Но главной наградой всё-таки явилась уверенность в том, что уже не придётся встать под винтовочный залп на льду Ушаковки.
Победоносные армии не особо склонны к революциям. Вернее, совсем не склонны. Хотя Александр Васильевич прекрасно понимал, что ветром реформ продуть Россию всё-таки стоит. Проблемы есть, и они останутся в организме империи. И начнут давать «метастазы». Ограничить монаршую власть стоит, но сохранить монархию хотя бы как символ необходимо. Но политика не его дело – он военный. Защищать Родину и хранить верность присяге – всё остальное от лукавого…
- Александр Васильевич, - прервал мысли адмирала старший офицер «Новика» фон Граф, - командующий вызывает вас к себе.
Штаб Эссена теперь снова располагался на «Рюрике». Когда Колчак прибыл на крейсер, там уже находились адмиралы Непенин, Канин, Курош и, разумеется, начальник штаба флота Кербер.
- Присаживайтесь, господа, - пригласил адмиралов командующий, - я пригласил вас для того, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие…
Эссен и сам улыбнулся сплагиатив классика русской литературы, а присутствующие поняли, что «известие» будет не таким уж «пренеприятнейшим».
- Завтра к полудню нас вызывает Морской министр.
- По какому вопросу? – подал голос старший из присутствующих Канин.
- Думаю, Василий Александрович, вы и сами догадываетесь.
- И думать нечего, - встрял Непенин, - судьбу трофеев будем обсуждать.
- Именно так, - кивнул Кербер. – Надо что-то делать с этим геморроем. Что там у вас, Александр Васильевич?
- Бывшие немецкие эсминцы уже в строю, - немедленно отозвался Колчак. – Колбасники, конечно, перед передачей успели напоганить как могли, но всё исправлено. Проблема только в экипажах. Предлагаю вывести либо в резерв, либо вообще из состава флота старые дестройеры типа «Сокол», «Буйный», «Лейтенант Бураков» и иже с ними – корабли уже совершенно бесполезные в грядущих войнах, разве что в качестве тральщиков. К тому же скоро войдут в строй новые эсминцы типа «Орфей», «Изяслав» и «Гогланд» - им ведь тоже необходимы экипажи…
- Ясно. Александр Парфёнович? – перевёл взгляд на Куроша командующий флотом.
- В принципе та же история, что и в Минной дивизии, - поспешил ответить командир крейсерской эскадры. – Немцы подпортили, мы починили. «Боярин» (бывший «Сайда»), «Скобелев», «Витязь» и «Князь Багратион» («Висбаден», «Грауденц» и «Росток» в «прошлой жизни»), готовы вступить в состав сил флота. «Адмирал Невельской» и «Муравьёв-Амурский» тоже, но с двумя последними вроде бы всё ясно – для Сибирской флотилии заказаны, ту да, я думаю, и отправятся. Проблема опять-таки в экипажах. Кроме того ведь в ближайшие год-два ожидаются четыре новых крейсера типа «Светлана». Так что аналогично Александру Васильевичу предлагаю вывести из состава флота все старые крейсера, от «Авроры» до «Громобоя» все восемь вымпелов исключая «Рюрика». И «Аскольда» с «Жемчугом» заодно.
- Спасибо, что хоть флагмана моего пощадили, - усмехнулся Эссен. – Василий Александрович?
Командующий линейными силами Балтфлота был более многословен. Под его начало попали сразу семь трофейных «капиталшипов». При выборе имён трофеям не напрягались ни в морском министерстве, ни сам император: «Дерфлингер» стал «Чесмой», а дредноутам типа «Кайзер» присвоили имена русских полководцев и флотоводцев: «Князь Суворов», «Князь Кутузов», «Фельдмаршал граф Румянцев», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов».
- Проблемы те же, Николай Оттович, но масштабы более серьёзные. Ремонтируемся. В течение месяца корабли будут в строю. Только у меня вопрос: Что мы с ними будем делать на Балтике?
Эссен был готов к вопросу.
- Думаю, что именно это нас и пригласил обсудить Григорович. Узнаем завтра. А сейчас все свободны, господа. Хотя, если захотите разделить ужин со мной, задержитесь.
Желающих ужинать в одиночестве не нашлось.
- Здравствуйте, господа, присаживайтесь, - встретил в своём кабинете адмиралов Морской министр. Кроме него присутствовал начальник Главного Морского Штаба адмирал Русин и ещё несколько офицеров.
Руководство Балтийского флота расположилось за столом.