IV
Из воспоминаний Ф. Красницкого
Библиотечка журнала «Русский инвалид»,
С-П-бург, 1879\24 гг.
«...разговоры о британской эскадре, подстерегающей наш караван, не утихают уже который день. В кают-компании только об этом и спорят; «Мальта» да «англичане» - эти слова несутся и со шканцев и с полубака, где стоит бочка с водой, возле которой разрешено курить. Рассказывают, будто на военном совете, собранном на «Наполеоне», флагмане французской эскадры, большинство командиров кораблей высказалось за то, чтобы обогнуть британскую твердыню с зюйда, а потом подняться вдоль берегов Туниса, оставив по правому борту островок Пантеллерия. Но Истомин и и соглашавшийся с каждым его словом принц Наполеон, и слушать об этом не пожелали.
Британские корветы-разведчики то и дело появляются с вестовой стороны горизонта. Всякий раз, когда мелькает вдали крошечный лоскут паруса, по фалам «Вобана» (флагман вице-адмирала Истомина), взбегают цепочки сигнальных флажков, и какой-нибудь из миноносцев боевого охранения, раскручивая до предела машины, кидается наперехват незваных гостей. Уже три разведчика разбиты их метким пушечным огнем; другие, более везучие, едва увидав в отдалении стелющийся за низким силуэтом дым, поспешно отворачивают прочь.
Ни у кого нет больше сомнений, что недоброе ока Королевского флота внимательно следит за нами. Выловленные из воды офицеры шлюпа «Стромболи» рассказывают, что к Мальте стянуто все, что англичане сумели собрать на Средиземноморье. Гавань забита военными кораблями - линкорами, фрегатами, корветами. Правда, паровых среди них совсем мало, но с недели на неделю ожидают солидных подкреплений из метрополии. И, главное - эскадру адмирала Нейпира, направленную вместо напичканного минами и русскими канонерками Финского залива сюда, на Средиземное море.
Пленники затруднились назвать точное число военных кораблей в гавани Ла-Валетты; выходило, что одних только парусных линкоров здесь не менее семнадцати. Громадный перевес - даже с учетом французской эскадры! Похоже, Королевский флот твердо намерен взять реванш за черноморские неудачи, и только того и ждет, чтобы наш караван, подобно неосторожной мыши, сунулся в мышеловку.
Мне понятны резоны Истомина, отвергшего южный маршрут. Даже не имея достаточного количества паровых судов, британцы все равно превосходят нас в эскадренном ходе. Над морем который день дуют устойчивые норд-осты и, поймав их в паруса, неприятель без труда догонит наш неповоротливый, перегруженный войсками, караван, какой путь мы бы не избрали. А раз так - к чему оттягивать неизбежное?
И все же, вице-адмирал не стал, очертя голову, лезть в пролив, отделяющий Мальту от южной оконечности Сицилии. Корабли легли в дрейф, и с «Тамани» одну за другой спустили на воду две летающие лодки. Описав широкую дугу над ордером каравана, аппараты, жужжа моторами, ушли на вест, туда где за горизонтом лежит древняя твердыня рыцарей-госпитальеров, ставшая в наши дни средоточием британской военно-морской мощи на Средиземном море...»
V
Средиземное море,
вблизи Мальтийского пролива
Пароходофрегат «Владимир».
«Финист» Эссена разобранный на части, отдыхал на палубе «Владимира». Собирать, спускать на воду ради одного вылета было бы сущей дуростью, а потому, командир авиагруппы, отправился на авиатендер «Тамань» (он нес звено новеньких М-9, в отличие от потрепанных «пятерок» «Херсонеса»), и самолично выдал полетное задание Энгельмейеру (его, как опытного морского летчика, перед самым походом забрали из сухопутной эскадрильи.) «Девятки» лихо развернулись против ветра и пошли на взлет, Эссен проводил их тревожным взглядом.
На сердце у него было неспокойно. Он клял себя, что не стал обижать Семенова, переучившегося, как Кобылин, из наблюдателей, и не полетел сам. Не захотел лишать парня уверенности в себе! Вот и жди теперь, считай минуты, которые утекают вместе с газойлем через трубку топливной магистрали...
Как оказалось, беспокоился он не зря. Звено благополучно вышло на Валетту, покружило над цитаделью, сфотографировало набившиеся в гавань парусники и легло на обратный курс. На семьдесят шестой минуте полета ведущий бодрым голосом сообщил, что его движок дает перебои, но это ничего, дотянет. Эссен встревожился всерьез - он хорошо знал этот нарочито-беззаботный тон, сам не раз докладывал точно так же, чувствуя, что вот-вот стрясется какая-нибудь неприятность. И как в воду глядел - через семь минут Энгельмейер доложил, что мотор заглох окончательно и придется садиться на воду. Встревоженный Эссен скомандовал на «Херсонес» спускать на воду «пятерки» - он намеревался самолично лететь на поиски. Краснопольский отговорил: до приводнившихся аппаратов (Семенов не решился бросить товарища) оставалось не более пятнадцати миль, проще послать миноносец. И верно, не прошло и часа, как «Заветный» приволок на буксире аварийную «эмку».
Истомин расположил бутаковские пароходофрегаты на правом фланге французского ордера; миноносцы во главе с «Заветным» оттянулись дальше, к зюйду, образовав боевое охранение. Все глаза на эскадре были прикованы к зюйдовой стороне горизонта: согласно донесениям авиаторов, англичане, получившие доклады от своих разведчиков, вытаскивают многопушечные махины фрегатов и линейных кораблей на внешний рейд. На это уйдет остаток дня и вся ночь, но даже если русско-французский караван успеет миновать траверз Ла Валетты - попутный ветер позволит кораблям Роял Нэви нагнать неприятеля. Что касается предстоящего боя - вряд ли хоть один человек на эскадре, от адмирала до «пороховой обезьяны», сомневается в его исходе. Британия пока еще правит морями, джентльмены!
Отредактировано Ромей (18-07-2017 21:08:47)