Глава 4.5 (фрагменты)
Настя сначала была сильно напугана, увидев таких гостей, Олег опасался, как бы в обморок не упала, но потом освоилась, зарумянилась, стала смеяться. Платье ей сшили, говорят, по поручению самого Иосифа Виссарионовича, очень красивое, легкое и изящное, оно замечательно ей подошло и по размеру и по фасону, подчеркивало ее прекрасную фигуру. Черные вьющиеся волосы не стали укладывать в сложную прическу, но фата была довольно замысловатой.
...
- Да вспомнила, как у моего комбеза пуговицы от клапана на попе оторвались. Я по жизни всегда недотепой была, вечно с моей одеждой какие-то дурацкие проблемы приключались. После восьмого класса поехали мы с подружками в парк гулять, так у меня резинка у трусов лопнула. А потом еще дождь пошел, замочило нас, платье к телу прилипло. Не знаю, как домой добралась.
...
- Зато у меня медаль есть! А у тебя, Настюха, награды есть?
- Две «За боевые заслуги». А младшим лейтенантом мне недолго осталось ходить, говорят, что скоро таких как я демобилизуют.
...
Поднимаясь по ступенькам, Настя рассказывала Северову, что встретила бывших одноклассников и жалела, что не догадалась спросить об остальных. А Северов мрачно подумал, что этих остальных, скорее всего, почти не осталось. Если призвали в 42-м, то шансов дожить до победы немного, даже если сначала направили в военное училище. Навстречу по лестнице шел мужчина, тащивший на плече большой мешок. Тот был, видимо, довольно тяжел, так как мужчина шел осторожно, покачиваясь из стороны в сторону. Олег пропустил вперед Настю, которая быстро поскакала по ступенькам наверх, а сам посторонился, пропуская воскресного труженика. Засмотревшись на генеральский китель, мужик оступился и уронил мешок. Тот треснул, поднялось облако пыли.
- Ой, мля! Извините, я нечаянно!
Олег махнул рукой и поспешил подняться выше, но было уже поздно. Брюки, китель, вся форма покрылись пылью, словно Северов приехал на мотоцикле из Одессы в Херсон. Настя всплеснула руками.
- Да ладно, щеткой отчистим! Звони давай!
Родители Насти оказались интеллигентного вида парой, отцу около сорок пять, матери лет на пять меньше. Кстати, ни тесть, ни теща на жену Северова сильно похожи не были, впрочем, та сама говорила, что вся в прабабушку. Поздоровавшись и вручив теще цветы, Олег попросил щетку и принялся приводить брюки в порядок, а Настя взялась за фуражку и китель. Вскоре брюки и ботинки были отчищены, а вот китель был еще не готов. Можно было особо не торопиться, все равно никто из гостей еще не пришел. Тесть с тещей увели Олега в комнату прямо в тельняшке, а Настя продолжала возиться с кителем.
- Меня зовут Андрей Иванович, а мою супругу Наталья Николаевна.
- А меня можно просто Олег, - улыбнулся Северов.
Родители оказались такими, какими их представлял себе летчик, все-таки папа профессор, а мама доцент. Настоящая интеллигенция в Бог знает в каком поколении, со всеми ее достоинствами и недостатками.
- Давно ли вы поженились? – спросила Наталья Николаевна. – Все так неожиданно. Мы только недавно приехали, вернулись из эвакуации, вдруг позавчера вечером телефонный звонок, Настя сообщила, что вышла замуж и хочет познакомить с нами своего супруга.
- Совсем недавно, 11-го августа. Потом мне дали небольшой отпуск и мы почти две недели в Крыму провели. Только позавчера и вернулись.
- Простите, Олег, - осторожно поинтересовался отец, - я человек штатский и плохо разбираюсь в званиях и родах войск. Вы моряк?
- Морской летчик. Вообще-то, имею право носить как морскую форму, так и обычную для ВВС. Я генерал-майор авиации, командую гвардейской армией РВГК.
- Еще раз простите, - смутился Андрей Иванович, - а ваша семья?
- Родственников у меня нет, я в военную школу пилотов из детдома пришел, еще до войны.
- А кто ваши родители были? – поинтересовалась теща. – Обычно, если ребенок маленький в детдом попадал, да без документов, ему фамилии давали такие, что сразу можно понять, где он ее получил.
- Типа Бесфамильный? Ну да, только я не помню ничего, совсем маленьким в детдом попал. Хотел потом узнать, почему я Северов, а не Петров или Сидоров, так архив давно сгорел. Но давайте я вам лучше расскажу, почему Настя моей женой стала. Познакомились мы в 42-м, летом, она в наш полк, в звено связи направление получила. Я тогда эскадрильей командовал. Так и познакомились, а мне она сразу понравилась. Но на долгие ухаживания времени не было, так что поженились только после войны.
В прихожей раздался звонок, теща Наталья Николаевна пошла открывать дверь и в квартиру ввалилась большая шумная толпа родственников. Сразу стало понятно, что верховодила этим кагалом крупная полная тетка лет сорока-пятидесяти (у толстых возраст не всегда определяется явно), двоюродная сестра тестя, которую все звали «милейшая Ирина Федоровна». Ее муж, представительный полковник ВОСО с двумя орденами «Знак Почета», всем своим видом давал понять, что ранг у него здесь особый. Остальные родственники были в штатском, за исключением подполковника медицинской службы и инженер-майора танковых войск. Зайдя в комнату, они не сразу обратили внимание на скромного Северова в тельняшке. Олег встал и поздоровался, но особого внимания на него не обратили, поскольку Ирина Федоровна продолжала привлекать к себе основное внимание, было понятно, что она привыкла всегда быть в его центре. Теперь Северов понял, почему Настя просила его надеть тужурку с наградами. Тем не менее, стали подходить мужчины и здороваться.
- Познакомьтесь, это Олег, муж Насти! – представила Олега теща. – Не обращайте внимания на его вид, Настя сейчас приведет в порядок его китель. Сосед уронил на него мешок со строительным мусором.
Ирина Федоровна наконец обратила на Северова свое внимание, разглядывая как кусок говядины на рынке. Видимо, осталась не очень довольна, поскольку, глядя куда-то мимо Олега, произнесла:
- Что ж, молодой человек, хорошо, что вы выбрали такой день, чтобы представиться. Семья, в которую вы будете иметь честь войти…
- Ирина! – с досадой произнес Андрей Иванович, было видно, что он не привык перебивать сестру, явно всеми верховодящую. – Что ты такое говоришь!
- Не перебивай меня, Андрюша! Молодой человек должен сразу понять, что входит в непростую семью. Здесь все люди с высоким положением и связями!
Андрей Иванович замолчал, было видно, что ему очень неловко, все это ему не нравится, но возражать сестре он не привык. Летчик стоял рядом с тестем, поэтому лампасы были гостям не видны, а по возрасту тетка с мужем заподозрить в нем генерала никак не могли.
- Простите, Ирина Федоровна! Я пришел познакомиться с родителями своей жены и никуда входить не собираюсь.
- Как это? – удивилась та. – Война закончилась, армию и флот сокращать будут. Вы полагаете остаться в кадрах? Для этого нужны связи! А чтобы хорошо устроиться на гражданке, они нужны тем более!
Дальше тетя решила проявить чудеса дедукции:
- Вы слишком молоды, чтобы уметь что-то полезное. На стройку пойдете работать или на завод? А Настенька девушка из хорошей семьи и привыкла к другой жизни!
И Ирина Федоровна величаво повела рукой, имея в виду, наверное, профессорскую квартиру.
- Вы неопытны и полагаете, что вам сейчас открыты все двери. Но таких как вы сейчас очень много, - тут тетка снисходительно усмехнулась, - устроиться на хорошее место желающих достаточно. И вы полагаете, что без наших связей сможете быстро занять достойное положение? Вы очень самонадеянны!
- Даже слишком самонадеянны! – с неприязнью проговорил полковник. – Что вы о себе воображаете?
Тут уж тесть не выдержал и усмехнулся, покачав головой. В это время в комнату вошла Настя с кителем.
- Надень, дорогой! О, я вижу с нашим бомондом ты уже познакомился!
- Прекрати немедленно! – взвилась тетка Ирина. – Ты совершенно растеряла хорошие манеры! Стала настоящим солдафоном!
Гости воззрились на китель Северова. Олег с удовольствием наблюдал сложную гамму чувств на лице Ирины Федоровны, удивление сменилось неверием, полные щеки покрылись краской гнева, и она уже собралась что-то сказать, но в это время подошли еще двое мужчин, майор-танкист и подполковник медицинской службы.
- Здравия желаю, товарищ генерал-майор! – широко улыбнулся майор. – Извините, вы ведь, Северов Олег Андреевич, командующий гвардейской армией Резерва Ставки?
Летчик подтвердил свою личность и пожал руки офицерам.
- Я вас по фотографии из «Правды» узнал. Разрешите вас с высокой наградой поздравить!
К уху Ирины Федоровны склонился Степан Порфирьевич, по нему было видно – тоже узнал, наконец. До присутствующих долетели лишь отдельные слова – «Парад Победы», «Правда», «Фото». Свекольная краснота тети уступила место бледности, она шумно выдохнула и присела на стул. Окончательно ее добила Настя, показывающая фотографии со свадьбы. Несколько снимков сделали при регистрации и во время празднования и передали молодоженам на следующий день утром, перед вылетом в Крым. На фото все стояли в загсе, сидели за столом, на одном снимке были только жених в парадной форме и невеста.
А танкист тем временем добавил:
- Снимки и кинохронику с парада Победы сейчас в армии активно обсуждают, новая форма всем очень понравилась. И музыка тоже!