ГЛАВА ШЕСТАЯ
О сборах в путь. Дорога через океан. Шалости циклона. Почти у цели. Арсенал экспедиции. Наконец остров Ноукс! Высадка.
Из записок Николая Ильинского
«Первым делом мы со слугой отправились в магазин братьев Брукс, где и приобрели всё необходимое для экспедиции…»
Знали бы читатели (ежели, таковые, конечно будут), сколько раз мне хотелось начать очередную дневниковую запись этой фразой из записок Стэнли. И продолжить её длиннейшим, на три страницы убористого текста, описанием приобретений с непременным указанием цен.
Но увы, это так и осталось мечтой. То есть само-то посещение если не магазина братьев Брукс, то чего-то, выполняющего ту же функцию, имели место, например, в процессе подготовки тибетской экспедиции, только описать я этот увлекательный процесс не мог по упомянутым выше причинам. Впрочем, жалеть тут нечего - нудное корпение над списками снаряжения, одежды, упряжи, утвари и еще уймы того, без чего не обойтись необходимых в длительном путешествии, мало похоже на визит в дорогой магазин, торгующий одеждой для путешественников и любителей африканского сафари…
Но – не судьба. И только сейчас, за несколько дней пути до острова Ноукс смог внести в свой дневник подобную запись. Правда, роль магазина братьев Брукс выполняли оружейки, каптёрки и Бог ещё знает какие закрома «Витязя». И хоть ассортимент тут победнее, неповторимая атмосфера судна в кругосветном плавании вполне возмещает этот недостаток.
Куда мы собирались на этот раз? Не было ни малейшей уверенности в том, что получится перехватить похитителей «слёз асуров». Что до апертьёра, который, как я полагал, находится на острове (а где ему ещё быть, если подумать?) - Тэйлор запросто мог спрятать свою базу от посторонних глаз в тщательно замаскированной пещере - остров Ноубл имел вулканическое происхождение, а значит, там наверняка есть большие подземные пустоты в скалах. Тогда придётся обшаривать всё, шаг за шагом, а корвет тем временем отправиться в Лиму или Кальяо для пополнения припасов и ремонта.
А без этого обойтись никак нельзя. Переход через океан дался нам ох как недёшево. Груссе, несомненно, сговорившийся с Юбером (лягушатники всегда найдут общий язык с другом, хоть в Париже, хоть в Квебеке, хоть в Новой Каледонии) уверяли, что виной всему – мой неуёмный оптимизм и привычка бежать впереди паровоза. Это ведь только на карте путь от берегов Явы до побережья Перу кажется прямым - следуй себе вдоль экватора и горя не знай! На деле же парусное судно - а корвет большую часть похода совершал под парусами - вынуждено следовать господствующим направлениям ветров. То есть - с течением Куросио подняться далеко к северу, пройти вдоль берегов Японии, чтобы, достигнув сороковых широт, повернуть к весту. Далее, вместе с большим северным течением и пассатной петлёй, пересечь океан и вдоль берегов американского континента спускаться к зюйду, до экватора и далее, к третьей параллели.
Что ж, не могу не признать, хотя бы и отчасти, правоту моих спутников. Вероятно, следовало бы серьёзнее отнестись к дурной репутации океана, словно в насмешку названного «Тихим». Не успели мы миновать траверз Манилы, как угодили прямиком в область формирующегося тропического шторма.
Северо-западный тихоокеанский бассейн, занимает обширную территорию к северу от экватора и к западу от 180-го меридиана, включая Южно-Китайское море. Здесь расположена самая грандиозная на планете «кухня погоды», в которой ежегодно рождается не менее двух дюжин тропических циклонов, имеющих силу шторма или даже тайфуна. Это происходит в течение всего года, с некоторым снижением активности с февраля по март.
Возникшие здесь ураганы ударяют по Китаю, Японии и Малайе; случается, они достают даже островов Океании. Одно из таких погодных чудищ и застигло нас на траверзе острова Формозе.
Изрядно потрёпанный, но уцелевший в бешеном разгуле стихий «Витязь» кое-как доковылял до Нагасаки. Этот порт, один из крупнейших в этой части Тихого океана, привычен и для китобоев и для русских клиперов и винтовых корветов, совершающих свои кругосветки. Имеются тут солидные судоремонтные мощности - недаром русские военные корабли вместо Владивостока чинится в Нагасаки, и даже зимуют здесь, предпочитая мягкий японский климат перспективе вмёрзнуть в лёд гавани Золотой Рог.
В Нагасаки «Витязь» заменил сломанную грот-стеньгу; тут же оставили Анри Рошфора. Вообще-то, мы собирались высадить его в Джакарте, но рана от «тигриного когтя» Шарифа всё же загноилась, да и циклон внёс свои коррективы…
В итоге, после всех этих задержек, «Витязь» миновал экватор на три недели позже, нежели мы рассчитывали. Припасы подходили к концу, котлы засолились и требовали срочного ремонта, старший механик ежедневно вручал командиру длинный список неисправностей, всякий раз предупреждая, что ещё немного – и он не сможет гарантировать бесперебойную работу судовых механизмов. А потому – визит в ближайший порт, да еще в такой, где можно было бы произвести хотя бы текущий ремонт, числился теперь в приоритетах.
На дорогу туда и обратно, а так же на ремонт, мы положили полтора месяца – этого времени должно хватить, чтобы обыскать остров вдоль и поперёк. Командир корвета, капитан второго ранга Назимов хочет отчалить, как только экспедиция будет высажена на остров. С нами останутся три десятка матросов под командованием лейтенанта –Назимов уверен, что этого хватит, чтобы справиться с любым противником, которого можно встретить в этой забытой богом дыре.
Не мог же я пускаться в объяснения насчёт «людей-гекконов» и прочих неприятных сюрпризов, которые вполне можно ожидать от Тэйлора! Остров слишком важен для южанина, так что об охране он наверняка позаботился. С другой стороны, рисковать корветом тоже не стоило – кто знает, с какой скоростью придётся потом отсюда улепётывать?
Короче, после бурной дискуссии, в ходе которой мне пришлось потрясти полученной от консула депешей – той, где командиру «Витязя» предписывалось выполнять любые капризы «гостей», - Назимов согласился добавить ещё десять матросов, артиллерийского кондуктора и, главное – казнозарядную стальную пушку системы Мариевского, морской аналог сухопутной бронзовой четырёхфунтовки. Таких на «Витязе» четыре, причём к двум имеются колёсные лафеты в разобранном виде для использования в качестве десантных пушек. Передков и конной тяги, разумеется, взять неоткуда, так что перемещать сорокапудовое орудие предстоит на своём горбу. Но тут уж грех жаловаться – пушка, способная стрелять гранатами, шрапнелью, чугунными ядрами и картечами, может стать решающим аргументом в споре с любым супостатом.
Матросы вооружились шестилинейными винтовками Альбини-Баранова со штыками, лейтенант с кондуктором имели ещё и револьверы. Груссе тоже получил из арсенала «Витязя» «барановку», мы же предпочли оружие, сопровождавшее нас в тибетской экспедиции – карабин Спенсера у канадца и «Мартини-Генри» у нас с Курбатовым. Кроме того, я не расставался с верным «люгером», а мои спутники щеголяли «Смит-Вессонами» калибра 4, 2 линии, недавно принято на вооружение в русской армии. Офицеры «Витязя» косились на новомодные револьверы с завистью – на флоте терпеть не могли сложно устроенные и неудобные в обращении казённые револьверы системы «Галан».
Безоружным остался только Цэрэн, чему никто и не думал удивляться - монах всю дорогу из Ладхака в Карачи обходился одним посохом. Вот и сейчас - отверг попытки всучить хотя бы ему карманный револьвер (Юбер был готов расстаться ради этого с полюбившимся ему «Моим другом») или хоть охотничий нож. При этом монах ссылался на обязательный для обитателей Лаханг-Лхунбо запрет проливать кровь. Это меня озадачило – я не забыл, как его «единоверцы» при помощи алебард и мечей расправлялись с «людьми-гекконами»…
Погоды стоят отличные, Тихий океан в кои-то веки оправдывает название, опрометчиво данное ему Магелланом. Штиль, невесомая рябь на ртутном зеркале океана отражает бездонную небесную синь. «Витязь» идёт на экономических семи узлах, полегоньку коптя единственной трубой – угля осталось в самый обрез, ещё несколько штилевых дней – и придётся, пожалуй, жечь в топках доски палубного настила. Но это уже не страшно: в результате обсервации, произведенной в полдень с приличествующей точностью, получены следующие координаты: долгота – 97 градусов 17 минут к востоку от парижского меридиана, широта – 1 градус 03 минуты к югу от экватора. А значит, до острова Ноубл остаётся всего ничего - меньше ста двадцати морских миль, около суток пути.
…кстати, Стэнли, с которого я начал эту запись, к настоящему моменту уже отыскал Ливингстона, изрёк своё знаменитое «Dr. Livingstone, I presume?» и сейчас сопровождает в качестве корреспондента английские войска, действующие на Золотом берегу против племён ашантиев. Ничего не скажешь – интересно живёт человек…»
Отредактировано Ромей (15-02-2019 14:14:53)