через игру решить свои проблемы в реальной жизни (Ломов "Доказательство невозможного")
3) Игра как способ выйти из отчаянного положения (Трусов "Лишние люди", Магазинников "Мертвый инквизитор", и др.)
Что дальше?
Честно скажу, не знаю. Но мне интересно. Фэнтези-киберпанк, психологическая фантастика в духе "Мастера снов" Желязны? Или что-то новое?
Ну да, возможно, это будет уже не литРПГ, но трагедии в том не вижу. Развитие оно вообще... циклично. Поэтому уверена только в одном: если "новая фантастика", начав с наиболее жестко привязанного к реальности жанра снова уйдет в заоблачные высоты, то читатели просто придумают что-то новое. И начнут все сначала.
P.S. А вот что точно излишне и даже вредно, это желание поскорее "осерьезнить" жанр, внеся в него элементы дидактизма и патриотической риторики. На пользу это точно не пойдет.
Отредактировано IvFox (24-12-2014 18:50:53)