II
Из мемуаров С. Велесова
«...долго хлопали друг друга по плечам. Вот что значит эффект расстояния! Дома нам случалось не общаться по нескольку месяцев, ограничиваясь редкими е-мейлами и еще более редкими звонками. И ничего, никто не бросался при встрече с объятиями. Разум знал, что друг все равно где-то рядом, и при необходимости вы встретитесь самое большее, через полтора часа. А значит - и разлуки никакой нет. Так, житейские обстоятельства.
Потом были разговоры. Никогда не умел слушать, не перебивая и это всегда, сколько я себя помню, изрядно мне вредило. Не поверите, я даже Государя пытался перебивать во время той памятной беседы - спасибо Лобанову-Ростовскому, которые дипломатично наступал мне на ногу, благо беседовали мы, сидя за столом в личных покоях Государя. А то бы я и тут дров наломал...
А послушать было чего. Я немало прочитал о Николае Первом - и сам интересовался, и в процессе подготовки к экспедиции, - но все же смотрел на эту личность через очки Тарле. Помните? «непроходимая, всесторонняя невежественность», «Подозрительное и более чем холодное отношение царя к науке, к печатному слову», книжный шкап в кабинете, демонстративно забитый большим гвоздем, «Нам умные не надобны, нам надобны верные...». Как легко навешивать ярлыки, особенно когда нет ни возможности, ни желания разбираться!
Так уж вышло, что автор этих строк три десятка лет отдал занятиям сугубо гуманитарным - журналистика, история, книгоиздательское дело. Но остатки технического образования, полученные в одном из лучших ВУЗов еще проглядывали кое-где через эти наносные пласты, да и увлечение военной историей дало о себе знать. А потому мне было о чем побеседовать с военным инженером и увлеченным строителем, которые несомненно, был Николай Павлович. А уж когда я признался в своем интересе к фортификации вообще и к фортам Кронштадта в особенности - он буквально расцвел, засыпал меня вопросами о том, каким станет его любимое детище через сто лет, пообещал устроить мне экскурсию на форт «Император Павел I», работы на котором еще продолжались, немедленно вызвал офицера-порученца и продиктовал распоряжение - показать гостю (то есть мне) все крепостные, минные и артиллерийские работы...
***
На Балтику мы прибыли в декабре. Финский залив был, как и ожидалось, замерз, и Перекомский совсем было решил идти в Ригу, когда выяснилось, что в этом году ледостав был необычно поздно, да и сами льды не такие уж сплошные и непробиваемые. «Морской бык», расталкивая форштевнем льдины, кое-как дополз по Морскому каналу до Кронштадта и встал на рейде под приветственный салют с фортов и кораблей Балтийского флота. И - понеслось! Государь принял нас через два дня; сначала, разумеется, он имел беседу Великим князем, и тот, как мог, подготовил его к новостям. Месяц незаметно промелькнул в беседах, заседаниях всяческих комиссий и советов, в осмотрах кораблей, фортов, верфей и заводов.
А в феврале государь занемог. Не зря, Груздев все уши мне прожужжал об «упругости ткани Реальности». Правда, парада, который он, согласно легенде, принимал в легком мундире, не случилось - Николай подхватил-таки свою пневмонию, осматривая вместе с «гостями» новые паровозы, закупленные для Николаевской железной дороги. Но это уже не играло особой роли - антибиотики из адамантовской аптечки без труда справились с осложнениями. К середине марта император уже поправился и вернулся к государственным делам.
К тому моменту обширная записка над которой мы с Николаем Николаевичем провели немало ночей - и в кают-компании "Морского быка" и зесь, в Зимнем дворце, в кабинете Великого князя, была уже готова. Она состояла из трех разделов: "Соображения о текущей европейской политике", "Размышления о внутреннем переустройстве Российской Империи" и, наконец, "Перспективы развития наук и промышленности". Приложение к сему документу содержало проект создания в Крыму административно-хозяйственного образования, которое в наше время назвали бы "территорией опережающего развития" - на базе знаний и технологий, полученных из будущего . И вот, 19-го марта (воистину, исторический день!) плоды наших усилий были представлены пред светлы очи Самодержца Всероссийского...»
Отредактировано Ромей (18-06-2017 13:31:22)