III
Кача, школа
военных пилотов
Р. фон Эссен
- Недурно вы тут устроились, Владимир! Будто и не уезжал никуда - старая добрая Кача!
- Как вы отбыли, мы все имущество авиаотряда сюда у перенесли - ответил мичман Энгельмейер. - От добра добра не ищут - в Каче мы уже немного приспособились, а в Севастопольской бухте тесно, суета. Мы туда иногда летаем, а так - все больше здесь.
Севастопольская офицерская школа авиации, располагавшаяся в Каче, вела свою историю с 1911-го года. Почти все пилоты их авиаотряда прошли через ее классы; оказавшись в 1854-м году, авиаторы не долго думали и устроили базу в привычном месте. С тех пор строений здесь прибавилось - появились два барака для нижних чинов, аккуратные мазанки офицеров и ангары для техники.
- Все три аппарата тут. - пояснил Энгельмейер. - Сейчас, правда, только один, ваша «тридцать седьмая». Марченко и Качинский ушли на «Херсонесе» к Босфору, а я на хозяйстве остался.
Бывший фрегат,а ныне авиатендер «Херсонес» сопровождает отряд Бутакова в набеге к турецким проливам. С тех пор, как англичане увели прочь остатки своей эскадры, русский флот безраздельно хозяйничал в Черном море. Однако, ни Корнилов, ни Нахимов не испытывали иллюзий: рано или поздно Роял Нэви снова сунется через Босфор.
«Когда в ноябре Нейпир ушел с Балтики, - рассказывал Краснопольский, командовавший при Варне минной дивизией, - Великий князь с Велесовым все уши прожужжали Государю, но добились, чтобы запас якорных мин, предназначенных для Кронштадта и Свеаборга, отправили в Николаев. Железных дорог здесь еще нет, и мины везли на баржах, по реке Нарве, через Псков, потом по Днепру, перегружали у порогов и лишь к концу марта они попали в Николаев. Мы к тому времени были готовы - на двух пароходах соорудили минные рельсы, для постановки с ходу и даже наладили своими силами выпуск автоматов заглубления. Оснастили ими мины Нобеля (системы Якоби не годятся, для них нужна береговая гальваническая батарея), и как раз за три дня до вашего появления отряд в составе «Владимира», «Громобоя», "Вобана", «Херсонеса» и двух минзагов отправился к Босфору, на первую минную постановку...»
- Придется вам, Владимир поднапрячься. Мы, видите ли, привезли восемь аппаратов и уйму всякого полезного барахла. В ваши коробки их не запихнуть, да и сажать колесные машины негде, полосы-то нет. Завтра прибудет две роты стрелков и телеги с досками и шанцевым инструментом. Как хотите, а чтобы к концу недели и ангары и полоса были готовы!
- Восемь, да «тридцать седьмая,» да ваши «Финисты»... - прикинул Энгельмейер. - Это выходит, дюжина? Где на них газойля набрать? Мы, Реймонд Федорыч, последние крохи подбираем, скоро и того не останется. Рубахин ладит какой-то перегонный куб, обещается очищать нефть, да только когда он будет готов! И нефти, почитай, нету, две дюжины бочек доставили морем из Таганрога...
- Перегонный куб - это хорошо. - ответил Эссен. - Это нам непременно пригодится. А газойля у нас теперь хоть залейся. Завтра на буксире притащим из Севастополя две полные цистерны - летай, не хочу! И масло моторное есть и даже запасные «Гномы». Кстати, поменяйте сразу на «тридцать седьмой», ресурс-то, небось, по третьему разу выработан?
Энгельмейер вместо ответа только махнул рукой.
- Здесь пока будут только наши аппараты - продолжал лейтенант. - Может, четвертый «Финист», разобранный, переставим на колеса. Только вот, кому на них летать? Нас четверо, Марченко, Качинский да ты - вот и все пилоты.
- А Кобылина забыли? Он, как вы отбыли, уговаривал, чтобы его летать научили. Викториан Романович не возражал. Так что теперь у нас еще один пилот есть, а скоро будет два - наблюдатель марченковский, мичман из местных, тоже учится. Правда, налет у них - воробей капнул, но ничего, раз газойль есть, подучим!
Это вы с Качинским молодцы! - искренне похвалил Эссен. - И вообще, пора нам настоящую школу открывать. Для начала, наблюдателей и мотористов, а там и за пилотов возьмемся. Будем создавать в России боевую авиацию на полсотни лет раньше срока!
- Дяденька мичман! Вас к дальней хате дюже кличут! - раздался звонкий мальчишеский голос.
Эссен обернулся. К ним, сломя голову бежал мальчишка лет двенадцати. Подбежал, перевел дух и выпалил, лбрашаясь к Энгельмейеру:
- Дяденька Рубахин свой самовар запалил, говорит - непременно надо чтой-то вам показать. Оченно просил!
Где-то я его уже видел, подумал Эссен, и вроде бы, даже здесь...
- Это Васька, ученик рубахинский. - пояснил мичман. - Он с Александрово-Михайловского хутора, напросился к нам со своим брательником. Мы их поначалу турнули, а они, пострелята, упрямые - помогали ангары строить, с мотористами задружились, молоко им с хутора таскали, возились при аппаратах - плоскости там от масла отдраивать, то-се... Так и прижились. Брат его, он постарше, на «Херсонесе», учеником мотриста. Уарня божий дар по части механики: устройство «Гнома» знает назубок, «люську» с закрытыми глазами разбирает! А этот пока здесь, при нашем великом химике. Все боюсь, как бы не взорвался...
- Значит, хочешь в авиаторы? - спросил Эссен мальчишку. - А не боязно, по небу-то летать?
- Так ить ваш Петька не боялся! - весело отозвался тот. - Мы с ним дружки были, купались вместе у скал. Он еще из ливорверта пулял, да так громко! Во, глядите!
На чумазой ладошке лежали две гильзы от «Браунинга».
- Это Петька подарил. - похвастался мальчуган. - И брательнику моему тоже!
Эссен кивнул. Воспоминание о юном ирландце болезненно царапнуло по сердцу.
- А я вас, дяденька, знаю - вы приходили, когда летунов хоронили! - продолжал бестактный Васятка. - Вы будьте в надёже, за могилкой хуторские приглядывают...
Лейтенант покопался в планшетке, извлек шоколадный батончик - из запасов, сделанных в двадцать первом столетии.
- На вот, держи.... авиатор!
Отредактировано Ромей (11-06-2017 20:47:14)