Wil написал(а):Тогда придется осваивать всю линейку снежной техники.
Потихоньку этим займемся. Мы с Димой подумали, что Павлов-Тесла может воспользоваться опытом подготовки экспедиции Папанина в РИ и начнет "обкатывать" некоторые новинки зимой в Подмосковье. И свяжется (а скорее всего уже связался) с братьями Маминами.
И уже в 1899 году благодаря отчасти организаторским способностям Ивана, но по большому счету все-таки благодаря финансам Кобзаря, около Хлебной площади, что на восточной окраине села Балакова, появляется комплекс деревянных зданий с вывеской "Чугунно-литейный механический завод братьев Я. и И. Маминых".
Это был заводик с четырьмя токарными станками с приводом от паровой машины и маломощной вагранкой (металлоплавильной печью) с кузницей. По состоянию на 1901 год на заводе числилось 42 работника, в том числе 3 подростков от 12 лет. Завод выпускал пожарные насосы, с/х технику, запасные части и удовлетворял прочие городские нужды в слесарных и ремонтных работах.
Двигатель производства Я. Мамина
По воспоминаниям литейщика В. К. Сучкова: "Перед самым рождеством 1902 г. Яков Васильевич собрал опытных рабочих и сказал "Ну начнем, что ли лить двигателя? Лиха беда начало... попробуем... Не хуже иностранного сделаем свой, русский". Сказал, на том и порешили"
Спонсировав строительство завода, И.В.Кобзарь продолжает оказывать поддержку братьям Маминым. В 1905 году он пишет положительный отзыв об их двигателе в газету "Саратовский листок":
«Присланный Вами в моё имение на испытание при молотьбе соляровый двигатель в 16 сил был поставлен к 10-ти сильной молотилке завода Маршал и С. выпуска 1903 года с самоподавателем и элеватором. При испытании его на первом гумне в 400 десятин молотьбы он выказал следующие достоинства:
1) Сравнительно с паровым локомобилем он втрое скорее ставится на место.
2) По установке он через 2 часа готов к работе.
3) Без капризов и очень легко пускается в ход даже с нагретым погоном на молотилку.
4) Без фундамента оставаясь на колёсах, при несложном укреплении он настолько устойчив, что при работе почти незаметно сотрясения.
5) Благодаря хорошо устроенному регулятору он всегда имеет ровный и спокойный ход.
6) Отопление его настолько экономно (10 пуд солярового масла в сутки), что с излишком оправдывается отсутствием при двигателе той прислуги, которая нужна при паровом локомобиле (при суточной работе 6 человек), так что расходуемые при паровом локомобиле 8-10 возов соломы или около 3000 кизяков остаются чистой прибылью.
7) Сравнительно с паровым локомобилем двигатель даст 2 часа лишней работы в сутки, уходящей обыкновенно на чистку труб парового локомобиля.
8) Двигатель совершенно безопасен в пожарном отношении.
Приняв во внимание все выше перечисленные удобства и выгоды молотьбы соляровым двигателем, я оставил свой паровой локомобиль стоять без дела и работал до конца молотьбы Вашим двигателем, так что им было обмолочено за всё время 950 десятин. Нахожу двигатель вполне для работы удобным и прошу его оставить за мной».
В 1905 году братья перестраивают завод, возводя кирпичные корпуса вместо деревянных, и оснащают предприятие необходимым оборудованием.
Медали с выставок
В 1906 году Мамины патентуют инновационный по тем временам двигатель, названный ими "Русский дизель", работавший на сырой нефти.
«Русский дизель» был бескомпрессорным двигателем. Пуск обеспечивался введением в камеру сгорания т.н. запальника.. Эта простая деталь обеспечивала устойчивую работу двигателя на любом топливе, вплоть до сырой нефти и позволяла обойтись без сложной топливной аппаратуры, свойственной немецкому дизелю. "Русский дизель" отличался легкостью пуска и надежной работой. Двигатель оказался эффективным и коммерчески успешным. Дополнительным преимуществом "Русского дизеля" были его небольшие размеры и, следовательно, высокая мобильность. С этих пор двигатель выпускается в различных вариациях, в диапазоне мощности от 3,5 до 30 л.с.
Маминские «нефтянки» экспонируются на российских и международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне. На выставках получено в общей сложности шесть серебряных медалей, высшие награды, а также золотой Гран-при «За изящество конструкции».
Уже в 1908 году братья делят предприятие на два отделения: первое, под управлением Ивана, второе - Якова. Оба брата продолжают делать двигатели. После революции заводы получили номера 17 и 18.
Иван Мамин успешно ведет хозяйственную деятельность, активно участвует в общественной жизни, и в 1911 году становится городским старостой, много занимается благотворительностью и меценатствует. Во время войны ведет активную патриотическую работу, помогает фронтовикам и их семьям.
Яков проживает несколько более удачливую судьбу.
После "развода" с братом, тракторами Яков начинает заниматься не сразу. В рекламке, размещенной в 1913 году в"Саратовском листке" о тракторах - ни слова, а завод Якова именуется "Заводом нефтяных двигателей".
1914 год для Якова - знаковый. В этом году он выпускает свой первый трактор. В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 г. по этому поводу сообщается:
«На днях по улицам Балакова ходил 25-сильный трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск машины сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием «Русский трактор». Пока изготовлены четыре штуки».
В подтверждение, в том же "Саратовском листке" за 1915 год завод уже именуется, как "Специальный завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В. Мамина". Выпускает он "...наивыгоднейшие нефтяные тракторы «Русский трактор» 60-30 и 20 сил, действующие обыкновенной бакинской нефтью. Строго приспособлены к тяжёлым условиям работы. Без магнита и аккумулятора. Пускаются моментально. Всегда готовые на складе завода."
Несмотря на высокую оценку инженеров Министерства земледелия, Мамин в 1914-м получает отказ в государственной поддержке. С началом войны госзаказы на трактора тоже не появились, правительство и военное ведомство явно недооценивали возможности тракторов применительно к военным условиям. Вместо тракторов заводу Якова Мамина военное ведомство приказало выпускать оборудование для производства боеприпасов.
В 1916 году Яков все же сделал, несмотря на трудности военного времени, экспериментальный облегченный 20-ти сильный трактор.