«Мышеловка» - так назвали отечественные прокатчики новейший испано-аргентинский триллер «4*4» режиссёра Мариано Кона.
Это довольно интересный и практически камерный триллер. Это история о выживании на очень ограниченном пространстве. Да, можно вспомнить схожие ситуации, когда человек оказывался внезапно ограничен узким пространством лифта или телефонной будки. В данном случае человек оказывается заперт в тяжёлом внедорожнике. Попадает аки мышь в мышеловку. Впрочем, человек этот в чём-то и вправду схож с крысой. Перед нами мелкий профессиональный уголовник, социальный паразит, опасный, словно грязная помойная крыса. А вот дальше начинается интересное. Не хочу раскрывать перипетии сюжета. Скажу так – зло встретилось с другим злом. А вот дальше неглупый зритель может поразмышлять о природе генезиса этого зла.
И тут нам необходимо совершить маленький экскурс в новейшую историю Аргентины. Не так давно тамошний экономист и министр Доминго Кавальо (кстати, бывший немалым авторитетом и для отечественных политиков и экономистов либерального толка) привёл в результате своей деятельности аргентинскую экономику практически к полному краху. Множество людей разорилось, огромное их количество потеряли все сбережения (как у нас в 1992 году при Е.Гайдаре) и пенсионные накопления. Страну накрыл девятый вал преступности. Всё это наложилось на память о не такой уж и давней военной диктатуре и воевавших с ней леваках-террористах. В результате страна несколько лет выползала из ямы, но преступность там и поныне, как почти везде в Латинской Америке – страшный бичь общества. Отморозки из трущоб и чуть более цивилизованные их коллеги творят на улицах произвол. А ответные жёсткие действия полиции яростно критикуются левыми и либералами (живущими порою в спокойных закрытых районах) , впрочем, об этом лучше посмотреть один из лучших бразильских фильмов последнего времени – «Элитный отряд» Жозе Падильи.
Но вернёмся же к «Мышеловке». Выживание бьющейся в стальной мышеловке «крысы» и социальная драма общества, жертвы и палача. Режиссёр отлично смог поставить перед зрителем эти непростые вопросы, но вот ответить на них… То ли оные либеральные (типа «правильные» ныне там) взгляды помешали, то ли ещё что. Но недосказанность финала вызывает некое сожаление. И даже ярость. Не должно было бы так. Если по справедливости.
Аргентинское кино ныне вообще периодически радует. Что криминальными же триллерами и драмами, навроде «Седьмого этажа» («Septimo»), что авантюрной комедией с элементами социальной драмы «Шедевр» («Mi obra maestra»). Это были хорошие фильмы. «Мышеловка», конечно, несколько им уступает, но в общем и целом – это вполне достойное разового просмотра кино. Актёрские работы весьма хороши, напряжение нагнетается нормально )) , кровь, пот и слезы в наличии. Как и подлинная драма. Ну и есть над чем задуматься. Слава Богу, сейчас у нас в обществе про такое многие просто забыли. О схожем времени нам напоминают разве что ранние сезоны длинных «ментовских» сериалов. Да тёмные уголки памяти, где хранится слепок тех адских 90-х…
Резюме:
Неплохой триллер. Атмосферный. Смотреть можно.