***
- Пожалуй, будет нелегко убедить сэра Э̀нтони в том, что все это предназначено для получения красителя из сушеных жуков. – задумчиво произнес Раджѝт Сингх, разглядывая покачивающийся на привязи дирижабль.
- Вы полагаете, он может сюда заявиться? – обеспокоенно спросил Юбер. – Если жители деревни доберутся до Леха и раззвонят на базаре о том, что здесь творится…
Сикх усмехнулся.
- В паре часов пути от деревни тропу стерегут мои люди. Так что ни в какой Лех беглецы не попадут - разве что пойдут обходными, горными тропами, а это не один день пути. К тому же, сам резидент – человек, безусловно, разумный; он имел возможность оценить наши силы и понимает кто, случись стычка, возьмет верх.
- Меня удивляет, Юбе́р, почему вы не стали использовать водород. – осведомился Николай. – Помнится, в одном из писем вы рассуждали, что возле горных склонов бывают сильные воздушные потоки, а значит, размер аппарата будет иметь решающее значение. Кубический метр этого газа способен поднять около килограмма с четвертью полезной нагрузки, тогда как светильный газ – от четырехсот до шестисот граммов. А ведь это прямо сказывается на размере оболочки и, как следствие - на управляемости!
- Я думал о том, чтобы использовать водород. Но это потребовало бы для каждого заполнения аэростата не менее шести тонн концентрированной серной кислоты и пяти - железных стружек. Я уж не говорю о громоздком оборудовании для получения газа, его охлаждения и очистки от вредных примесей вроде мышьяко̀вистого водорода или сероводорода. А это три зри большие, три метра в диаметре и два с половиной в высоту, железные бочки, выложенные изнутри свинцом, и их тоже пришлось бы доставлять по частям и собирать на месте. Кроме того, понадобилось бы не меньше полусотни сорокавёдерных железных бочек, чаны, лужёные соединительные трубы и много еще чего. Да и сам процесс получения газа крайне непрост – можете мне поверить, я намучался с таким оборудованием во время Гражданской войны в Америке, пока мы не перешли на светильный газ . За каждым аэростатом приходилось таскать обоз из тридцати шести пароконных повозок, а это более пятнадцати тонн!
- Разница солидная. - кивнул Раджѝт Сингх. – Так нам пришлось доставить сюда не больше семи тонн, считая уголь и сам аэростат. А этот груз не так чувствителен к толчкам и сотрясениям - я даже думать боюсь, чем обернулась бы перевозка во вьюках стеклянных бутылей с купоро̀сным маслом !
Николай поддал носком кусок кокса – он в изобилии усеивал землю вокруг установки Юбера.
- Вы используете не светильный газ, а водяной? Конечно, разница в подъемной силе не так велика…
*смесь водорода (50 %), метана (34 %), угарного газа (8 %) и других горючих газов, получаемая при сухой возгонке каменного угля или древесины.
**Так в обиходе называли концентрированную серную кислоту.
- Да, мой учитель, Таде́уш Лоу использовал именно его. Позже я усовершенствовал сконструированный им полевой газодобывательный завод, и сумел почти вдвое сократить его вес. Да и сам водный газ легче светильного – один кубический метр поднимает до восьмисот граммов нагрузки! Водяной газ получается при пропускании водяного пара в перегонном кубе над раскаленным добела коксом. В результате получается смесь оксида углерода с водородом, которую называют "водяным газом". А для приведения в действие воздуходувки коксового горна я решил использовать тот же паровик, что установлен на дирижабле. Для этого, правда, пришлось поломать голову, как сделать его быстросъемным, но дело того стоило – мы сэкономили несколько сотен килограммов, которые иначе пришлось бы прибавить к обозу!
- Да и с углем возни меньше. – добавил Раджѝт Сингх. - Его доставили по воде в Сринада́р, после чего осталось заплатить местным караванщикам за переброску небольшими партиями в Лех. Так что сейчас у нас его втрое больше, чем планировалось.
Николай скептически обозрел груды угля, сваленные возле пышущих жаром железных перегонных кубов.
- Как говорят у нас: «запас карман не тянет». Надеюсь, мсье Юбе́р, нам по надобится один, в крайнем случае, два вылета.
- Хорошо бы, конечно, обойтись. Только надо дождаться безветренной погоды - здесь, в лощине, дирижабль не подвержен действию ветра, но стоит покинуть убежище, как он сделается игрушкой стихий. А нам предстоит причаливать к узкому, в полсотни шагов шириной, уступу и не врезаться в скалу, и это при том, что наземной команды, способной принять швартовые концы, нет и в помине!
- На этот счет можете не беспокоиться. С нами отправится Курбатов – это один из наших казаков. Он чрезвычайно ловок и силен; я не раз наблюдал во время нашего путешествия, как ловко он лазает по отвесным скалам и деревьям. Пожалуй, он - один из немногих людей, способных добраться до монастыря по тропе, не прибегая к всяческим ухищрениям. Так что будьте спокойны: зависнем над краем уступа, спустим Курбатова по веревочной лестница, после чего бросим ему гайдро̀п и причальный конец.
Ну, разве что… - с сомнением покачал головой Бондѝль. – А все же это чрезвычайный риск. Хороший порыв ветра – и нас бросит прямо на скалу, и кто знает, выдержит ли оболочка такое столкновение! Про фермы с воздушными винтами я не говорю, они разрушатся в первую очередь…
- Что ж, тогда придется поселиться в монастыре, как те паломники, что не решились на обратный спуск! – засмеялся Ильинский. – Да не волнуйтесь вы так, Юбе́р! Нам бы только наверх добраться, а уж вниз-то можно и с неработающей машиной. Подождем, когда аэростат отнесет подальше от скалы, стравим газ и потихоньку спустимся!
- Пожалуй, могу вас обнадежить, господа… - вступил в разговор Раджѝт Сингх. – Если судить по некоторым приметам, впереди два-три сравнительно тихих и солнечных дня. Но потом погода резко испортится, и я не дам за сохранность этого летучего веретена и одной-единственной раковины каури…
Отредактировано Ромей (17-12-2018 02:28:57)