Olle написал(а):И еще вопрос: сколько Р-10 и ПС-5 осталось в строю (в боевых частях) на начало 1942?
ОЧЕНЬ МАЛО!!!
Авиация и время 2014 04
«Десятка». Самолет Р-10
По состоянию на 22 июня 1941 г. основная масса Р-10 находилась в летных школах. Но и в войсках их оставалось немало: в Европейской части СССР на аэродромах приграничных и внутренних округов находилось порядка 180 исправных машин. Большинство из них входило в состав разведэскадрилий общевойсковых армий, а также корпусных эскадрилий. Например, полностью были вооружены «десятками» 7-я ОРАЭ (Павлоград, Днепропетровская область) и 25-я ОРАЭ, стоявшая на аэродроме Константиновка, Сталинская (ныне Донецкая) область. Также Р-10 продолжали служить в 46-й ОАЭ Пинской военной флотилии (переформирована из Днепровской в июле 1940 г.), пограничных 1-й ОАЭ в подмосковном Быково и 10-й на аэродроме Королино (Каролин) из-под Гродно. Начнем с пограничников. К 22 июня в 10-й ОАЭ насчитывалось 12 Р-10. Кроме того, к ней был приписан самолет начальника войск генерал-лейтенанта И. Богданова, постоянно дислоцировавшийся с экипажем в Белостоке. Командовал эскадрильей к-н Кудрявцев. Часть машин базировалась на полевых площадках вблизи застав, комендатур и отрядов, занимаясь патрулированием линии границы и разведкой сопредельной территории в интересах командования Украинского и Белорусского пограничных округов. Также самолеты привлекались к выполнению транспортных и курьерских полетов. По разным данным, в Королино находилось от шести до девяти Р-10. Утром 22 июня самолеты люфтваффе нанесли внезапный удар по Гродно и окрестностям. Не менее пяти Р-10 сумели взлететь и вступить в бой. Непосредственно над аэродромом были сбиты машины ст. л-тов П. Пашинина, В. Красовского и С. Фадеева. Не вернулись с задания самолеты л-тов А. Астахова и В. Пыжова. Все остальное было сожжено на земле. Подобная судьба ожидала и Р-10, рассредоточенные на полевых площадках. Вероятно, сумел взлететь только л-т Федор Хряков, находившийся со своим экипажем под Белостоком: «Когда огонь прекратился, появились танки, следом – немецкие автоматчики. Я побежал на полевой аэродром. Там мы сели в Р-10 и полетели смотреть, что происходит. Наступление выглядело ужасно. Сверху это было похоже на большую черную реку из танков и солдат. От нашего погранотряда в полторы тысячи человек после кровавой мясорубки не осталось почти никого…». На этом боевая деятельность 10-й эскадрильи завершилась. В 46-й ОАЭ Пинской флотилии к началу войны количество Р-10 выросло до 16. 22 июня 1941 г. эскадрилья встретила на аэродроме Жабчицы, в 8 км к западу от Пинска. К 14.00 он подвергся четырем налетам люфтваффе, и потери эскадрильи составили 8 Р-10, а также все самолеты других типов. Уцелевшие машины были разобраны и перевезены в н.п. Дорошевичи, а оттуда 30 июня – в Бузовую. С Бузовой уцелевшие Р-10 совершили ряд боевых вылетов. Один из них, выполненный 9 июля, стал последним для экипажа в составе летчика ст. л-та Евсеева и штурмана м-ра И.Д. Эвина. На следующий день остатки эскадрильи перелетели на восток, на аэродром Веркиевка. В эти же дни комэск Кравченко написал рапорт командующему ВВС ВМФ генерал-лейтенанту В.Ф. Жаворонкову, в котором доложил, что продолжает воевать в составе Юго-Западного фронта, в строю осталось 4 самолета, и просил новую материальную часть, так как «самолеты «Р-10» тихоходные и бессильные в бою с немецкими истребителями». В конечном итоге, 12 июля приказом Наркома 46-ю ОАЭ исключили из состава ПВФ и передали в Ейское училище. Упомянутая выше 25-я ОРАЭ была в конце июня переброшена в Белоруссию, где активно сражалась и понесла серьезные потери. В середине июля она была выведена в тыл, на харьковский аэродром Рогань, где сдала остатки матчасти Харьковскому авиационному училищу. Пожалуй, одной из наиболее активно воевавших на Р-10 авиачастей была 7-я ОРАЭ. В начале июля ее направили на Юго-Западный фронт, в состав 62-й БАД ВВС 5-й армии. Часть насчитывала 23 самолета, в т.ч. 2 И-15бис. Комэском был к-н А.А. Трошкин. Поначалу эскадрилья действовала с аэродрома Чернигов. Сразу же по прибытии она получила задание от командарма генерала Потапова взять под контроль три направления: Мозырь-Туров-Новоград-Волынский- Житомир, Славута-Шепетовка-Житомир-Новоград-Волынекий-Коростень, Овруч-Коростень-Малин-Радомышль-Коростышев-Ирпень. Особое внимание было уделено первому, поскольку там находились войска соседней 21-й армии, но о состоянии дел у нее командарм-5 не имел никакой информации, что было чревато большими неприятностями. Разведполеты на далекие расстояния выполнялись одиночными машинами, зачастую без истребительного сопровождения. Довольно часто экипажи брали с собой бомбы, которые сбрасывали на обнаруженные объекты и войска противника. Наиболее активно действовали экипажи в составе комзвена л-та Ромащенко и его штурмана л-та А.П. Ковальчука, а также замкомандира эскадрильи ст. л-та К. Б. Раденко и штурмана л-та М. М. Лобачева. Первый экипаж к началу сентября 1941 г. совершил 64 боевых вылета, второй – около 50. Вот несколько эпизодов из боевой работы экипажа Раденко – Лобачева. В один из дней они обнаружили и сфотографировали колонну вражеских танков. Раденко решил сбросить на противника имевшиеся на борту бомбы. Однако немцы открыли сильный зенитный огонь, и при заходе на цель хвостовое оперение и правая консоль крыла получили повреждения, а также заклинило створки бомболюка. Пришлось отказаться от атаки и с бомбами возвращаться восвояси. На аэродроме экипажу запретили садиться с опасным грузом, и Раденко удачно посадил машину в поле. В другой раз экипаж обнаружил с высоты 4000 м скопление техники у переправы через р. Тетерев. Желая разобраться, чья она, Раденко снизился. Внизу были немцы. Приняв Р-10 за свой самолет, они разложили внизу опознавательное полотно с отчетливо видимой свастикой. Советский экипаж получил полную ясность, и Раденко обстрелял немцев. Одна из автомашин загорелась. 21 августа экипаж летал на фоторазведку к Житомиру. В тот раз ему была выделена для сопровождения пара И-16. За линией фронта советские самолеты были атакованы четверкой истребителей противника. В завязавшемся бою один «мессер» был сбит, но и советская сторона потеряла «ишачка». Летчик другого И-16 вышел из боя, бросив Р-10 без прикрытия. Экипажу «десятки» удалось выполнить задание и вернуться на свой аэродром. На земле на Раденко «наехал» командир истребительного полка, обвинив летчика в том, что тот, якобы, покинул лишившегося напарника летчика И-16! Грозил всяческими карами. Хорошо, что подоспел командир 62-й БАД генерал Г.И. Тхор. «Подождите, майор, – заявил он. – По-вашему выходит, что наш Р-10 сопровождал двух ваших И-16? Нет, дорогой товарищ, в данном случае ваш летчик будет нести ответственность по всей строгости военного времени за то, что бросил разведчика в беде». Бои на киевском направлении отличались ожесточенностью, и 7-я ОРАЭ несла ощутимые потери. Так, за первый месяц пребывания на фронте часть потеряла 9 летчиков и штурманов. В начале августа пара Р-10 вела разведку войск противника в районе Зарудье-Малин-Тетерев. С задания не вернулся экипаж летчика М.М. Гнута и штурмана С.И. Демидова. Долгое время их судьба оставалась неизвестной. Только почти 40 лет спустя следопыты Иршанской средней школы Радомышльского района установили обстоятельства гибели экипажа. Данные о них передали в Калугу, откуда был родом Демидов. Местная газета «Заря» опубликовала о нем очерк, где, в частности, указывалось: «Вечером над селом Садки показался наш самолет. Он летел очень низко и горел. Вблизи села на привале расположилось очень много немецких солдат. В гущу их и врезался краснозвездный советский самолет. Взрыв и пламя поглотили очень много фашистов. Ночью жители села похоронили останки отважных летчиков». 7 августа 1941 г. эскадрилья потеряла и командира к-на А.А. Трошкина. В тот день он вместе со своим штурманом Б. Гавриковым вылетели на разведку железнодорожных платформ с крупнокалиберными орудиями, находившимися где- то на перегоне Житомир-Коростень. Цель была обнаружена на станции Турчинка. Трошкин сбросил бомбы, а затем приступил к корректировке огня советской артиллерии. Однако вскоре прилетела четверка «мессеров», и в завязавшемся бою Трошкин получил смертельные пулевые ранения. Гавриков спасся с парашютом и приземлился на позициях советских артиллеристов. 15 сентября 7-я ОРАЭ встретила в Прилуках. В строю остался единственный Р-10, который на следующий день летчик Иванов со штурманом Синицей перегнали на восток. В «безлошадной» эскадрилье из летно-подъемного состава пережили перипетии жестоких боев всего 3 экипажа. На этом краткий, но весьма насыщенный боевой путь 7-й ОРАЭ завершился. Таким образом, почти весь парк Р-10, находившийся в боевых частях, был достаточно быстро истреблен в ходе летне-осенней кампании 1941 г., хотя их экипажи и внесли свой вклад в срыв плана «Барбаросса». В тылу, в ряде авиашкол, еще оставалось какое-то количество «десяток», и некоторые из них позже также были отправлены на фронт. В т.ч. такие самолеты находились на вооружении 73-го БАП авиации Краснознаменного Балтийского флота, где применялись в качестве ночных бомбардировщиков. Действовали они с аэродрома Каменка и работали в интересах Ленинградского фронта.Полк принимал участие в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 г. В частности, работал по аэродромам врага в Гатчине и Сиверском. Шесть экипажей, возглавляемых Л. Казакевичем, Г. Агафоновым, К. Ларионовым, Ю. Ботвинником, А. Каладзе и Г. Гордеевым, наносили уда ры на протяжении всей ночи строго по графику, взлетая поэкипажно с частотой в 10 минут. Это позволяло держать противника в напряжении. Принимали участие в подобных налетах и другие экипажи. В т.ч. летчика ст. л-та Г.И. Сацукаи штурмана к-наС.И. Уласевича. Р-10 был встречен ожесточенным огнем, но Сацук сумел выполнить два захода и сбросить несколько бомб на полосу. На третьем заходе машина получила попадание, был ранен летчик. Тем не ме нее, он выполнил заход до конца, сбросил бомбы и пошел на четвертый заход. Только полностью освободив бомбоотсек, Сацук развернул машину к Каменке. Он сумел дотянуть до своего аэродрома и посадить самолет, но скончался от потери крови. Были и такие потери, без которых, по большому счету, можно было и обойтись. Так, 6 января 1943 г. на учебное бомбометание отправились летчик с-т Т.А. Жуков и штурман мл. л-т Б.И. Городилов. После выполнения задания на самолете отказал компас. Р-10 попал в густой туман, экипаж потерял ориентацию. Когда кончилось горючее, Жуков совершил вынужденную посадку на территории, захваченной противником, где их утром следующего дня взяли в плен финны. На Балтфлоте летом 1943 г. тремя Р-10 располагала 6-я САЭ, в составе которой также находилось 6 Ил-2 и один Пе-2. Действуя с аэродромов Выстав и Новая Ладога, самолеты применялись против финских плавсредств на Ладожском озере. Одной из наиболее известных акций Р-10 стала бомбардировка причалов в бухте Саунамиеми. Можно сказать, что в действующей армии Р-10 дольше всего продержались на Ленинградском и Карельском фронтах, что и неудивительно. Основным противником там были финны, ВВС которых в первые годы войны располагали разномастным набором не самых современных истребителей, против которых экипажи Р-10 воевали весьма успешно. Даже перевооружившись на Bf 109, финны далеко не сразу смогли выбить назойливые «десятки». По крайней мере, финские летчики заявляли о сбитых Р-10 еще и 23, и 30 июня 1944 г. На Юге Р-10 воевали в 23-м ШАП, входившем в состав авиационной группы Азовской военной флотилии. Полк, насчитывавший 20 Р-10 и 12 Ил-2, очень хорошо проявил себя в летних боях 1943 г. на Азове против германских и хорватских кораблей и катеров. Вот некоторые примеры боевой деятельности полка над морем, в которых отмечено участие Р-10. Так, 8 мая две машины атаковали и потопили вражеский катер. 11 июня в 6.40 утра пара Р-10 обнаружила в районе мыса Ачуев 6 катеров противника, которых прикрывали три Bf 109. Несмотря на численное превосходство врага, экипажи «десяток» пошли в атаку и потопили катер. В завязавшемся воздушном бою оба советских самолета получили повреждения, но смогли вернуться на свой аэродром.
20 июня 2 Р-10, 6 Ил-2 и «Аэрокобра» атаковали в Азовском море большую группу германских катеров, которые шли под истребительным прикрытием. Произошел ожесточенный воздушно-морской бой, в результате которого противник потерял один «мессер» сбитым и другой – поврежденным. Кроме того, по заявлению советских летчиков, было потоплено 4 катера. Советская сторона потеряла 2 машины: Ил-2 и Р-10. Известный германский морской историк Юрг Майстер приводит другие данные: «В ходе боя было повреждено несколько двигателей, раненых было всего 2 человека, при этом корабельным орудием был сбит один, а истребителями – три советских самолета». 14 июля 1943 г. авиаразведка обнаружила в районе косы Белосарайская конвой в составе трех быстроходных десантных барж (БДБ), трех сторожевых катеров, четырех мотоботов и буксира с баржей. В воздух немедленно поднялись 2 Р-10 и 5 Ил-2. Кроме того, наперехват вышли бронекатера. В 19.20 в районе косы Кривая летчики атаковали вражеские плавсредства. Несмотря на противодействие истребителей, удалось добиться попаданий, и на судах конвоя наблюдались пожары и взрывы. Правда, пока подоспели катера, конвой укрылся у берега… 20 июля шестерка Р-10 обнаружила в 15 милях к востоку от Мариуполя конвой из трех БДБ и двух катеров. Немедленно его атаковав, летчики «десяток» наблюдали попадания двух бомб в баржу. На обратном пути самолеты были атакованы «мессерами», но потерь не понесли. Ночью 1 августа в Ахтарском заливе произошел серьезный, по местным масштабам, морской бой. Советским катерам удалось подбить одну БДБ. Едва рассвело, для развития успеха командование направило 2 Р-10 и 4 Ил-2. Самолеты в районе банки Железинская нанесли бомбо-штурмовой удар, потопив одну БДБ и повредив катер. Уцелевшие корабли противника, преследуемые бронекатерами, начали отходить на Темрюк. Однако у бронекатеров практически был израсходован боезапас, и они прекратили преследование. Тогда командующий вновь выслал авиацию, и в 8.20 в районе мыса Ачуев группа Р-10 атаковала вражеский ордер из 6 единиц. Была потоплена еще одна БДБ, и получил серьезные повреждения катер. В тот же день Р-10 совместно с Ил-2 и береговой батареей № 723 уничтожили на переходе между Мариуполем и Таганрогом катер и 2 сейнера, повредили баржу и катер. Азовская эпопея Р-10 завершилась участием в боях за освобождение Таганрога 27-30 августа 1943 г. В первые три дня они работали по срыву эвакуации вражеского гарнизона морем, нанося удары по конвоям противника в районах кос Кривая и Беглицкая, заставляя их возвращаться в исходные пункты. Днем 30 августа самолеты 23-го ШАП совершили 32 вылета, потопили 4 БДБ и 2 сторожевых катера, повредили 8 барж и пароход. Майстер же говорит, что в ходе боев 29-30 августа в районе Таганрога имели место «интенсивные атаки советской авиации». По его утверждению, потопленных плавединиц у немцев не было, но многие получили повреждения. Например, на тральщике R 30 насчитали 48 пробоин…
В глубоком тылу использовала Р-10 пограничная авиация. Так, 8-я ОАЭ в годы войны занималась охраной границы в Средней Азии. Иногда приходилось заниматься и полноценной боевой работой. Например, в июле 1944 г. на участке Памирского погранотряда афганцы ежедневно обстреливали со своих постов советских пограничников, а также местное население, занимавшееся сельхозработами. Решено было провести ответную операцию. 1 августа группа Р-10 и минометчики нанесли удар по трем афганским погранпостам, с которых производились обстрелы. Они были разрушены до основания, и, как сказал классик: «…соседи присмирели, воевать уже не смели». 3-я ОАЭ НКВД в январе 1942 г. была переброшена своим ходом на Дальний Восток, в г. Нерчинск, преодолев по воздуху более 4000 км. Здесь она послужила базой для формирования 3-го отдельного легкобомбардировочного авиаполка погранвойск НКВД СССР, который в мае 1945 г. преобразовали в 3-й отдельный авиаполк. На протяжении всей войны он занимался охраной границы с Маньчжурией, а накануне советско-японской войны самолеты части, в первую очередь Р-10, провели фотографирование японских приграничных укреплений. Так, по заданию командования 36-й армии, на участке Забайкальского пограничного округа в июле-начале августа 1945 г. Р-10 совершили без нарушения границы 214 вылетов с налетом 324 ч. При этом 7 и 8 августа было выполнено 36 вылетов на направлении наступления армии. В результате удалось сделать 30 фотопланшетов японских объектов и гарнизонов, расположенных вблизи границы, что весьма помогло армейцам. По имеющимся данным, в составе погранавиации и завершилась карьера «десяток»: все они были списаны в первые послевоенные годы. К 1948 г. ни одного Р-10 в строю не осталось.
Последней же машиной, созданной на базе Р-10, стал пассажирский самолет ПС-5, в который переделали один из последних серийных разведчиков. Машина осталась в распоряжении завода № 135 и эксплуатировалась вплоть до войны.
Отредактировано Череп (18-06-2017 11:24:47)