IV
Париж,
предместье Сент-Антуан
«Les citoyens, aux barricades!» *
- Снарк, я Змей, чисто!
- Змей, Карел, внимательнее. Возможен обходной маневр по вашему переулку!
- Хрен им, а не обходной маневр! Мы тут в трех подворотнях МОНок понатыкали, при таких плотных построениях - кровью умоются. Ну и мы добавим, а как же...
- Отставить пачкотню в эфире! Змей, Карел, выполнять приказ!
- Я Змей, понял.
- Снарк, я Карел, понял...
#* (фр.) Граждане, на баррикады!
Белых отпустил рацию.
- Ну вот, за тылы баррикады можно не беспокоиться. С первой попытки там точно никто не пройдет.
- Еще бы - такими плотными построениями! - хмыкнул Гринго. - Фарш...
Они лежали на гребне черепичной крыши, за невысоким бордюром. Сам Белых, главстаршина Полторак, он же «Гринго» - лучший пулеметчик группы, - и малыш Мишо. Юный трубочист, сыгравший на этот роль проводника, притаился за кирпичной трубой и с восторгом наблюдал за происходящим.
С наблюдательного пункта баррикада была видна, как на ладони. Беспорядочная с виду груда домашней мебели, досок, перевернутых фиакров, тележек, омнибусов, фонарных столбов, наполненных землей корзин перегораживала узкую улочку примерно на уровне окон второго этажа. С тыльной стороны, которую рассматривали сейчас спецназовцы, были устроена своего рода галерея, поднявшись на которую защитники могли вести огонь по атакующим. Наружная сторона баррикады, сейчас невидимая, щетинилась осколками стекла - какой-то умник, из студентов надоумил товарищей бить стекла по всему переулку и втыкать крупные осколки по фасу укрепления, там, откуда на баррикаду должны лезть штурмующие. Белых не мог не отметить остроумности этого решения - карабкаясь на четвереньках на эту кручу, запросто изрежешь до костей и руки и ноги - мундирные бриджи тут не помогут.
Первые два штурма защитники баррикады выдержали сравнительно легко, не допустив ни одного солдата ближе, чем на двадцать шагов к заграждению.Третий вообще оказался каким-то идиотским: Белых не представлял, какому недоумку пришло в голову просить на баррикаду роту драгун в конном строю, но искренне надеялся, что автор этой смелой идеи сам лег под пулями. Потому как в противном случае, любой командир самолично пустил бы его в расход, не доводя дело до трибунала. За явное пособничество врагу.
Мостовая перед баррикадой (точнее, место, где она была - вывороченные булыжники пошли на строительный материал), была усеяна вперемешку убитыми и ранеными. Время от времени кто-то шевелился, стонал, пытался ползти назад. Из-за угла опасливо высовывался национальный гвардеец, размахивая кепи, насаженным на штык. Потом один или два смельчака выскакивали в переулок и, пригибаясь, бежали навстречу ползущему, подхватывали и так же, бегом, волокли в укрытие. С баррикады по ним не стреляли - надо полагать, берегли боеприпасы. Хотя, прикинул Белых, может, кто-то из лидеров восставших сообразил, что раненый неприятелский солдат куда полезнее убитого - во-первых, надо отвлекать людей на эвакуацию, а во-вторых стоны и крики, полные мучительной боли отличнейше деморализуют личный состав. Он сам поступил бы точно так же: позволил бы противнику выносить своих раненых.
От баррикады до Т-образного перекрестка, откуда атаковали национальные гвардейцы, было шагов двести. В теории, пуля из гладкоствольного капсюльного ружья (он видел у защитников и кремневые мушкеты), могла поразить цель и на большем расстоянии. Но на практике, огонь защитников, редкий и неточным, представлял опасность для атакующих шагов с с полутораста. А потому, тем могли практически беспрепятственно выстраиваться в конце переулка.
Что-то на этот раз они не торопятся, подумал Белых. Может, наконец на той стороне нашелся кто-то, решивший не губить людей в лобовых атаках, а пустить парочку взводов в обход? Тогда баррикаде конец - с тыла ее прикрывает едва полдюжины стрелков, засевших за перевернутым омнибусом. Это не считая Карела со Змеем, о которых защитники, ясное дело, не имели понятия.
До сих пор спецназовцы не сделали ни единого выстрела. Повстанцы и сами прекрасно справлялись - три атаки, включая фанфаронский наскок кавалерии, были отбиты одна за другой, в течение каких-то полутора часов. По самым осторожным прикидками, правительственные войска положили понапрасну не менее полусотни человек. Потерь среди защитников баррикады Белых не заметил - разве что десяток раненых, из которых каждый второй остался в строю. Между защитниками сновали какие-то девицы с кувшинами, бутылками, мотками бинотов - их заготавливали рядом, прямо на мостовой, за афишной тумбой, отдирая от штуки полотна длинные, узкие полосы. "Трехсотых" сносили в кабачок, вывеска которого виднелась в десяти шагах за завалом. Судя по всему, там располагался штаб повстанцев, предместья Сент-Антуан. Дверь кабачка то и дело пропускала людей в студенческих шарфах, в рабочих блузах, девиц, до самых глаз укутанных в накидки - с координацией действий у неведомых лидеров восстания все было в порядке.
За спиной затрещала черепица, Белых перекатился на бок , поднял автомат, и с досадой выругался.
- Япона ж мать, кому было сказано - сиди за трубой и не высовывайся!
Малыш Мишо залопотал, тыкая пальцем то в замызганную листовку, то вниз, указывая на худощавого человека в широкополой шляпе, отдававшего распоряжения у входа в «штаб».
- Ясно, значит это и есть тот самый Перийрак? - понял Белых. - Юный трубочист утвердительно закивал и снова затрещал по французски. - Та понял я, понял, спасибо...
Он отполз за трубу. Там, в кирпичном парапете, ограждающем крышу, был проделан проем для стока дождевой воды. Через него можно было рассматривать тылы баррикады, не рискуя быть обнаруженным.
Спецназовец поднял автомат и поймал фигуру в оптику. Малыш Мишо тревожно дернулся, но Белых успокоительно потрепал его по плечу - «ничего не сделается с вашим драгоценным Перийраком!» Командир повстанцев, бледный млолдой человек лет двадцати пяти, с длинными, до плеч волосами, вооруженный коротким кавалерийским ружьем с расширенным воронкой стволом, энергично размахивал руками. зщитники баррикады, подчиняясь его командам, разбегались по своим местам.
Пискнула рация.
- Снарк, я Гринго. Глянь, что они там приволокли!
Белых ужом отполз на прежнее место, откуда переулок просматривался до самого перекрестка. Все ясно - кажется, среди неприятельских офицеров обнаружился некто, возомнивший себя Бонапартом. Это он, кажется, додумался до того, чтобы применить в уличных боях артиллерию? На перекресток одну за другой, выкатили три пушки на высоких, по плечо человеку, колесах. С баррикады вразнобой захлопали выстрелы - слишком далеко. Номера ворочали хоботы лафетов, возле крайнего орудия уже ловко орудовали прибойником.
«Ну вот, сейчас начнется концерт по заявкам радиослушателей. Полчаса пушечной стрельбы в упор, хоть ядрами, хоть гранатами - и от баррикады останутся одни воспоминания. Нет, ребята, мы так не договаривались...
- Гринго, я Снарк, видишь их?
- Обижаешь, командир! Как на ладони.
- Работай!
Пулемет загрохотал - длинно, страшно, выкашивая расчеты одной сплошной струей свинца. Перекресток вмиг опустел, только возле высоких колес бились раненые, да свисало с казенника центральной пушки подергивающееся тело. Пулемет смолк; защитники баррикады ошалело озирались, пытаясь найти источник грохота, и тут Перийрак (он, как командир, первым сообразил, что случилось, Выскочил на гребень баррикады и закричал, вскинув над головой тромблон. Мгновение - и переулок затопила волна атакующих. Ошеломленный спецназовец, не скрываясь, приподнялся над парапетом и смотрел, как повстанцы споро разворачивают захваченные пушки; как защитники спешно растаскивают баррикаду, давая проход неизвестно откуда взявшимся отрядам под трехцветными, красными, черными знаменами. Над головами колыхались ружейные стволы, кое-где виднелись пики с насаженными на них, как , как во времена 1789-го года, красными фригийскими колпаками.
Рация ожила:
- Командир, с тыла по трем переулкам подходят подкрепления. Студенты, рабочие, всякая гопота, со стволами. Валят, как лемминги! Есть солдаты, одиночки и группами - похоже, перешли на сторону мятежников. Что делать?
- Я Снарк, не трогайте, пусть идут. Потом снимайте МОНки и к нам, по крышам. Похоже, ночка предстоит веселая...
Отредактировано Ромей (24-06-2017 10:42:28)