Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Возвращение в строй. 1941


Возвращение в строй. 1941

Сообщений 891 страница 900 из 999

891

Иванов написал(а):

Кстати, сейчас заметил, что в эпизоде первой встречи Северова и Жигарева, ГГ говорит "никак нет", несмотря на то, что это было для довоенного времени не совсем характерно (особенно для молодежи).

Здесь как раз нормально, наоборот было бы "рояльно" если бы ГГ привыкший действовать в рамках воинских уставов СССР и РФ отвечал бы по другому.

+2

892

Череп написал(а):

Здесь как раз нормально, наоборот было бы "рояльно" если бы ГГ привыкший действовать в рамках воинских уставов СССР и РФ отвечал бы по другому.

В тексте обозначено, что главгерой фразы строит, в целом, достаточно аккуратно, поэтому такие типовые моменты он должен был проработать в первую очередь. :dontknow:

0

893

Иванов написал(а):

В тексте обозначено, что главгерой фразы строит, в целом, достаточно аккуратно, поэтому такие типовые моменты он должен был проработать в первую очередь

А подсознание? Когда это принято на уровне подсознания, то  трудно и невозможно постоянно себя контролировать. Проверил на себе. После 1991 года, когда во временные уставы было внесено изменение, а именно: "товарищ (пан)", у меня лично иногда возникали проблемы с некоторыми "большими начальниками". Которые требовали использование ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО второй формулировки. К счастью, до 2005 года, во всяком случае в моем городе, их было меньшинство.

Если вспомнить произведения Юлиана Семенова, то даже Штирлиц (Исаев)  оговорился, поручив приготовить НЕСКОЛЬКО бутербродов, что для немца мягко говоря не характерно. А это был профессионал!

Отредактировано Череп (22-07-2017 11:15:50)

+3

894

Согласен с Игорем. ГГ более озабочен тем, чтобы не брякнуть фразу типа "товарищи офицеры", а "так точно" первое время проскакивать может, пока окончательно не адаптируется.
Уважаемый Иванов, за наводку на хорошую память Жигарева спасибо, обязательно использую :writing: .
Снова выкладываю главу 1.7, надеюсь, что буду двигаться дальше, а то топчусь на одном месте. Дело идет довольно медленно, поскольку привязка ко времени и месту приличная, надо тщательно следить за "полетом мыслим". 8-)

Отредактировано Olle (22-07-2017 22:34:57)

+1

895

Глава 1.7
В вечерних сумерках прилетел ПС-84, на который погрузили прооперированного Петровского и сопровождающих военврача и медсестру, пленных немецких офицеров с охраной из двух сотрудников НКВД, а также авиаторов 12 иап. Перед этим был налет пикирующих бомбардировщиков и атака до батальона пехоты с поддержкой семи панцеров, которую отбили с большими потерями. Важную роль сыграл Т-28, который был единственным советским танком на этом участке фронта. Из своей мощной по меркам лета 1941 года пушки он подбил две немецких тройки, его пулеметы хорошо причесали атакующую пехоту. А самое главное, Михаил Тимофеевич заранее присмотрел запасную позицию, на которую и увел машину перед повторным налетом «Лаптежников». Они перепахали его старую позицию, но новую не обнаружили. Перед вылетом авиаторы тепло попрощались с экипажем и лейтенантами Петровым и Сидоровым. В сгущающейся темноте транспортник оторвался от земли и, медленно набирая высоту, взял курс на восток.
Перелет проходил нормально, часа через три можно было надеяться на прибытие в столицу, но это Северова не очень радовало. Чем выше начальство, тем меньше оно склонно выслушивать подчиненных, да еще столь невысокого ранга. Олег очень не хотел получить назначение отдельно от Булочкина и остальных. К тому же ему очень хотелось продолжить службу с Бабочкиным и Баградзе, была надежда как-то помочь Ларионову. А как там будет в Москве вообще неизвестно. Еще неясно, как отнесутся к людям, освобожденным из плена.
Размышляя над своим недалеким будущим, Северов ощутил, что самолет начал снижаться и подумал, что идти на посадку рановато. Так и есть, из кабины выглянул второй пилот и сообщил, что Москва не принимает, они садятся на аэродроме города Клин. Причину он толком не объяснил, вроде бы над конечным пунктом замечены вражеские самолеты.
После приземления Петровского в сопровождении женщины-военврача 3 ранга и медсестры с треугольниками сержанта медицинской службы Булочкин и остальные авиаторы перенесли в какое-то одноэтажное небольшое здание, пленных немецких офицеров тоже куда-то увели. Когда техники уже вышли из комнаты, куда доставили Петровского, тот открыл глаза и сделал Булочкину знак подойти к нему. Лоб раненого был покрыт испариной, дыхание было тяжелым, очевидно перелет дался ему нелегко, но Петровский нашел силы сказать:
- Спасибо тебе, капитан! И остальным от меня благодарность передай. Я вам по гроб жизни теперь обязан. Они, товарищ военврач, меня от смерти спасли, а может и того, что хуже смерти. От плена. Вытащили меня, раненого из самых лап немецких, да из окружения вывезли.
Военврач покачала головой, а Олег Петрович улыбнулся и, спросив разрешение, вышел.
Авиаторам принесли немного поесть, каждому досталась тарелка теплого борща и пара кусков хлеба, а также кружка горячего несладкого чая. Немного, но лучше, чем ничего. После этого все немного вздремнули.
Разбудили их поздно, уже давно рассвело. Правда, снова покормили, на этот раз рисовой кашей с тушенкой. После этого пришел особист и стал вызывать всех по очереди, начав с Северова. Снова пришлось рассказывать о своем полете, как сбили, как отбили пленных, как вышли, вернее выехали, к своим. Снова тягомотина с уточнением деталей, попытками поймать на мелочах. Северов понимал, что это неизбежно, поэтому спокойно отвечал на вопросы. Особист про Забелина спросил сам, видимо нашел в отчете своего коллеги. Через час сделал перерыв, вышел, как понял Северов, уточнить по поводу Забелина. После недолгого перерыва все началось сначала. Наконец, еще через пару часов Олега увели в другое помещение и велели ждать. Вскоре красноармеец принес нехитрый обед, по принципу сыт не будешь, но и с голоду не умрешь. Так как делать было совершенно нечего, летчик завалился спать, предварительно попросив бойца, приносившего обед, раздобыть ему газет. Северова мучил информационный голод, советские газеты того периода чтиво своеобразное, но другого все равно нет. Рядовой пообещал раздобыть к ужину и слово сдержал.
Рано утром Северова все тот же красноармеец отвел в приземистое здание, на входе которого стоял часовой. Сопровождающий показал часовому какую-то бумагу, тот пропустил летчика внутрь. Там Олега принял очень озабоченный лейтенант, сделал знак следовать за ним, подвел к одной из дверей, так же молча показал на нее и удалился.
В комнате находились старший батальонный комиссар с крылышками на рукавах гимнастерки и полковник с общевойсковыми петлицами. Высокое начальство обозрело вошедшего тяжелым взглядом:
- Летчик?
- Младший лейтенант Северов, 12 ИАП.
- Двенадцатый? – полковник озадаченно посмотрел на комиссара, видимо о существовании такого полка слышал впервые.
- Юго-западный фронт, - уточнил Олег.
- А сюда как занесло?
- Сбили, вышел в полосе Западного фронта.
- Ладно, Сергей Сергеевич, сейчас это не имеет значения.
Батальонный комиссар, прихрамывая, подошел поближе и заглянул Северову в глаза.
- Сам-то сбивал?
- Пять лично и три в группе.
Полковник вздохнул, как показалось Олегу, с облегчением, а комиссар улыбнулся и кивнул головой.
- Дело такое. Надо сопроводить транспортники в район Ленинграда, три ПС-84 до Пушкина.
Хотя сказано было не в приказной форме, но таким тоном, что возражать не приходилось:
- Есть! Разрешите вопрос, товарищ батальонный комиссар?
- Давай свой вопрос, - буркнул тот.
- Мне бы хотелось потом вернуться в свой полк. Меня там не оставят?
- Обратно полетишь, тоже в сопровождение тебя поставят. Вернешься, тогда и поговорим.
Это было хоть что-то. Олег, конечно, подозревал, что после возвращения на другой фронт переводить не станут, пополнят его персоной какой-нибудь местный ИАП и дело с концом. Но шансов вернуться к своим из района Москвы больше, чем из-под Ленинграда.
Около часа ушло на уточнение маршрута и прочие важные формальности, но, когда Северов увидел свой самолет, то откровенно расстроился. Это был латаный И-15бис, хозяин которого, как выяснилось, навернулся с крыльца и сломал ногу. Надо вылетать, но, как назло, нет ни одного свободного летчика. И тут кто-то вспомнил о «бесхозном» пилоте.
- Этак я до ступы с метлой долетаюсь, - проворчал Олег. – «Ишак», «Чайка», теперь «Бисова душа». Дальше на И-5 пересадят.
Стоящий неподалеку батальонный комиссар усмехнулся, но ничего не сказал, понимал состояние летчика, только пожал руку и хлопнул на прощанье по плечу.
Безоружные транспортники жались к самым верхушкам деревьев, Олег сначала хотел подняться немного выше, но потом от этой идеи отказался. Во-первых, небольшое превышение ничего не даст, на старом биплане с мессерами не тягаться. Во-вторых, забираться еще выше тоже нет смысла, можно транспортники на фоне земли потерять. К тому же одиночный самолет гансы, если заметят, без внимания не оставят, так что Северов весь маршрут шел чуть в стороне на одной высоте со своими подопечными. Повезло сказочно, вражеские истребители так и не показались и через пару часов все четыре борта благополучно сели на бывшем Детскосельском аэродроме. У транспортников были свои дела, а Северов направился на поиски местного начальства, представиться и уточнить свои дальнейшие действия.
Олег уже почти дошел до группы зданий, где собирался поискать это самое начальство, когда начался налет вражеской авиации. К счастью недалеко оказались отрыты щели, в одну из них Северов и спрыгнул. Еще до того, как начали рваться первые бомбы, ему на спину кто-то свалился и, смачно матерясь, принялся возиться, стремясь, видимо, вжаться поглубже. Мужик был явно не очень тяжелый, средней комплекции, но приятного мало, да еще и земля сверху посыпалась, а снизу стала ходить ходуном, так что Олег чувствовал себя как хомяк в стиральной машине. Но ничто не длится вечно, закончилась и эта стирка. Сосед сверху выбрался, наконец, из щели и неожиданно легко за руку выдернул оттуда Северова.
В нарукавных флотских знаках различия Олег разбирался не очень хорошо. Стоящий перед ним летчик лет тридцати, а крылышки на рукавах кителя указывали на это, очень напоминал актера Евгения Леонова. Круглое добродушное лицо, лысина, ну очень похож, а уж когда заговорил, то Олег мысленно сразу прозвал его Винни-Пухом.
- Здорово, летун! Не помял тебя?
- Здравствуйте. Нормально все, главное, что гансы по нам промахнулись.
Оба засмеялись и принялись отряхиваться от земли и песка, который насыпался еще и за шиворот. Винни-Пух оказался морским летчиком в звании старшего лейтенанта, звали его Георгием Синицким.
- Можно просто Гоша, - жизнерадостно сообщил моряк и вдруг почесал в затылке. – Накрылся аппарат!
Проследив в направлении его взгляда, Северов обнаружил остатки нескольких истребителей, среди которых был его собственный.
- Мой тоже. Немного налетал!
- Недавно получил?
- Несколько часов назад. Как же я теперь обратно вернусь?
Неторопливо беседуя, новые знакомцы отправились на поиски руководства. Оказалось, что старший лейтенант Синицкий возвращался в родной 5 ИАП ВВС ВМФ после ранения, получил машину, потрепанный И-16, который должен был перегнать на аэродром Лагсберг под Таллинном. Перегнал…
- Как думаешь, смогу я обратно вернуться?
Гоша пожал плечами:
- Сейчас все узнаем. Хотя… Чует мое сердце и кое-то еще, ни хрена хорошего мы не узнаем!
Это самое кое-что еще Гошу не обмануло. Донельзя озабоченный младший лейтенант, назвавшийся дежурным, выслушал Синицкого, махнул рукой, мол, не до тебя сейчас. Летчик разозлился:
- Да мы тут между небом и землей зависли, до конца войны на этом чертовом аэродроме просидеть можем! А у меня приказ!
- А у меня что, открытки на Новый год?
- Кто это тут скандалит?
Истребители обернулись и увидели двух генералов, одним из которых был командующий ВВС РККА Жигарев, а второй, в морской форме, Олегу был незнаком. Но сориентировался Северов быстро. Большим знатоком истории Великой отечественной войны он не был, но интересовался, довольно много читал, поэтому вспомнил, что в августе 1941 года наша авиация проводила налеты на Берлин, а командующий вылетал под Ленинград, чтобы лично контролировать это важное дело, поскольку кроме авиации КБФ привлекались и ВВС РККА. Точных дат Олег не помнил совсем, август и все, но начало было неудачным, так что командующий мог прилететь разобраться. Тогда второй генерал, скорее всего, командующий ВВС КБФ Самохин. Это он и был, причем Гошу явно узнал:
- Что случилось, Синицкий?
Старший лейтенант уже взял себя в руки и объяснил ситуацию.
- Так что сами мы не разберемся, а время можно сколько угодно тянуть!
- Тянуть не надо, - согласился Михаил Иванович. – Сотников, ты где?
К генералу подошел мрачный морской летчик с нашивками майора (Олег с помощью Гоши разобрался в них, ничего сложного).
- Вот тебе пополнение, старший лейтенант Синицкий, может не главный ловелас ВВС Балтфлота, но один из них точно. Можешь назначать его комэском, справится.
Пока майор разглядывал Гошу, генерал спросил:
- А ты, сухопутный, по какому делу?
- Младший лейтенант Северов, старший летчик 12 ИАП, Юго-западный фронт. Сопровождал транспортники, мой самолет уничтожен во время налета. Пытаюсь решить вопрос как добраться в свой полк.
- Делать больше нечего, на другой конец фронта тебя гонять, - проворчал Жигарев. – Здесь тоже люди воюют. Михаил Иванович, ты только что помощи просил, вот тебе помощь. Забирай этого орла в новый полк. У тебя, орел, сбитые есть?
- Пять лично и три в группе. Товарищ генерал, а как же…
- Все, товарищ младший лейтенант! Вопрос решен! Сакаев, документы его посмотри, оформишь потом перевод как положено.
Тут командующий ненадолго замолк, разглядывая Северова, потом произнес:
- Лицо твое мне знакомо, а вспомнить не могу.
- Вы, товарищ генерал, к нам в Борисоглебскую школу весной приезжали…
- Точно, - перебил Жигарев, - ты рапорт на перевод подавал! Надо же, куда тебя занесло. Видишь, Михаил Иванович, какие кадры отдаю! А ты, младший лейтенант, не расстраивайся, можешь на повышение рассчитывать.
- И ты, Георгий, тоже нос не вешай! – добавил Самохин. – В Таллинн тебя при таком раскладе смысла нет отправлять. Будешь в новом полку служить.
Высокий чернявый капитан посмотрел документы Северова, что-то записал в блокнот и ушел догонять генералов, так и не сказав ни слова. Сотников, наконец, смог представиться:
- Командир 4 истребительного авиаполка ВВС КБФ майор Сотников. Формирую полк, с летным составом не густо, так что собираю с бору по сосенке. Пошли пообедаем, заодно о себе немного расскажете.
Расспрашивал майор большей частью Северова, поскольку работа 5 истребительного полка ему была, в общем, неплохо известна.
- Вот слова про должность комэска звучат многообещающе, - протянул Гоша, но развить мысль не успел, его взгляд зацепился за приятные округлости девушки, ставившей на стол тарелки с супом. Вскоре лицо его расплылось в мечтательной улыбке, отчего он окончательно стал похож на мартовского кота. Сотников не удержался и хмыкнул, а Олег вспомнил слова Самохина про одного из главных ловеласов авиации Балтфлота. Похоже, не лишено оснований. Гоша масляными глазами следил за девушкой, но с аппетитом съел гороховый суп и принялся за второе, макароны с мясом.
После обеда отправились вместе с Сотниковым в штаб полка, небольшое одноэтажное здание на краю аэродрома. Формируемый полк пока дислоцировался здесь, в Пушкине. Вакансий хватало, обещанное пополнение задерживалось, с техниками, правда, было получше. Майор определил Синицкого командиром первой эскадрильи, а Северова к нему замом. На весь полк было десяток машин, все И-16 тип 28, больше, чем наличных летчиков, так что новоиспеченный комэск со своим заместителем могут выбирать себе самолеты. Начальство обещало в самое ближайшее время выделить пилотов и технику, но пока, по факту, есть только три летчика, включая самого комполка.
Остаток дня Северов и Синицкий изучали район боевых действий (вернее изучал Олег, а Гоша просто вспоминал, Низино от Пушкина не так уж далеко), но сначала выбрали себе машины. Старший лейтенант секунд десять помедитировал перед стоящими в ряд И-16, потом уверенно ткнул пальцем в истребитель с номером 22, а Олегу приглянулся «Ишачок» номер 12. Познакомились и с техниками, двадцать вторую обслуживал молодой веснушчатый паренек, сержант Иван Безбородов, а двенадцатую сумрачного вида старший сержант Волобуев или просто Кузьмич.
Когда летчики отправились на ужин, полк, а вернее первая эскадрилья, неожиданно получила пополнение. Гоша вдруг завопил:
- Степашка! Ты откуда здесь?!
И принялся гладить небольшую дворнягу довольно потешного вида. Как объяснил Синицкий, это была коротколапая помесь бульдога и таксы, коричневого с рыжиной цвета, белой грудью и черными полосами. Степану было чуть больше года, Синицкий подобрал его маленьким щенком в Таллине, а когда был ранен, то оставил в Низино. Как Степа попал сюда неизвестно, но рады были оба. Гоша с аппетитом поужинал, не забыл покормить собаку, выпросив для него остатки обеденных макарон, и принялся мурлыкать что-то девушке, которая приносила им тарелки с тушеной картошкой. Кончилось тем, что Северов ушел из столовой один и завалился спать в выделенной для первой эскадрильи просторной комнате, пока совершенно пустой.
Когда явился Синицкий, Олег не заметил, но утром вид у него был довольный даже во сне. Спал он тихо и безмятежно, только посапывал, зато Степан храпел за двоих, лежа кверху пузом у хозяйской кровати, периодически почавкивал и причмокивал и снова принимался выводить рулады. Северов вышел на улицу и немного размялся, а когда вернулся, комэск уже умылся и готовился идти на завтрак. Про ночные похождения Олег не спрашивал, а Гоша ничего не говорил, с задумчивым видом уминая пшенную кашу.
В этот день в воздух поднялись всего один раз, облетали машины и, заодно, патрулировали в районе аэродрома. «Ишачки» оказались неплохи, не ушатанные, но с одним существенным недостатком. Ни на одном самолете не было радиостанции, даже приемника. Это здорово будет затруднять управление подразделением в бою, но ничего не поделаешь.
В этот день начал, наконец, прибывать недостающий личный состав и техника. В полку теперь насчитывалось двадцать шесть истребителей, по двенадцать в каждой эскадрилье плюс пара управления. Сотников сказал, что изначально речь шла о трех эскадрильях, но людей пока нет. Летный состав был разномастным, с боевым опытом, правда, всего два человека, причем еще с Халхин-Гола. Остальные, кто из запаса, кто из авиаполков ТОФа, кто недавно из летной школы. Новички попали, в основном, в первую эскадрилью, Олег ожидал возмущения со стороны Синицкого, но тот промолчал. Он вообще Северову понравился. На земле это был настоящий Винни-Пух, но в воздухе он преображался. Да и характер имел твердый, не боялся спорить с начальством, если считал себя правым. Оказался хорошим педагогом, умел объяснить подчиненным, что и как надо делать. Прекрасно летал и стрелял. А с Северовым они нашли общий язык и хорошо ладили, даже Степан, очень недоверчиво относившийся ко всем, кроме хозяина, считал Олега вторым по значимости человеком после Гоши.
Командирами звеньев из двух пар стали лейтенанты Ковин и Горобченко, тихоокеанцы, летчики довольно опытные, хотя и не участвовавшие ранее в боях, а вот остальные шесть пилотов были зелеными сержантами выпуска конца 1940 или середины 1941 года.
Ведомым Северова стал сержант Сергей Малинкин, романтичный юноша, отличник и шустрый малый. Соображал он быстро, но так же быстро и увлекался. Ведомый Синицкого, старший сержант Терентий Соломатин, был поопытнее, летал уже почти год, но был наоборот, тугодумом. Соображал медленно, компенсировал это тем, что старался придерживаться правил. Северов и Синицкий настойчиво долбили, что главное для них удержаться за ведущим, не насбивать сразу тучу врагов, а для начала самим остаться в живых.
Тренировались пешим по-летному, Северов и Синицкий давали теорию, но несколько дней – это ничтожно мало. К тому же, сколько теорию не долби, в бою найдется человек, который что-нибудь сделает не так. Увлечется преследованием вражеского самолета и оторвется от ведущего, заблудится, зайдет в атаку под огонь оборонительных точек бомбардировщика, да просто растеряется. Вопрос был в другом, сколько таких ошибающихся останется в живых.
Война уже разделила этих ребят на живых и мертвых, только они еще не знают об этом. Не только командиры, но и сами летчики понимали, что враг очень силен, лучше оснащен и более опытен, но никто из них не показывал своего страха, они были полны решимости приблизить победу хоть на миг даже ценой собственной жизни.
Добавил «позитива» командир полка. Сотников сообщил, что налеты вражеской авиации на наши аэродромы 19-20 августа привели к значительным потерям, бывший полк Гоши выведен для получения новой техники, по слухам ЛаГГ-3, так что на новый 4 ИАП ложится большая нагрузка.
Между тем, обстановка продолжала ухудшаться. 19 августа немцы захватили Новгород, а 20 августа Чудово, перерезав железную дорогу, связывавшей Ленинград с Москвой. 21 августа противником был занят Светогорск, на Кингисеппском и Новгородском направлениях шли ожесточенные бои. Опубликовано обращение Главнокомандующего войсками Северо-Западного направления Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова, секретаря Ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б) А.А. Жданова и председателя исполкома Ленинградского Сонета депутатов трудящихся П.С. Попкова «Ко всем трудящимся города Ленина». Комиссар полка Степан Игнатьевич Коляда зачитал его на общем построении, его обсуждали весь вечер и следующий день. 23 августа Ставка разделила Северный фронт на Карельский и Ленинградский.
Ранним утром 24 августа все десять машин первой эскадрильи поднялись в воздух на прикрытие обороны советских войск на побережье Финского залива.

Леонид Григорьевич Петровский лежал на госпитальной койке и размышлял. Поправка его шла своим чередом. В Москве пришлось сделать еще одну операцию, загноилась рана на руке. Он боялся, что ее могут ампутировать, но все обошлось. Рана в боку заживала неплохо, хотя болела довольно сильно, но ее, видимо, сразу очистили как следует. Сначала состояние было такое, что он мог только лежать и думать, пытался размышлять над тем, что происходит, что сделал правильно, а что нет. Но даже эти мысли быстро путались, уплывали, генерал просто лежал и наблюдал дрожание листвы за окном, слушал звуки дождя. Однажды утром Леонид Григорьевич проснулся с ощущением, что в организме произошли изменения, будто за ночь у него прибавилось сил, даже голова стала работать яснее. Словно долго был под водой, в темной, холодной глубине и вынырнул на поверхность, под теплое, ласковое солнце. Только сейчас он осознал, что был на самом краю, что его организм словно размышлял, продолжать ли дальше свой земной путь или все, слишком устал и нет больше сил. Силы нашлись, пока их хватало только на размышления, но он понял, что скоро сможет сидеть, потом ходить. И еще у генерала появилось ощущение, что его уход на грань небытия подарил, кроме страданий, новую способность. Многие вещи, сложные и неочевидные, вдруг стали видны как будто со стороны, ясно и отчетливо. Появились ответы на вопросы, над которыми Леонид Григорьевич мучительно размышлял еще до ранения. Ему вдруг стал понятен дальнейший ход событий этой войны, опасности, которые подстерегают его страну на этом пути, уже совершенные ошибки и те, которые есть опасность совершить.
Когда состояние стало немного лучше, у Леонида Григорьевича появилась обычная жажда деятельности. Просто так лежать, смотреть в потолок, читать художественную литературу, когда идет такая война? Когда так многое стало ясно и очевидно! Когда каждое утро организм говорил, что стал еще немного сильнее. Это выше человеческих сил! Когда Леонид Григорьевич понял, что вполне способен писать, то немедленно попросил принести ему бумагу и карандаш. Он писал сначала тезисы, потом переписывал в более развернутом виде, перечитывал, дополнял. Доктора пытались немного умерить пыл пациента, но убедились, что работа нисколько ему не вредит. Наоборот, генерал стал предельно сосредоточен, в точности выполнял все предписания врачей, а из своей работы словно черпал дополнительные силы.
А сам Петровский понял, что должен с кем-нибудь поделиться своими мыслями, ему нужен был оппонент, собеседник, с которым можно их обсудить. Он уже начал понемногу выходить из палаты и иногда виделся со своим соседом, тоже только начинающим поправляться после ранения. Им оказался Михаил Георгиевич Снегов. Его ранение в ногу оказалось серьезным, тоже пришлось делать целых две повторных операции и чистить рану. Да и последствия контузии тоже требовали лечения, хотя здесь успехи были гораздо лучше. В общем, на быструю выписку обоим рассчитывать не приходилось.
В холле, через который приходилось проходить на процедуры, висела большая карта европейской части СССР, около нее раненые останавливались и смотрели, иногда подолгу, думая о своем. Здесь и начал Леонид Григорьевич свой первый разговор со Снеговым. Потом Петровский дал ему прочитать некоторые из своих записок. Через пару дней разговор продолжился они в палате у Петровского, раненая нога не давала Михаилу Георгиевичу долго стоять.
- Даже не знаю, что и сказать, Леонид Георгиевич. Очень неожиданно и очень интересно!
- Слушай, Михаил Георгиевич. Ты же понимаешь, что это только тезисы, в таком виде показывать это никому из командования не стоит. Поможешь мне сделать из этого толковую докладную записку?
- О чем разговор? Самому тут просто так сидеть невыносимо.
Все свободное время они посвящали обсуждению тезисов и составлению подробной докладной записки. По некоторым вопросам Снегов сразу соглашался, по некоторым спорил. Они уже окончательно перешли на «ты» и упразднили отчества.
- Леонид, да почему ты решил, что надо срочно начинать такие масштабные работы по танкам? Увеличение надежности, ресурса двигателей и трансмиссии, согласен. Наши Т-34 и КВ существенно превосходят по боевым качествам немецкие машины.
- Подожди. Давай спокойно разберемся. Во-первых, сами танки. Легкие машины в большом количестве больше не нужны.
- Согласен. Только как временная замена при недостаточном количестве средних танков.
- А ты заметил, что немцы начали усиливать броню своих троек и четверок? И это по результатам кампании в Европе. Ты полагаешь, что они станут спокойно смотреть на превосходство наших новых танков и ничего не предпримут? Зимой они так шустро воевать не смогут, а что будет следующим летом?
- Ты полагаешь, что в следующем году надо ждать появления новых модификаций Т-3 и Т-4?
- Это же очевидно. Первым делом они будут увеличивать толщину брони и ставить новые орудия. На Т-3 уже появились 50 мм пушки вместо 37 мм, на Т-4, я полагаю, пойдут по пути удлинения ствола, калибр 75 мм и так достаточно серьезный. Но в дальнейшем появятся более мощные танки. И мы должны начинать готовиться к этому уже сейчас, потом реагировать будет поздно, придется принимать пожарные меры. Еще вопрос, а сколько танков нам надо?
- Не без подвоха вопрос! Чем больше, тем лучше.
- Не думаю. При правильном использовании можно обойтись не таким уж большим числом, особенно если это не устаревшие легкие машины. Ну и правильно их использовать, а не посылать по одной-две машины на убой. Во-вторых, вот чего у нас явно не хватает, так это САУ. Противотанковых, зенитных. Ты Т-40 встречал?
- Приходилось.
- И как машина?
- Да слабая откровенно, ну хоть плавает.
- Вот именно! А если на ее основе создать самоходные минометы? Или бронетранспортер на отделение пехотинцев?
Снегов сделал в своем блокноте несколько пометок.
- Это обговорим чуть позже. Теперь дальнейшие действия вермахта. В том, что мы его остановим, не сомневаюсь. Зимой немцы активно воевать не будут, а мы, трезво глядя на вещи, не будем питать иллюзий, что окончательно победим еще до весны. Летняя кампания 1942 года, вот в чем вопрос!
- Да в чем вопрос-то?
- Где они будут наступать? По всем фронтам? Не верю, что у них сил хватит. Тогда где? Снова на Москву?
- Знаешь, Леонид, я над этим тоже думал. Нелогично это. С политической точки зрения это очень важно, а с чисто военной?
- Вот и я об этом же. Южное направление будет главным! Там нефть, там важная транспортная магистраль – Волга.
Генералы работали увлеченно, компенсируя этим свое вынужденное отсутствие на фронте. Вскоре стало ясно, что в одной записке изложить все невозможно или она будет огромной, как «Война и мир». Поэтому решили разделить на несколько документов по направлениям: новая тактика, предложения по вооружениям по родам войск, анализ действий немцев и их возможная перспектива. Нужна была информация, поэтому Петровский связался с с исполняющим обязанности начальника разведывательного управления Генштаба Алексеем Павловичем Панфиловым, которого знал лично. Тот прислал старшего лейтенанта, который и стал быстро, каллиграфическим почерком оформлять докладные записки. А у дверей палаты стали круглосуточно дежурить ухорезы из подразделения фронтовой разведки Центрального фронта. Поставили в известность НКВД, вопросы были чисто военными, но безопасность обеспечивал именно этот наркомат. В палате появился сейф, ключ от которого хранился у начальника дежурной смены охраны. Им выступал командир в звании не ниже капитана – Панфилов к документам отнесся предельно серьезно, особенно когда нашел время заехать в госпиталь и Петровский со Снеговым изложили ему некоторые соображения.
Как-то вечером в середине сентября, когда работа над записками уже подходила к концу, генералы отдыхали за чашкой чая. Документы были уложены в сейф, старлей ушел отдыхать, госпиталь готовился отходить ко сну.
- Да, Миша, грандиозную работу мы с тобой завершаем. До чего жаль, что хоть за годик до войны многие вещи в голову не приходили.
Петровский вспомнил свое нахождение под следствием и помрачнел.
- Ничего, - примирительно сказал Снегов. – Лучше сейчас, чем позже. Наши ошибки слишком большой крови стоить будут.
Докладные записки в конце сентября легли на стол начальника Генерального Штаба РККА маршала Бориса Михайловича Шапошникова.

В прошлой жизни Олег родился и вырос в Ленинграде, окрестности знал, в общем, неплохо, ориентироваться это помогало, но одно дело ходить по земле, да еще несколько десятков лет вперед, другое – узнавать знакомые места с воздуха. Но ничего, проблем пока не возникало, да и участок фронта был невелик. От аэродрома до Петергофа лететь около 10 минут, рукой подать, но и немцам тоже. Именно в это время они стягивали под Ленинград силы, в том числе авиацию, так что встретить в воздухе противника вероятность высокая.
Новички держались пока неплохо, жались, конечно, к ведущим, но это ничего, многие сначала так делают. Олег постоянно талдычил Малинкину, чтобы тот крутил головой, шарфик из парашютного шелка ему сделал, чтобы шею не натирал. Оглядываясь назад, Северов видел «Ишачок» Сергея, висящий немного выше и правее, и очень надеялся, что ведомый его совету следует.
Девятку Ю-87 первым заметил Гоша, покачал крыльями и повел эскадрилью за собой. Теперь противника увидели все, Олег представил, как обрадовались новички, но все было не так просто. Сверху находилась четверка мессеров, и Северов не сомневался, что сейчас подтянется еще звено.
Так и произошло, Северов и звено Ковина попытались оттянуть на себя прикрытие, а пара Синицкого и звено Горобченко атаковали бомбардировщики. Почти получилось, но немецкая подмога успела чуть раньше, пришлось бросить «Штуки» и отбиваться. Будь ведомый у Олега опытным, он попытался бы перейти к более активным действиям, а так пришлось встать в круг. Опытный комэск оттягивался вглубь своей территории, если кого и собьют, так хоть в расположении наших войск сядет, но такая работа Синицкому была не по душе, да и Северову тоже. Видя, что бомбардировщики никто не атакует, немецкие истребители осторожничали, так что пока обошлось без потерь в обоих сторон, хотя попадания в самолеты были. Наконец мессеры отстали и «Ишачки» развернулись к своему аэродрому. У Олега топлива оставалось больше половины, но некоторые И-16 оказались, по-видимому, повреждены, летчики показывали жестами, что у них проблемы.
Когда эскадрилья села, пилотов встретил недовольный батальонный комиссар Коляда.
- Сорвать бомбардировку вы не смогли! – напустился он на Синицкого. – Надо было действовать решительнее, истребители вы или бабы беременные?!
- Успокойся, Степан Игнатьевич, - подошедший Сотников примирительно хлопнул его по плечу. – Рассказывай, Георгий.
- Да что рассказывать, - пробурчал расстроенный комэск. – Мессеров два звена в прикрытии, а у меня кто? Не сбили никого и то ладно.
Коляда задохнулся от возмущения, но сказать ничего не успел, подошел техник и доложил, что три «Ишака» на сегодня отлетались, хорошо, если до завтра успеют отремонтировать. Еще два сделают часа за два-три.
- Вот и повоевали…
Синицкий тяжело вздохнул, хотя прекрасно понимал, что отсутствие потерь среди летчиков само по себе неплохо, будет, кому летать дальше.
Самолеты дозаправили, пополнили боезапас, летчики успели выпить по чашке чаю, когда Гошу вызвал комполка. Вернулся он быстро, озабоченно натягивая перчатки.
- Олег, пойдем четверкой. Ты, я и наши ведомые. Район Красногвардейского УРа, вот сюда, - комэск ткнул пальцем в место на карте. – Все поняли?
Это он спросил у Малинкина с Соломатиным, сержанты энергично закивали.
Что услышал комэск от командования Олег не знал, но догадаться было несложно, поэтому не удивился, когда тот, заметив вражеские самолеты, повел себя гораздо более агрессивно.
Построить атаку со стороны солнца не удалось, немцы их заметили раньше и перехватили еще до того, как «Ишачки» смогли занять выгодную позицию. Становиться в круг Синицкий не стал, пары советских истребителей совершали энергичные маневры, приглашая противника вступить в бой на виражах, немцы, естественно, отказывались. Но Гоша маневрировал таким образом, что удалось смещаться в сторону «Штук», две девятки которых готовились нанести удар по нашим войскам. Очень не хватало радиосвязи, но Олег угадал момент и вышел в лобовую на пару мессеров, дав возможность Синицкому оторваться и атаковать бомбардировщики. Если бы на И-16 стояли четыре ШКАСа, у пилота мессера был шанс отделаться легким испугом, но у Северова были пушки, которые и превратили немецкий истребитель в пылающие обломки. Гоша тоже сбил одного, остальные бросились врассыпную, поскольку Ю-87 взорвался на собственных бомбах. Атаку удалось сорвать, мессеры тоже отстали и ушли за своими подопечными, а еще через десять минут показалась шестерка И-16 второй эскадрильи и звено смогло вернуться на свой аэродром. Когда летчики пришли на КП с докладом, командир полка уже получил благодарность от наземных войск и встретил их с весьма довольным видом.
Время было обеденное, перекусили, после чего Гоша устроил разбор полетов. Сошлись на том, что во втором бою ведомые действовали неплохо. Несмотря на энергичные маневры, никто не оторвался от своих ведущих, стреляли много и, хотя ни в кого не попали, мешали немцам их атаковать.
Технари слово сдержали, возились всю ночь, но утром все самолеты первой эскадрильи смогли подняться в воздух.
Теперь, когда позволяла погода, делали по три вылета в день, а иногда и больше. Но осень готовилась вступить в свои права, а на Балтике она редко бывает сухой и теплой. Так что передышки тоже бывали, но работы было много – прикрытие своих войск и кораблей, сопровождение штурмовиков, вылеты на перехват немецких бомбардировщиков. Опыт молодых летчиков рос, они все более уверенно чувствовали себя в воздухе, но без потерь не обошлось, хотя Синицкий изо всех сил старался их беречь. Как тут убережешь, когда на земле и в воздухе самое настоящее месиво… За две недели боев эскадрилья сточилась ровно в полтора раза, звенья Ковина и Горобченко теперь представляли собой пары. Гоша за это время записал на свой счет еще две машины врага, обе Ю-87, а Олег сбил нахального мессера, решившего сходу атаковать «Ишачок» Терентия Соломатина, немного отставший от своего ведущего. Ковин тоже чуть не погиб, атакуя в лоб Ме-110, который принял за бомбардировщик, ошибка не такая уж редкая для неопытных пилотов.
28 августа немцы заняли Тосно, до Ленинграда оставалось всего 50 км, на следующий день они подошли к Колпино, но взять его сходу не смогли. 2 сентября была захвачена стация Мга. Олег помнил, что кольцо блокады вот-вот замкнется, настроения это тоже не добавляло. Ставка присылала грозные бумаги, выражавшие недовольство действиями местного командования, это Северов тоже из истории знал, но сейчас им об этом никто, конечно же, не говорил.
7 и 8 сентября погода была совсем нелетная, дождь, туман, так что удалось немного отдохнуть и выспаться. Пришедшая вечером 8 сентября весть об оставлении Шлиссельбурга повергла некоторых в уныние, стало понятно, что сухопутное сообщение окончательно прервано. Даже Гоша Синицкий стал совершенно неулыбчив, что за ним ранее не замечалось даже в самых тяжелых ситуациях. А 9 сентября самолеты полка перелетели на Комендантский аэродром, поскольку линия фронта вплотную приближалась к Пушкину.
Впрочем, настроение в полку можно было охарактеризовать как мрачную решимость, упаднические настроения были нехарактерны, да и батальонный комиссар Коляда старался изо всех сил, проводил политинформации, рассказывал о подвигах наших бойцов и командиров. Стремился он приводить примеры близкие, рассказал о подвиге танкиста старшего лейтенанта Зиновия Колобанова и младшего политрука Александра Панкратова. Несладко было всем, летчики заметили, что Степан Игнатьевич стал как-то уж совсем нервным и дерганным, но списывали это на переживания от неудач на фронте.
Между тем, 10 сентября в городе на Неве должен был появиться человек, который насыплет песка в буксы вермахта.
Утром эскадрилья в полном составе летала на сопровождение штурмовиков, которые наносили удары по немецким войскам, рвущимся к Пулковским высотам. Не успели дух перевести, как пришел новый приказ и пара Северов-Малинкин ушла в сторону Ладожского озера. Остальным тоже нашлась работа, но Олег взлетел первым и не услышал, куда их направили.
Облачность над Ладогой была не особенно плотной, поэтому транспортный самолет в сопровождении четверки ЛаГГов Северов заметил издалека. К ним явно пристраивалась пара мессеров, было понятно, что такой эскорт придан важному грузу или пассажирам, но немцы увлеклись и появление пары «Ишаков» прозевали. Откровенно вялые действия ЛаГГов удивляли, но с этим пусть их начальство разбирается, а пока надо было отогнать немцев, тем более, что они наверняка вызвали подмогу.
Убедившись в том, что других истребителей противника пока не видно, Северов свалился на врага из-под самой кромки облаков. Мессеры были намного ниже, поскольку транспортник и его сопровождение шли на бреющем над самой поверхностью воды. В последний момент ведомый ганс атаку заметил и резким маневром вывернулся, но ведущему Олег пушечную очередь всадил прямо в кабину и мотор. Короткий взгляд в сторону, куда ушел второй, и Северов расплылся в довольной усмешке, больше похожей, впрочем, на хищный оскал. Малинкин не растерялся, воспользовался тем, что немец сманеврировал в его сторону и удачно отстрелил ему хвост! Но расслабляться было нельзя, в любой момент могли подойти другие вражеские истребители и Северов, покачав ПС-84 крыльями, взмыл обратно под облака. То ли немцы все-таки никого не вызывали, то ли их просто не нашли, но больше никто на транспортный самолет не покушался, «Ишаки» еще повисели над аэродромом, прикрывая его посадку, после чего тоже приземлились. Кого сопровождал такой солидный эскорт, Северов сообразил позже, когда объявили, что в командование Ленинградским фронтом вступил генерал армии Жуков Георгий Константинович, а еще через день Северову и Малинкину была объявлена благодарность за действия по прикрытию борта с важными пассажирами.

+8

896

Глава 1.8 (начало)
Дальнейшие события осмыслить Северов смог только намного позже, когда стали известны некоторые эпизоды и факты, а пока его занимала новая тактика действий пары истребителей, которую удалось опробовать в бою уже 10 сентября.
Первый разговор на эту тему состоялся у Олега с Гошей еще 7 сентября, во время вынужденного сидения на земле из-за нелетной погоды. Северов вспомнил, что в прошлой жизни читал про так называемую «текучую пару» истребителей, когда, в зависимости от обстоятельств, ведущий и ведомый могли меняться местами. С Сережкой Малинкиным такой номер бы не прошел, здесь должны действовать летчики высокого класса, но идея засела в голову и никак не отвязывалась. Тогда Олег решил поговорить с комэском. Тот сидел с остальными летчиками под навесом недалеко от столовой и, как обычно, травил байки.
- Вот как у тебя только с женщинами так ловко получается? – искренне недоумевал младший лейтенант Чучин, ведомый комэска-2 капитана Шаневича, высокий широкоплечий парень двадцати четырех лет. Кто-то засмеялся, а Синицкий с самым серьезным видом сообщил:
- А я слова женские знаю!
- Какие еще слова? – удивился Чучин. – Нет таких слов.
- Слова всякие есть, - заявил Гоша, - только их знать надо, а это не всем дано. Вот давай у Бадмы спросим.
Лейтенант Бадмацэрэн Доржиев, или просто Бадма, был бурятом и прибыл под Ленинград вместе с другими летчиками-тихоокеанцами.
- Вот скажи, Бадма, у тебя родственники в кавалерии есть?
- Есть, - закивал головой бурят. – Они у меня все там и служат, это я в пилоты подался.
- Тогда должен знать, есть специальное лошадиное слово?
- Конечно есть! – опять закивал хитрый Бадма, уже сообразивший, что Синицкий просто развлекается. – Мой отец его знает и дед.
- Ну так скажи его нам! – хмыкнул Чучин.
- Во-первых, это слово тайное, его всем подряд не говорят. Оно от отца к сыну передается. Во-вторых, я его не знаю, я летчик, мне без надобности. Вот если бы был кавалеристом, отец бы мне сказал, а так нет, он его моему брату сообщил. А дядя мой, охотник, тигриное слово знал! Много кого у нас тигр в тайге задрал, а дядю никогда не трогал!
- Вот! – наставительно поднял палец Гоша. – Есть и женские слова, только женщина не лошадь, существо более сложное, тут одним словом не обойдешься.
- Да врете вы все, - махнул рукой Чучин. – Если знаешь, то мне по секрету скажи.
- Ха, больно надо. Ты вон какой молодой, высокий да симпатишный, тебе и без этих слов хорошо. А я вот не удался, да и лысина, опять же. А скажу я тебе слова, так ты у меня последних девушек уведешь!
После недолгих препирательств Синицкий что-то пошептал Чучину на ухо, после чего младший лейтенант ринулся в столовую, пробовать. Смачный шлепок был слышен даже сквозь шум дождя, Чучин пулей вылетел обратно, держась за ухо, а под навесом летчики так хохотали, что из дверей штаба показался недовольный Коляда, посмотрел, покачал головой, но под дождь не полез, махнул рукой.
Олег отозвал комэска в сторонку и принялся объяснять ему свою идею, но Гоша до конца не дослушал:
- Хм, а что, мысль-то может оказаться неплохой, раз нам обоим в голову пришла. Я ведь тоже над этим думал, еще когда мы с тобой вдвоем летали.
Пару дней обсуждали и прикидывали, а 10 сентября после обеда взлетели парой в район станции Мга, где должен был кружиться вражеский корректировщик Хеншель-126. «Костыль» они не обнаружили, зато перехватили семерку Ю-87 под прикрытием звена мессеров.
Вдвоем с Гошей они показали гансам класс воздушного боя. Винни-Пух был железным пилотом, его вестибулярному аппарату мог бы позавидовать сам Чкалов. Пилотировать с такими перегрузками и столь долгое время немцы не смогли. Потерь ни с той, ни с другой стороны не было, но «Штуки» изменили курс и ушли, отказавшись от бомбардировки позиций наших войск. У «Ишаков» заканчивалось топливо и Синицкий с Северовым тоже вернулись на свой аэродром.
Следующие дни летали много, погода позволяла. Четыре-пять вылетов в день были обычным делом, противников в воздухе тоже хватало, двойное численное преимущество немцев тоже было нормой, а нередко их было и втрое больше. Полк таял на глазах, в первой эскадрилье осталось всего пять самолетов, летчиков, правда, восемь. Соломатин и Ковин прыгнули с парашютами, а «Ишачок» Малинкина пришлось списать, так сильно он был поврежден, да еще и загорелся после посадки, Сережка едва успел выскочить, даже комбез прожег.
12 сентября было тепло, ярко светило солнце, так что работать пришлось много, совершили шесть вылетов, после крайнего Северов с трудом выбрался из кабины. Не успел присесть у колеса, наскочил Степа, обслюнявил на радостях и помчался встречать хозяина. Хотя Олег сильно устал, в голову вдруг полезли мысли об Ане, их курортном крымском романе, о том, где она сейчас и успела ли эвакуироваться. Под эти меланхоличные мысли Северов и заснул.
13, 14 и 15 сентября показались одним днем, взлеты, посадки, между полетами перекусить, отключиться. Проснулся, то ли уже темнеет, то ли рассветает, снова «По машинам!» и в воздух. Машины им подкинули, так что летали все восемь пилотов. Появились в эскадрилье и новые потери, Погибли ведомые Ковина и Горобченко, легко ранен Соломатин, остался в полку. Северов за эти дни сбил еще три машины, его общий счет вырос до десяти. Но даже это не радовало, так устал, к тому же неуспехи нашей армии на земле повода для восторгов не давали. Да, остановить немцев под Ленинградом удалось, но здесь и на других фронтах обстановка оставалась тяжелой.
Сотников, видимо, убедил командование, что полк нуждается в пополнении, 15 сентября пришли новые летчики и техника. И тут Северова ждал сюрприз. Синицкому присвоили звание капитана и назначили заместителем командира полка, должность до сих пор была вакантной. А командиром первой эскадрильи назначили Петра Бринько, Героя Советского Союза и одного из самых результативных летчиков первого периода Великой отечественной войны. Северов абсолютно точно помнил, что тот в 1941 году погиб, но вот когда именно? Может быть, это назначение поменяло его жизнь и он останется в живых? Повышение Синицкого повлияло и на Олега, он был назначен исполняющим обязанности командира третьей эскадрильи. Расщедрившееся командование полка отдало ему Ковина и Горбченко командирами звеньев и Малинкина ведомым, компенсируя то, что остальные летчики были просто зелеными новичками. Но это был не последний и самый большой сюрприз.
16 сентября Олег запомнил надолго, потому, что когда утром Коляда довел до них сводку, Северов на некоторое время впал в ступор. А батальонный комиссар всего лишь объявил, что 15 сентября войска 54 армии под командованием генерал-майора Кузьмы Максимовича Качанова нанесли серию внезапных ударов, нащупав слабые места в обороне противника, и освободили станцию Мга. Войска Невской оперативной группы Ленинградского фронта, воспользовавшись ситуацией, форсировали Неву в районе Невской Дубровки, захватили плацдарм на левом берегу и, развивая успех, ранним утром 16 сентября соединились с войсками 54 армии.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Вот тебе, бабушка, и Новый год! Что же такое произошло, что все так изменилось?» - размышлял Северов. Только позже он понял, как это случилось. Когда 10 сентября они с Синицким мастерились с мессерами, семерка Ю-87 изменила курс и ушла на запасную цель, где и отбомбилась. В результате этого налета был ранен командующий 54 армией маршал Кулик. На день раньше в Ленинград прибыла «расстрельная команда» в составе Булганина, Мехлиса и Мерецкова, разбираться с отступлением 34 армии. Коль скоро за дело взялся Лев Захарович, сомневаться в его исходе не приходилось, но Жуков проявил характер и продавил у Верховного назначение Качанова на 54 армию вместо Кулика. Пока Мехлис пытался рядиться с Георгием Константиновичем, а времени на дрязги у командующего Ленфронтом не было совсем, как и желания участвовать в этих разборках, Кузьма Максимович прилагал все усилия для реализации плана Жукова. Он прекрасно понимал, что еще раз такого шанса ему никто не даст и права на неуспех у него просто нет. Тщательно обговорив все вопросы с командующим Ленинградским фронтом, Качанов начал активные действия и успех ему сопутствовал, Сталин дал команду дело против него закрыть, Мехлис уехал не солоно хлебавши. А сейчас войска соединившихся фронтов спешно занимали выгодные позиции и укрепляли рубежи обороны. Противника, не успевшего организовать сопротивление, удалось потеснить еще на десяток километров к югу, ширина полосы, соединявшей Ленинград с Большой землей, составила около тридцати километров.
Но желание противника побыстрее покончить с Ленинградом не уменьшилось, фон Лееб продолжал наступление и 18 сентября немецкие войска вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. Образовался Ораниенбаумский плацдарм, на защиту которого 4 ИАП также регулярно выделял самолеты. Накал воздушных боев не спадал, значительное численное превосходство противника было нормой. Бой неполной эскадрильей против полутора-двух десятков истребителей, прикрывающих несколько десятков бомбардировщиков, стал обычным делом. К сожалению, недостаточная выучка молодых пилотов не давала им шанса на долгую жизнь в небе, буквально за несколько дней эскадрилья сточилась до шести машин, но эти шесть уже представляли серьезную проблему для люфтваффе. В книге Эммануила Казакевича «Весна на Одере» автор показал роту, состоящую всего из трех десятков бойцов, которые названы им «бессмертными». Это самые умелые и удачливые солдаты, которые научились выживать, выполняя боевую задачу. Третья эскадрилья состояла из шести «бессмертных». То, что в их число попали Северов, Малинкин, Ковин и Горобченко было, в общем, объяснимо, а вот то, что из молодого пополнения остались в живых именно эти двое, сержанты Алексей Лазарев и Владимир Шаров, можно было списать на чистое военное везение, судьбу, которая позволила им пока оставаться в живых. В первой и второй эскадрильях потери были не меньше, с учетом периодически появляющихся новых летчиков в них было восемь и пять машин соответственно.
Новоиспеченный заместитель командира полка, получив новую должность, нисколько не загордился, в общении оставался таким же простым, не забывая иногда беззлобно подшучивать над своими подчиненными, устраивая небольшие розыгрыши. Шутил он, впрочем, со смыслом. Классическая шутка про ведро компрессии была исполнена в отношении молодого летчика второй эскадрильи, который настолько плохо знал материальную часть, что все только диву давались. Степашка постоянно находился при хозяине, в нем открылся талант предсказывать появление вражеских самолетов. Если Степа вдруг с ворчанием удалялся в сторону ближайшего блиндажа или щели и забирался туда, значит, через несколько минут немецкие бомбардировщики будут в непосредственной близости от аэродрома.
Вражеская авиация предпринимала массированные налеты на город, на корабли Балтийского флота, поддерживающие огнем своих орудий обороняющиеся войска, на строящуюся ударными темпами железную и автомобильную дороги вдоль берега Ладожского озера, которые уже прозвали «Дорогой жизни». Немецкая артиллерия, даже дальнобойная, до них не доставала, зато люфтваффе старалось вовсю.
«Текучую пару» пришлось забросить. Дело было не в том, что Синицкий стал меньше летать и больше заниматься управлением полком, а в том, что против значительно превосходящего противника она оказалась малоэффективной, особенное при его подавляющем техническом преимуществе. Несколько вылетов окончательно поставили крест на этой идее.
Полк относился к флоту, поэтому в конце сентября его основная работа заключалась в прикрытии кораблей. Пикирующие бомбардировщики немцев подходили большими формациями с сильным истребительным сопровождением, поэтому командование полка и комэски особое внимание молодых летчиков обращали на тактику. Объясняли, что задача состоит не в том, чтобы сбить как можно больше гансов, а в том, чтобы не допустить ударов по кораблям.
- Вот скажи мне, - обращался Гоша к Вове Шарову, - сколько «Лаптежников» было в группе, которую мы разогнали вчера вечером?
- Много! – Вова даже зажмурился, восстанавливая картину боя. – Десятка два точно было, нет, больше.
- Больше, - согласился капитан, - три девятки их было. А вот теперь ответь, могли мы десяток сбить?
- Наверное, - протянул сержант, - мессеров уж больно много было. Да, пожалуй, смогли бы.
- Если бы гоняться за ними стали, - уточнил Синицкий. – Только пока мы за ними гоняемся, остальные спокойно по кораблям отбомбились бы. Значит, задачу свою мы бы не выполнили!
Вова вздохнул, сбивать вражеские самолеты ему очень хотелось, но заместитель командира полка был очень убедителен. Гоша это заметил и усмехнулся.
- Эх вы, балтийские асы, гроза воздуха! Придет и на нашу улицу праздник, не бесконечны же у них силы. Будут и другие задачи, будете и вы асов Геринга щипать.

Отредактировано Olle (24-07-2017 09:44:33)

+12

897

На данное время вокруг (или под) Ленинградом находится порядка шести РЛС "Рус-2" использовались в качестве раннего обнаружения налета немецких самолетов. К концу 42 года их будет порядка десяти, и попробуют использовать в качестве наведения истребителей. ГГ, как бы случайно, смог разглядеть  РЛС и, как бы вскользь, обмолвиться о возможности наведения для перехвата. Но на данный момент Рус-2 не имеют определителя высоты.

+3

898

Литературные заклёпочки:

Olle написал(а):

Вот слова про должность комэска звучат многообещающе, - протянул Гоша, но развить мысль не успел, его взгляд зацепился за приятные округлости девушки, ставившей на стол тарелки с супом. Вскоре лицо его расплылось в мечтательной улыбке, отчего он окончательно стал похож на мартовского кота.

К сожалению, официантки ставят тарелки быстро и времени любоваться их округлостями у окружающих немного. Потому слово "вскоре" кажется мне неуместным. Я бы его совсем убрал. Хотя можно и заменить...

Olle написал(а):

Опубликовано обращение Главнокомандующего войсками Северо-Западного направления Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова, секретаря Ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б) А.А. Жданова и председателя исполкома Ленинградского Сонета депутатов трудящихся П.С. Попкова «Ко всем трудящимся города Ленина».

Явная опечатка - должно быть "совета"

0

899

Еще по ПВО Ленинграда:
«Слепая ярость». Блокадный Ленинград от налётов защищали незрячие
http://www.aif.ru/society/history/slepa … nezryachie
Поэтому, когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде. Однако военные провели строжайший «отсев» кандидатов. Для начала отказали женщинам, потом провели тщательный медицинский отбор. Будущий «слухач» должен был иметь очень хороший слух и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить предстоящие многочасовые нагрузки. Так были отобраны 30 кандидатов, из которых затем выбрали 20 наиболее способных. Эти два десятка незрячих были отправлены на обучение.Ведь мало просто услышать звук, надо чётко его идентифицировать, определить, на каком удалении от города находятся вражеские самолёты…В действующую армию в 1942 году были определены 12 лучших незрячих «слухачей». Одним из первых и стал Яков Зобин, которому исполнилось 28 лет.

0

900

Опять возвращаюсь после перерыва.

Olle написал(а):

- Леонид, да почему ты решил, что надо срочно начинать такие масштабные работы по танкам? Увеличение надежности, ресурса двигателей и трансмиссии, согласен.

Во-первых, уместно ли в "авиационном" произведении углубляться в "танковый" вопрос? Попытка объять необъятное может оказаться неудачной. Примерно то же самое здесь уже говорилось о "флотских" вопросах.
Во-вторых, если уж углубляться: на дворе конец лета - начало осени 1941 года, уже взорван Днепрогэс и потеряно Запорожье (читай - алюминий), вот-вот остановится Мариупольский металлургический (читай - бронелист), уедет в эвакуацию Харьковский паровозостроительный завод (читай - Т-34), а чуть позже - Кировский (читай - КВ). Вопрос стоит в том, чтобы в этих условиях вообще сохранить производство танков, пусть даже ценой снижения надёжности и ресурса. Какая уж тут модернизация?

Olle написал(а):

Легкие машины в большом количестве больше не нужны.

Не нужно забывать о том, что лёгкий танк - это лучше, чем вообще никакого танка (см. выше). Допустим, ГАЗ не может производить ни Т-34, ни КВ, а лёгкие танки - может. И металла на них нужно вдвое меньше, и двигатель у них чугунный, а не алюминиевый, как В-2.

Olle написал(а):

Во-вторых, вот чего у нас явно не хватает, так это САУ. Противотанковых, зенитных.

При тогдашнем состоянии промышленности плюс одна САУ - это минус один танк. К тому же, для общевойскового командира начала войны всё, что на гусеницах и с пушкой - это и есть танк. Поэтому САУ будут ставиться в первую атакующую линию вместе с танками, а то и вовсе без них. Результат предсказать нетрудно.

Olle написал(а):

Ты Т-40 встречал?
- Приходилось.
- И как машина?
- Да слабая откровенно, ну хоть плавает.
- Вот именно! А если на ее основе создать самоходные минометы? Или бронетранспортер на отделение пехотинцев?
Снегов сделал в своем блокноте несколько пометок.

Батальонный 82мм миномёт обр.1937 весит 61 кг и переносится тремя номерами расчёта (плюс ещё несколько несут БК). Танк Т-40 весит 5,5 т, а без бензина, масла и техобслуживания превращается в недвижимость. Так что овчинка выделки не стоит. Что же касается отделения пехотинцев - как его разместить в машине размером с ВАЗовскую "копейку"?
=================================================================

Георгий написал(а):

А кто мешает Вам (авторским произволом) изменить корпус (форму корпуса) у Т-34 на форму корпуса Т-44, не меняя остальной компоновки. Трудоемкость резко упадет. Снизится вес. Можно увеличить толщину лобовой брони.

Мешает наука геометрия :) Получить форму корпуса Т-44, сохранив начинку Т-34, невозможно.
=================================================================

Дилетант написал(а):

Коллеги Цоккера на Вас  нет.  :glasses:   Он бы Вам объяснил, сколько килограммов тротила необходимо для пуска состава под откос.

Просто коллега Цоккер знает разницу между задачами "перебить рельс" и "подбросить в воздух паровоз".

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Возвращение в строй. 1941