Глава 2.8 (начало)
Погода стояла на удивление сухая и тихая, поэтому Олег на следующий день решил немного погулять по Москве. Шестакова вызвали в главк, что-то связанное с его 9 ГИАПом, так что компанию он составить не мог. Северов с удовольствием сходил бы Третьяковскую галерею, но музеи были эвакуированы. Какие-то, может быть, и работали, но попробуй быстро разберись с этим без Интернета! Направился в парк Горького. Работает метро или нет, Олег даже не стал узнавать, хотелось в такую погоду побыть на улице. Поехал на трамвае. То ли Северов плохо спросил, то ли старичок, который объяснял дорогу, не так понял, но уехал Олег совсем в другую сторону. Пришлось снова спрашивать дорогу и добираться гораздо дольше.
Народу в трамвае было немного, когда летчик зашел в вагон, несколько старичков и старушек о чем-то оживленно разговаривали. Олег сел на свободное место и принялся смотреть в окно, Москва того времени была для него в новинку.
В это время трамвай остановился, в вагон с трудом забрался пьяненький парень в фуфайке, шапке со следами звездочки и потертой форме. По тому, как тот двигался, Северов сразу определил – инвалид, списан вчистую. Скорее всего, повреждение позвоночника, плюс одна нога значительно короче другой. Олег встал и помог ему устроиться на сидении, иначе тот бы упал.
- Нормально все, командир! Имею право сегодня выпить! Дружок мой с фронта вернулся. Без ноги! А я с ногой! – парень похлопал себя по короткой ноге. – Во как повезло!
Сидящая радом старушка покачала головой.
- А ты, мать, меня не осуждай! Я бы и сейчас воевал, да списали по инвалидности. Я просил, дайте хоть в хозвзводе остаться. Не положено, говорят. Эх! Я от самого Смоленска… С медалью!
Парень отогнул полу фуфайки, на вытертой гимнастерке висела самая уважаемая в армии медаль – За отвагу. В это время в трамвай зашел милицейский патруль, младший лейтенант попросил предъявить документы. Наконец дошла очередь и до Северова. Милиционер посмотрел документы, с уважением взглянул на Олега, еще раз в документы, отдал обратно, козырнул.
- Все в порядке, товарищ Герой Советского Союза!
Милиционеры вышли. Сидевшие в вагоне пассажиры стали с интересом разглядывать летчика. Олег, немного смутившись, стал убирать документы.
- Погоди-ка, сынок.
Сидевший рядом старичок распахнул полы реглана, покачал головой. Северов смутился, стал запахивать реглан, но вперед протиснулся мальчик лет 11-12, видимо внук одной из старушек, до этого тихо смотревший в окно.
- Дайте посмотреть, дяденька. Ух ты, здорово!
На ближайшей остановке Олег пожелал пассажирам всего хорошего и вышел. Такое пристальное внимание было приятно, но очень смущало новоиспеченного капитана. Оставшийся путь Северов прошел пешком, благо было совсем недалеко.
В парке Горького Олег увидел выставку трофейной техники. Как он помнил из прошлой истории, такую выставку открыли летом следующего, 1943-го года, к двухлетию начала войны или около того. Здесь поводом стал разгром Московской группировки противника. Танки, самоходки, пушки, самолеты – выставка была богатой, недостатка в трофеях не было. Олег не спеша шел вдоль выставленной техники, когда сзади раздалось:
- Северов! Олег!
Летчик обернулся, неподалеку стоял Севастьян, его товарищ по Борисоглебской школе. Обнялись, вдоволь похлопали друг друга по плечам. Севастьян – лейтенант, воевал на Калининском, недавно стал командиром звена. Лечился в госпитале под Москвой, в столицу приехал за новым назначением после выписки. Все обошлось, годен без ограничений. Хотел проситься обратно в свой полк, но тот полностью переформирован, даже номер теперь другой. Пошли обедать, заодно поговорить. Столько по ресторанам Олег давно не ходил. Впрочем, а где еще пообедать, ведь все по талонам!
Севастьян очень удивился морской форме Олега, а увидев награды просто обалдел. У него самого были Красное Знамя и Красная Звезда, которыми он законно гордился.
- Так ты где, кем?
- На Брянском, командиром эскадрильи был, потом на Южном, полком командовал.
- А сбитых сколько? У меня семь!
- Сейчас сорок.
- Ну да, мы всегда говорили, что ты далеко пойдешь! О ребятах ничего не знаешь?
Олег отрицательно помотал головой, Севастьян вздохнул.
- Я знаю только, и то не точно, что Бориса сбили. Про остальных вообще ничего.
Увидев, что Олег от выпивки отказался, Севастьян тоже ничего спиртного себе заказывать не стал. Посидели, повспоминали, порассказывали друг другу о фронтовом житье-бытье. Сидели в общем зале, через некоторое время стали подтягиваться посетили. Летчиков несколько раз приглашали танцевать дамы, внимание было несколько назойливым, но разговор со старым товарищем был важнее. Вечер пролетел незаметно. Расстались, обнялись, договорились найтись после войны, если останутся живы.
На следующий день Шестаков и Северов прибыли на Центральный аэродром, с которого и были доставлены в Горький, где уже стояли самолеты бригады, рядом накапливалась остальная техника. После размещения в общежитии пошли знакомиться с комиссаром и начальником штаба. Нашли всех в помещении, выделенном под штаб, они пили чай с сушками, неторопливо обсуждали текущие дела. Зашли, представились. Те поднялись, с удивлением рассматривали своего двадцатишестилетнего командира и его двадцатидвухлетнего заместителя. Но субординацию никто не отменял.
- Гвардии майор Яровой Евгений Петрович. Начальник штаба бригады.
- Полковой комиссар Беренс Виктор Янович. Комиссар бригады.
Некоторое время разглядывали друг друга. Командиры боевые. У Ярового Знамя и Звездочка, у Беренса две Звездочки. Яровой академик, закончил еще до войны. До назначения уже были на полковом звене, прекрасно себя зарекомендовали. Яровому немного за 30, Беренсу под 40. Наконец Шестаков улыбнулся:
- Так и будем в гляделки играть?
Все засмеялись и расселись у стола, налили прибывшим чаю. Впечатлились их наградами, пришлось немного рассказать, когда и за что. Оказалось, что начштаба штурмовик, а комиссар бомбер, логично.
На следующий день летный состав построился поэскадрильно. Первую, вторую и третью эскадрильи Олег знал почти поименно, а вот четвертую видел первый раз.
- Командир четвертой эскадрильи старший лейтенант Бондаренко Михаил Захарович.
Комэску-4 под тридцать, большие залысины и симпатичное лицо с ямочкой на подбородке. Герой Советского Союза, два ордена Ленина и два Знамени. Серьезный мужик. В отличие истребителей и бомбардировщиков, штурмовиков собирали с бору по сосенке, но отбор был жесточайший. В каждом можно быть железно уверенным, здесь случайных людей нет.
Лев Львович сказал короткую речь, абстрактно сказал про ответственное задание Ставки и все такое. После этого направились смотреть новые машины. Высыпали из автобусов на летном поле, побежали к своим аппаратам, гладили, хлопали по обшивке, по-детски радовались плавным обводам, тщательности сборки. Затем поэскадрильно разместились в классах, где заводские инженеры и испытатели рассказали об особенностях техники. После всяких формальностей на следующий день приступили к полетам. Для тренировок были выделены по две машины каждого типа. У всех летчиков бригады очень солидный налет, у каждого освоено несколько типов машин, так что к новой технике приспособились быстро. То, что все бомберы владеют самыми прогрессивными на данный момент приемами нападения и обороны, Лев и Олег знали точно. Оказалось, что и штурмовики быстро освоили возможности нового самолета. Пикирование под углом сорок-пятьдесят градусов, что не делалось на обычном Ил-2, более интенсивное маневрирование. Вообще, по их словам, эта машина больше напоминал истребитель. Шутят, конечно, но видно, что очень довольны.
Изучали по картам местность, где предстоит летать, учили ориентиры, времени на освоение района и сдачи зачетов штурману будет минимум. Навигация в пустыне затруднено почти полным отсутствием этих самых ориентиров, но все самолеты имеют приличный набор навигационных приборов, многие пилоты имеют опыт «слепых» полетов, остальные этому учатся, поэтому Северов надеялся, что особых проблем не будет. К тому же у них фронтовая аивация, не АДД, полетов на тысячи километров не будет.
Получили доклад о том, что части прикрытия также прибыли на место и тренируются. Их «место» где-то в Средней Азии, осваивают пустыню.
Все это время через Кавказ и Ближний Восток в Египет гнали технику, которую нельзя перевезти на самолетах. Новые БТРы, танки и наземную аэродромную технику. К моменту прибытия бригады все это должно уже быть размещено на месте. Техника доставлялась железной дорогой до Тебриза, затем автомобильными транспортерами до Мосула и дальше опять по железной дороге в Египет. Авиабаза будет располагаться недалеко от Александрии. База флота охраняется неплохо, так что шальных немцев, вдруг приехавших на своих танках или БТРах прямо на взлетную полосу быть не должно, но береженого Бог бережет.
Северов опять влез и обговорил экипировку для всех, отправляющихся в Египет. Зимой там, конечно, не жарко. Но хлопчатобумажным камуфляжем и ботинками с высоким берцем неплохо будет запастись.
Вообще, от всех этих организационных проблем у командования бригады головы шли кругом, хорошо, что помощники были толковыми и старательными. Работников штаба Шестаков не подбирал, но, как и во всех других случаях, ни одного случайного человека, попавшего просто благодаря хорошей анкете, не было. К тому же, предвидя такую ситуацию, неизвестный человек, может быть Сивков, занимавшийся комплектованием, увеличил штат почти вдвое. В общем, за две с небольшим недели справились со всем.
Команда на перелет поступила 1 ноября, шли с подвесными баками и полным боезапасом к стрелковому оружию, лидировали «Хадсоны» АСС. Первая посадка в Сталинграде. Пока самолеты заправляли, все успели перекусить. Следующая посадка – Ереван, здесь заночевали. На следующий день утром вылетели на Багдад. Снова дозаправка машин и людей, следующий пункт – Дамаск. Небо словно вымерло, за весь полет от границ Союза не видели ни одного самолета. По общему мнению, здесь везде неспокойно, за территорию военной базы в пригороде Багдада, как и здесь, в пригороде Дамаска, выпускать отказались. Никто и не собирался, все устали, хотелось бы поспать. Утром вылетели на свою базу около Александрии. Шли вдоль берега, в районе Суэцкого канала подошли Харрикейны. Частоты были заранее обговорены, диспетчеры вели бригаду. С командиром звена Харрикейнов Олег связался сам, поприветствовал лейтенанта. Тот сказал, что направлен проводить до Александрии, обещал оберегать от вражеских самолетов. Издевается или не вкурил?
На посадку заходили в обратном порядке, четвертая, третья, вторая, затем первая эскадрильи. Шестаков со своим ведомым, младшим лейтенантом Иваном Сержантовым, Олег и Владлен, звено управления, сели последними. Первое, что увидел Олег после приземления, был Булочкин, довольно комично, по мнению Северова, смотрящийся с панамой на голове. Дальше подошли Михалыч, Винтик и Шпуник, другие механики и занялись самолетами, а Лев и Олег направились на встречу с руководителем особой миссии НКО Бобровым Иваном Тимофеевичем. По пути оценили ПВО базы в виде восьми крупнокалиберных спаренных пулеметов, двух батарей 40 мм Bofors L60 и батареи 94 мм орудий. На своем месте оказался и обещанный радар. Для самолетов были готовы капониры, их туда закатывали. Имелись и быстровозводимые конструкции – несколько металлических ангаров для обслуживания техники, домики для личного состава, боксы с наземной техникой. Было не жарко, Олег мысленно поздравил себя с тем, что работать они будут не летом. Вообще все было отмечено печатью аккуратности и порядка, а чего собственно еще можно было ожидать от коменданта особой миссии гвардии майора Булочкина! В части вездеходов велосипед было решено не изобретать, использовались, в основном, Додж ¾. Это были новые машины с одинаковой колеей передних и задних колес и 92-х сильным двигателем. Олег знал также, что на базе имеется некоторое количество мотоциклов, надо будет попробовать.
Валера проследовал за хозяином на одном из «Хадсонов». Потеревшись об ноги хозяина и обозначив свою любовь и преданность, кот отправился изучать окрестности. Не сказать, что ему сильно понравилось, но жить можно. Побродив до вечера покруг аэродрома, Валера завалился спать в ногах у хозяина.
Олегу был положен водитель, сейчас он уже устал после долгого перелета, но потом решил обязательно поездить за рулем сам. Водитель, младший сержант с ежиком коротких светлых волос и лихим чубчиком, представился как Арсений Самарин. Не старше двадцати пяти, но раз попал сюда, значит не только автомобиль умеет водить.
Иван Тимофеевич понимал, что летчики устали после перелета, поэтому сообщил, что представители английского командования приглашены на завтра на 12 часов, так что времени ввести командование авиабригады в курс дела завтра с утра хватит. Договорились встретиться в 8 часов.
После встречи с руководителем миссии Лев и Олег поехали в штаб, где провели совещание с руководителями всех служб и основных подразделений. Комендант базы майор Булочкин, который находился здесь уже две недели, доложил, что вся наземная инфраструктура полностью готова. Личный состав размещен в комфортных условиях, снабжение продуктами питания, технической и питьевой водой, ГСМ, электроэнергией налажено, контакты со всеми службами англичан установлены. Олег Петрович также дал расклад по объемам топлива и боеприпасов, кратко рассказал об условиях хранения. Капитан Аверин доложил схему охраны базы, график занятий с личным составом, отдельно по взводу осназа лейтенанта Гладышева. Инженер базы военинженер 1-го ранга Берг доложил о наличии необходимого оборудования, инструментов и запасных частей, общей схеме распределения личного состава по работам. Когда Олег увидел в списке состава бригады Якова Карловича, то очень обрадовался. Техника была новая, возможны еще не устраненные детские болезни, так что лучше Берга вряд ли кого можно найти. Можно было также не сомневаться, что помощников он себе выбрал достойных. Начальник особого отдела бригады лейтенант госбезопасности Ногтев предложил провести завтра инструктаж с прибывшим личным составом по своей линии. Кандидатура начОО лично у Олега также вопросов не вызвала, приятно, что такую непростую и ответственную должность занимает надежный и известный ему человек. Тот, кто формировал списки, явно хорошо понимал, что делает, и старался обеспечить максимальную совместимость руководства. За делами просидели до темноты, Шестаков отпустил людей и сам тоже отправился спать.
Для проживания Северову был выделен второй этаж двухэтажного каменного дома. Здесь же жили Булочкин и Берг. Остальные командиры также жили в разных домах по два-три человека. Это сделали на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы совершенно не лишать бригаду руководства при удачной попытке диверсии. На первом этаже располагались кухня и столовая, а также комнаты ординарцев. Ординарцем Северова был рядовой Тимофей Кутькин, он уже подготовил чистое белье, банные и туалетные принадлежности, застелил кровать. Олег поблагодарил его и отпустил отдыхать, а сам принял душ (какой кайф!) и тоже завалился спать.
На следующий день в назначенное время командование бригады встретилось с Бобровым и генерал кратко обрисовал ситуацию. Итало-немецкие войска стоят в нескольких километрах от Каира. От базы до передовых линий английских войск километров тридцать-сорок, но немцы лишь обозначают присутствие. Основная масса войск движется на Каир. Александрия неплохо укреплена и снабжается по морю, но не располагает значительными силами для активных действий. Роммель блокировал базу своими частями и на этом остановился. У англичан нет сил для удара немцам во фланг, у немцев и итальянцев есть силы для блокирования базы, но нет свободных сил для ее штурма. По мнению Северова это несколько нелогично, но с политической точки зрения взятие Каира и дальнейший выход к Суэцкому каналу гораздо весомее, чем взятие Александрии. На вооружение немецкой армии поступили новые модификации PzKpfw III с 50 мм пушкой и PzKpfw IV длинноствольной 75 мм пушкой, а также самоходные орудия StuG III также с длинноствольной 75 мм пушкой. Против этих танков у местной бронетехники шансов нет. А если учесть таланты Роммеля, так им тут совсем кисло. Немецкая авиация представлена Ме-109 различным модификаций, причем часто встречаются Эмили, некоторое количество ФВ-190, широко используются различные модификации Ю-87. Другие бомбардировщики – Дорнье-217, Юнкерс-88 и Хейнкель-111 встречаются намного реже. Роммель неплохо задействует зенитки, но ориентирован, в первую очередь, на достаточно устаревшую технику, которая сейчас имеется у англичан. Англичане имеют здесь далеко не самые современные типы машин. Используются ранние модификации Харрикейна и Спитфайра, встречаются даже Гладиаторы. Современных модификаций мало. Имеется некоторое количество Киттихауков, поставляемых американцами. В качестве штурмовиков применяются пушечные варианты Харрикейна. Иван Тимофеевич заметил, что по его наблюдениям и агентурным данным англичане воюют без огонька, как будто делают тяжелую опостылевшую работу. Да и настроения в войсках не очень. В Египте воюют англичане из метрополии, причем много всякого сброда, а также индусы, австралийцы, новозеландцы и так далее. Где их родина и где Египет! Про офицеров и генералитет англичан Бобров хотел что-то сказать, но красноречиво махнул рукой. Олег в свое время читал статьи на эту тему, про джентльменов-военных, так что понял, что хотел сказать генерал. Если, резюмировать, то морально-психологический климат на довольно невысоком уровне. Затем руководитель миссии перешел к отношениям с хозяевами. Если кратко, то недоумение. Нет, некоторые не против, чтобы им кто-то помог. Вот если бы целая армия русских навела здесь порядок! Но многие просто откровенно не любят «русских коммунистов», это тоже надо учитывать. Так что нагрузка на руководителя миссии и его штат будет приличная.
До прихода англичан оставалось около получаса, когда пришел доклад, что радар запущен и встал на боевое дежурство. Отлично. Олегу не давала покоя мысль, что Роммель не просто обошел базу и двинулся дальше. Не может он не понимать, как она важна. Посуху решил пока не брать, с моря нечем. Что остается? Бомбить! Олег распорядился уточнить, что известно о перемещениях бомбардировочной авиации противника, есть ли сведения об ее концентрации на востоке Средиземноморья. Пользуясь предварительной подготовкой в Горьком, летчики сразу начали сдавать зачеты штурману бригады, некоторые уже их получили. В полдень в прибрежный сектор ушла воздушная разведка. Пару По-3 сопровождала пара Харрикейнов, об этом была договоренность с англичанами. Первые вылеты будут проводиться вместе с ними, чтобы местные привыкли к советским самолетам, выучили их силуэты. Летчики опасались, что По-3 будут путать с фоккерами, а Пешки с Ме-110. Сушки и Илы путать, вроде бы, не с чем, но ничего не мешает обстрелять неизвестные самолеты. Так что к этому вопросу командование бригады и руководство миссии отнеслись с максимальной серьезностью.
Тем временем прибыли англичане. Бобров представил майора Уильяма Палмера, офицера связи сэра Харольда Руперта Леофрика Джорджа Александера, главнокомандующего британскими войсками на Среднем Востоке. Поскольку Александрия была базой Средиземноморского флота Великобритании, то присутствовал также офицер связи главнокомандующего флотом сэра Генри Харвуда коммандер Роберт Моррисон. Беседа велась впятером, Бобров и Северов прекрасно владели английским, а Олег сам переводил Льву. Моррисон выразил по этому поводу вежливое удивление.
«Ха, не объяснять же ему, что это язык противника!» – мысленно посмеялся Северов.
А Паркер уточнил статус Олега, самого молодого из присутствующих, оба англичанина были сильно удивлены, но, как истинные джентльмены, вслух ничего не высказали. Из всего мало-мальски полезного было только предложение представиться адмиралу Харвуду, который находился на HMS Nile – базе Королевского флота в Александрии. Далее следует представиться сэру Харольду Александеру, его ставка находится в Исмаилии, городе километрах в ста северо-восточнее Каира. Впрочем, генерал время от времени выезжает на позиции, можно договориться о встрече. Вопросы взаимодействия и проведения совместных операций обсуждать вежливо отказались, сослались на отсутствие полномочий. Единственное, что обещали твердо, немедленное представление всех свежих разведданных. Засим откланялись.
Когда англичане ушли, Бобров засмеялся:
- Удивляетесь, думаете, за чем и приходили? Привыкайте.
- Ну, удивлен не то, чтобы сильно. Не понимаю я их в другом. Как так воевать можно? – пожимал плечами Шестаков.
Он пригласил генерала на обед в штаб бригады, хотел поближе познакомить его с командирами. Тем временем вернулась воздушная разведка, стали уточнять положение противника. Новая пара ушла в другой сектор.
Усиленный взвод разведки гвардии старшего лейтенанта Валерия Басаргина прибыл на место вместе с первыми сотрудниками миссии и уже успел немного освоиться. Две группы численностью в отделение на джипах были в поиске, остальные, как говорится, занимались по плану. Аверин и Булочкин быстро нашли с Басаргиным общий язык, да и сам старший лейтенант оказался мужиком молодым, но тертым, начинал еще в Финскую. К тому же еще и ушлым, Валера успел познакомиться с ребятами из САС и даже раздавить с ними «за укрепление боевого содружества» пару пузырей хорошей водки под соленые рыжики. Выпивку и закуску бритты оценили, вскоре Басаргин намерен снова с ними встретиться, поддержать знакомство.
Корнеев, являвшийся начальником разведотдела миссии, тоже трудился не покладая рук, да и с англичанами отношения потихоньку налаживал, а вот Тихонов состоял в должности помощника начальника миссии и официально курировал секретариат и организационный отдел, который отвечал за мероприятия с союзниками, взаимодействие с ними по различным вопросам, связи с прессой. Все это позволяло ему общаться с широким кругом местных должностных и не только лиц и достаточно свободно перемещаться, не вызывая ненужных вопросов. Олег видел его мельком, судя по довольному виду, дела шли неплохо.
Пока шло накопление и обработка данных, Шестаков засобирался в Александрию, представиться адмиралу Харвуду, Моррисон говорил, что тот готов его принять после файф-о-клока. Подполковник решил, кроме переводчика, взять с собой и своего заместителя, Олег пошел одеваться. Начищенные сапоги, темно-синие бриджи, гимнастерка с наградами, фуражка с крылышками, готов! Арсений довольно быстро домчал его до штаба базы, со многими солдатами и матросами на постах здоровался, немного говорит по-английски. Молодец!
Адмирал, круглолицый человек с резкими носогубными складками лет пятидесяти пяти, был удивлен, когда Олег стал говорить без переводчика, но его английский был безупречен. Адмирал также выразил вежливое удивление молодостью командира бригады и его заместителя. Награды на их гимнастерках на него никакого впечатления не произвели, он в них ничего не понимал и понимать не собирался. Оба летчика отметили некоторую растерянность, владевшую сейчас многими из местного руководства, Харвуд исключением не был. Как и оговаривалось ранее, бригаде был выделен сектор порядка 90 градусов от побережья до Каира, командующий флотом заверил также, что силуэты советских самолетов давно переданы авиаторам и хорошо ими изучены, накладок быть не должно. На их аэродроме самолеты союзников базироваться не будут, но командиры авиаподразделений сами нанесут им визит. Связь с особой миссией проверена и поддерживается. На этом Харвуд завершил прием. Еще раз отметив необходимость получения всех разведданных об итало-немецких войсках, Шестаков и Северов откланялись. Визит совершенно пустой, но необходимый.
За день на разведку слетали три пары, посмотрели от Матруха на западе до Дейрута на юге. Штаб обрабатывал полученные данные в совокупности с полученными от англичан, особых расхождений нет, хотя искать в огромной пустыне вражеские соединения – задача не из простых. Определенной проблемой была малая скорость Харрикейнов, даже сушки были быстрее, а Илы сравнимы. Но ничего, приноровились, тем более, что пока вражеские самолеты в воздухе видели только издалека.
Валера, похоже, начал разборки с аборигенами, рано утром караульные слышали вопли из того места, куда тот шустро порысил. А вскоре кот обнаглел настолько, что гонял пустынных лисичек-фенеков. В биологии Олег был не силен, поэтому поинтересовался наличием крупных хищников в этой местности у привезшего продукты сержанта-англичанина. Тот пожал плечами и сказал, что ничего крупнее ушастой лисицы не видел. Говорят, что дальше в пустыне можно встретить каракала, но здесь довольно шумно и оживленно, они этого не любят. Северов немного успокоился, да и Валера далеко из расположения не уходил.
Бобров связался со штабом 8 армии, которой сейчас командовал все еще не Монтгомери, а Окинлек. Быстро удалось договориться о присутствии на участке фронта в зоне ответствсвенности бригады авианаводчиков от бригады. Шестаков обсудил со своими дальнейшие действия. Летать-сбивать, это само собой. Необходимы удары по вскрытым аэродромам противника, уничтожение техники и, в первую очередь, летного состава. Уничтожение вражеской бронетехники тоже актуальная задача.
Локаторщики доложили о группе самолетов в сотне километров юго-западнее. Олег и Влад слетали, посмотрели. Самолеты оказались «Бленхеймами», возвращались с бомбардировки немецкого подразделения на марше где-то в ста км южнее Матруха. От девятки осталось семь машин, две повреждены. К ним стали пристраиваться четыре мессера, но русские упали сверху, сбили две машины и ушли обратно наверх на такой скорости, что немцы поспешно повернули на обратный курс. С почином!
На следующий день авианаводчик запросил поддержку, немецкие танки перли вперед, перемалывая оборону англичан. Противотанковая оборона была слабой, английские «Матильды» и «Валлентайны» и американские «Стюарты» и «Гранты» с новыми немецкими танками тоже не справлялись, те расстреливали их с дальней дистанции. А двухфунтовые и 37 мм танковые пушки ничего не могли сделать с усиленной броней немецких «троек» и «четверок». Американские 76 мм пушки «Грантов» были мощнее, но и они хорошо справлялись только со старыми, немодернизированными машинами. Лев поднял всю четвертую эскадрилью под прикрытием двух звеньев По-3 и пары управления, еще два звена остались для прикрытия второй волны – эскадрильи сушек. Подошли с запада и нанесли удар РСами улучшенной кучности, затем вывалили ПТАБы, добавили из пушек. Сменившие их сушки ударили РСами и осколочными бомбами. Сунувшиеся мессеры потеряли четверых и шустро покинули поле боя, на котором горело полтора десятка танков и бронетранспортеров, потери в живой силе – около роты.
После дозаправки и пополнения боезапаса накрыли обнаруженные две артиллерийские батареи противника. Немцы попытались сконцентрировать силы истребителей, навалился полный штаффель Фридрихов, пришлось поднимать еще два звена По-3, но сбили и повредили половину, причем штурмовики и бомберы тоже поучаствовали. Повреждения, конечно, были, но, к счастью, ничего серьезного.
Кто больше был впечатлен, немцы или англичане, пока не ясно. Но приглашение на встречу с Окинлеком и Александером Шестаков получил, причем не в Исмаилию, а поближе к фронту.
Утром 6 ноября Шестаков вылетел на полевой аэродром, с которого его должны были доставить на встречу с британскими генералами. Бригада продолжила наносить удары по наступающим немецким частям и колоннам на марше. Радар был улучшенный, добивал до Каира, но самолеты, подходящие к городу с юго-запада обнаруживал только в последний момент, поэтому задача прикрытия своих ударных самолетов, работающих на южной границе сектора, была особенно актуальной.